На чужой «волне»: почему Грузия вернулась на российский конкурс - SOVA
Другая SOVA

На чужой «волне»: почему Грузия вернулась на российский конкурс

После четырехлетней паузы на конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» появилась участница, представляющая Грузию. Ею оказалась проживающая в Москве этническая грузинка Натия Ригвава. В сети выступление девушки раскритиковали: одним не понравился вокал, другим – политическая беспринципность конкурсантки. SOVA разобралась, что не так с «Новой волной».

Грузия вновь на «Новой волне»?

После аннексии Россией Крыма в 2014 году многие европейские страны, ранее участвовавшие в конкурсе «Новая волна», такие как Литва, Эстония, Израиль, Германия, Финляндия и Польша, стали отказываться от участия в нем. В этом списке оказалась и Грузия. В Тбилиси и других столицах многие опасались, что после крымских событий музыкальное шоу может стать одним из инструментов российской «мягкой силы».

За 19 лет существования конкурса Грузия участвовала в нем девять раз. Причем дважды занимала первые места – в 2008 (дуэт Georgia) и 2014 (Нуца Бузаладзе) годах. Но последний раз грузинские исполнители выходили на сцену фестиваля в 2016-м (с перерывом в 2015 году), после чего присоединились к международному бойкоту российского конкурса. Это было связанно как с оккупацией Абхазии и Южной Осетии, так и с аннексией Крыма и войной в Донбассе. Кроме того, транслирует конкурс подконтрольный Кремлю телеканал «Россия 1».

Но в этом году, после четырехлетнего перерыва, на «Новой волне» вновь появилась участница, представляющая Грузию. Ею стала 25-летняя Натия Ригвава. В финале конкурса девушка исполнила песню на грузинском языке Iagundi («Яхонт»).

Правда, в соцсетях Натии в качестве места проживания указана не Грузия, а Россия, Москва. А на сайте конкурса говорится, что девушка является выпускницей эстрадно-джазового отделения московского вуза РАМ им. Гнесиных.

По результатам оценок жюри в финале конкурса Натиа Ригвава набрала наименьшее количество баллов (75) среди 11-ти финалистов из разных стран.

Музыкант Юра Шевчук, Путин и «новый адский трэш»

Реакция в сети

Под видео с выступлением Натии многие из более пяти тысяч комментариев от пользователей грузинского сегмента интернета – с критикой в адрес девушки. Одна часть комментаторов выразила недоумение – как представительница Грузии могла появиться на сцене российского конкурса:

«Если вы стоите и поете на сцене оккупанта, то в чем состоит конкурс? Но, если вы все же поете, пойте так, чтобы это действительно задевало людей. …позорное выступление».

«Вы знаете, что этот конкурс уже давно проводится не в Юрмале, а в Сочи? И почему там выступает Грузия?».

Не оценили грузинские комментаторы и вокальные данные Натии. У многих возник вопрос: как с таким голосом девушка вообще смогла попасть на музыкальный конкурс международного уровня.

«Позорище! Когда в Грузии столько талантливых молодых людей, где ее нашли?».

«Я дико извиняюсь… это что за фигня?..У нас в Грузии уличные музыканты поют намного лучше. Это что за позор нации! Кошмар».

«Боже, эта девушка представляет Грузию?! Какой позор, ей самой не стыдно??? Это из страны, где даже стены поют лучше! Даже у «блата» должны быть границы!!!».

«У нее вообще нет голоса. У певца должен быть голос».

«С первой же ноты это звучало фальшиво и непрофессионально».

Что не так с конкурсом

Ежегодный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» стартовал в 2002 году в латвийском курортном городе Юрмала. Это была своеобразная попытка вернуть к жизни традицию фестиваля, ежегодно проводившегося в этом месте – Всесоюзного конкурса молодых исполнителей. Идея организовать шоу принадлежала российскому композитору Игорю Крутому и латвийскому композитору и дирижеру Раймонду Паулсу.

У российских организаторов с латвийскими властями всегда были достаточно напряженные отношения. Фестиваль неоднократно становился заложником спекуляций на политические темы. К примеру, Центр государственного языка (языковая полиция Латвии) предъявлял к организаторам претензии по поводу оформления вывесок. Имели место и трения с городскими властями Юрмалы по поводу финансово-инвестиционных приоритетов.

Мимикрирущая пропаганда: польский фестиваль в Тбилиси

Сармите Элерте, занимавшая должность министра культуры Латвии в 2010-2011 годах, заявляла: «Новая волна» сама по себе, а также в плане всей суеты вокруг нее, символизирует постсоветское пространство, из которого мы хотим уйти на вечные времена. Выделение посредственного фестиваля в городской среде непонятно и неприемлемо».

Окончательный разлом произошел в 2014 году, после аннексии Крыма. Поначалу трое российских музыкантов, участников мероприятия, выступавшие в поддержку присоединения полуострова к России – Иосиф Кобзон, Олег Газманов и Валерия – были внесены в черный список лиц, которым запрещен въезд в Латвию. Министр иностранных дел страны Эдгар Ринкевич тогда заявил, что «артисты своими действиями способствовали подрыву территориальной целостности и суверенитета Украины», добавив, что они могут использовать Латвию для ведения пропаганды.

В дополнение к этому в июле латвийское национальное политическое объединение VL!-ТБ/ДННЛ призвало официальных лиц и жителей страны не участвовать в мероприятиях конкурса. Как говорилось в заявлении движения, «Новая волна» стала пропагандистским российским мероприятием, и участие в нем государственных должностных лиц недопустимо, особенно «в то время, когда российские боевики находятся на территории соседней страны и каждый день убивают невинных людей».

Министр иностранных дел Латвии позже также отметил, что в связи с событиями в Украине в целом считает проведение фестиваля в Юрмале неуместным. В связи с этим, с 2015 года организаторами было принято решение перенести конкурс в российский город Сочи.

«Республика Хачапури»: мифы и правда о настоящей Грузии

SOVA