Политическая цензура возвращается в культурную сферу Грузии. Именно так многие в Тбилиси оценивают действия властей, последовательно сжимающих тиски вокруг людей искусства. В прошлом «Грузинскую мечту» обвиняли в репрессиях в отношении неугодных в музеях, театрах, Агентстве культурного наследия или Доме писателей. «Культурные чистки» проходили и в Национальном киноцентре. А теперь на очереди – Тбилисский международный кинофестиваль. Проводившееся четверть века мероприятие может прекратить свое существование из-за финансового саботажа.

SOVA LOGO NEW SMALL общество featured, Национальный киноцентр Грузии, Тбилисский международный кинофестиваль, Тея Цулукиани, цензура

Тбилисский международный кинофестиваль (Tbilisi International Film Festival, TIFF) в этом году должен был пройти в юбилейный, 25-й раз. Однако проведение уже ставшего традицией мероприятия оказалось под угрозой – Национальный киноцентр, который все эти годы был главным спонсором фестиваля, отказался финансово поддерживать TIFF.

В связи с этим организаторы через Facebook обратились к своим зрителям, друзьям и спонсорам за поддержкой. По их словам, без государственной субсидии, непрерывно выделяемой 20 лет подряд, кинофестиваль попросту закроется. Кроме того, Киноцентр даже не покрыл задолженность за прошлый год.

Отказ от финансирования негосударственного международного ивента – очередное «наказание» для независимых грузинских деятелей киноиндустрии, убеждены организаторы.

«Это решение министра и его заместителя полностью вписывается в проводимую ими политику культуры. Эта политика направлена против инакомыслия, свободы слова и выражения, независимых и автономных организаций», — говорится в заявлении.

По мнению устроителей фестиваля, решение о невыделении субсидирования приняла лично министр Тея Цулукиани – ведь именно она «заинтересована в срыве кинофестиваля». Сразу после того, как «железная леди» правящей партии возглавила Минкульт, она убрала с поста директора Национального киноцентра Гагу Чхеидзе (он же в данный момент является директором Тбилисского международного кинофестиваля) и заменила его своим бывшим коллегой из министерства юстиции, которое она возглавляла в прошлом.

Кинокритик Давид Габуния с первых лет был частью команды TIFF. Он рассказывает, что изначально кинофестиваль был создан не только для продвижения грузинского кино (в начале 2000-х у отечественного кинематографа уже была своя репутация, своя ниша), но и для того, чтобы дать возможность грузинскому зрителю шире смотреть на мир с помощью приглашенных режиссеров из стран Европы, Азии и Америки. Помимо этого, фестиваль играл большую роль в образовании начинающих специалистов. Дебютные фильмы участвовали в конкурсе, и молодые режиссеры получали премии для дальнейшего развития своего творчества.

Карательная (кино)операция: реорганизация в грузинском киноцентре

По словам известной грузинской документалистки Мариам Чачия, образовательный вклад Тбилисского кинофестиваля в развитие грузинского зрителя и режиссеров неоценим. И TIFF – уникальный по своей природе в Грузии, ведь в стране не развита культура кино.

И Давид, и Мариам считают, что непосредственно с приходом Теи Цулукиани наступила эпоха репрессий для независимых деятелей культуры. Давид Габуния убежден: проблемы, с которыми сталкивается фестиваль и режиссеры, – не финансовые, а политические. По его словам, Гага Чхеидзе был снят с должности за открытую поддержку Украины после начала полномасштабного вторжения России – и это было только началом. Тбилисский кинофестиваль можно назвать «детищем» Гаги Чхеидзе, и именно за него взялась Цулукиани дальше:

«Страна маленькая, очень бедная, и без государственных денег очень сложно все это делать. И они, конечно, это понимают и используют как рычаг для контроля: «Будешь себя хорошо вести – будем финансировать, не будешь – не будем», – говорит Давид.

Это повторяет тревожную картину, напоминающую политику советских времен и российскую повестку, когда государство контролирует каждый шаг и каждое высказывание, все индустрии. Тея Цулукиани также использует образ вездесущности, чтобы показать свое неоспоримое влияние на деятельность культурной сферы, считает Габуния.

Искусство в гражданском обществе играет очень важную роль, ведь именно оно заставляет человека задаваться вопросами и видеть альтернативную точку зрения. «Именно этого больше всего боятся диктаторы: вызова узкому образу мышления», — считает Мариам Чачия.

Правящую партию «Грузинская мечта» давно обвиняют в попытке ввести в стране цензуру. Но теперь, считают наблюдатели, и сами представители власти не скрывают таких намерений. На этой неделе члены «Мечты» ездили по регионам Грузии и проводили общественные дискуссии в поддержку своей правой консервативной повестки и конституционных поправок о семейных ценностях. Эту законодательную инициативу критики также рассматривают как один из элементов ограничения свободы слова, поскольку она предусматривает карательные меры в отношении тех, кто использует неугодные властям термины.

В ходе поездки на мероприятии в Кутаиси присутствовавших в зале заинтересовала судьба кинематографа. Членов правящей команды спросили, окажутся ли под запретом фильмы, содержащие ЛГБТ-тематику. Депутат Анри Оханашвили, возглавляющий парламентский комитет по юридическим вопросам, заявил: запрещать фильмы полностью не будут, но некая служба будет их оценивать, после чего решение примет суд. В свою очередь лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе анонсировал, что из кинофильмов будут вырезать конкретные эпизоды, содержащие, по его словам, «пропаганду и популяризацию».

Критики власти уже окрестили эту инициативу возвращением в страну советской цензуры и афганизацией Грузии. Представители киноиндустрии также видят серьезные риски в действиях правящей партии, опасаясь повторения в Тбилиси российского сценария.

«То, к чему сейчас грузинская власть не движется, а просто бежит прямо – это и есть настоящий авторитаризм», — говорит Давид Габуния. По его мнению, огромное влияние на процессы в стране оказывает, конечно, Россия. И именно это играет ключевую роль.

К слову, после принятия закона «О запрете ЛГБТ-пропаганды» в РФ кинематограф тоже прочувствовал на себе ножницы цензуры. Так, например, из байопика «Рокетмен» про основные этапы жизни Элтона Джона была вырезана любовная линия, которая сыграла огромное значение в становлении легендарного музыканта.

О существовании практики хирургического вмешательства в жизнь кинематографа в ходе поездки по регионам Грузии рассказывали и представители «Мечты».

«Можно сделать такой запрет, чтобы эта часть [эпизод с ЛГБТ-темой] была вырезана. Когда мы это изучали, я лично узнал о многих очень известных фильмах, которые, оказывается, в тот период были на полчаса длиннее… Мы смотрели двухчасовой фильм, а он, оказывается, длился два с половиной», — объяснил Мдинарадзе.

Где и когда кинофильмы подвергались такой цензуре, депутат не уточнил. Но грузинские СМИ напомнили: такая практика вовсю применялась в Советском Союзе, а сегодня она возвращена к жизни руками российских цензоров.

«Культурная» чистка: в Грузии реорганизовывают киноцентр

Софья Демина

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => общество