Вразрез с внешней политикой ЕС: Грузия не продлила европейский «список Магнитского» - SOVA
политика

Вразрез с внешней политикой ЕС: Грузия не продлила европейский «список Магнитского»

Грузия не присоединилась к решению ЕС продлить действие европейского аналога «списка Магнитского». Информация об этом была опубликована на сайте Европейского Совета от имени верховного комиссара по иностранным делам Жозепа Борреля. При этом эксперты отмечают, что Грузии, несмотря на предоставление ей на прошлой неделе статуса-кандидата на членство в ЕС, все еще необходимо выполнить ряд условий, среди которых – следование внешней политике Евросоюза.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-ЕС, Грузия-Россия, Сергей Магнитский

17 декабря Совет ЕС принял решение о продлении до 8 декабря 2026 года действующих ограничений в отношении фигурантов т. н. европейского «списка Магнитского». Резолюцию поддержали, в том числе, страны-кандидаты на вступление в Содружество – Северная Македония, Черногория, Албания, Украина, Молдова и Босния и Герцеговина. Среди них, впрочем, не оказалось Грузии.

Отказавшись продлевать действие «списка Магнитского», Тбилиси, тем не менее, поддержал другие инициативы ЕС – продление санкций против лидеров Северной Кореи и непризнанного Приднестровья.

Европейский эквивалент американского «Акта Магнитского» предполагает ограничения на поездки в зону Евросоюза за «серьезные нарушения прав человека» и блокировку банковских счетов представителей правоохранительных органов и компаний из России, Ирана, Китая, Северной Кореи, Сирии и других стран. Среди прочих в санкционном списке фигурирует ряд российских высокопоставленных лиц – бывший директор ФСИН Александр Калашников, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, генпрокурор РФ Игорь Краснов и директор Росгвардии Виктор Золотов.

Грузия присоединилась к европейскому «списку Магнитского» в 2020 году, но уже с 2021 года она не значится в списке стран, подписавших документ.

В грузинском МИДе пояснили, что не присоединились к решению ЕС, поскольку Тбилиси сохраняет практику последних лет. При этом в ведомстве утверждают, что за последний год статистика присоединения Грузии к заявлениям ЕС «резко возросла – до 50%».

Успех через отрицание: как на «Грузинскую мечту» свалился статус кандидата ЕС

Спикер парламента Шалва Папуашвили, в свою очередь, объяснил отказ властей поддерживать документ тем, что Тбилиси «не присоединяется к санкциям против России»:

«Этот список санкций распространяется не только на Россию. Он распространяется на еще несколько стран. Вы знаете, что Грузия присоединилась к санкциям, связанным с Северной Кореей и Приднестровьем. Что касается санкций против России: у Грузии есть заявленная политика, и мы следуем этой политике. Эта политика привела нас к стабильной ситуации в Грузии, которая обеспечивает наше экономическое развитие. Эта политика принесла нам статус кандидата [на вступление в ЕС]. Мы не присоединяемся к санкциям против России».

Такой подход Тбилиси, впрочем, может навредить европейскому будущему Грузии. 14 декабря на заседании Европейского совета в Брюсселе лидеры стран-членов ЕС поддержали предоставление стране статуса-кандидата. При этом грузинским властям все еще необходимо выполнить девять рекомендаций Еврокомиссии, одна из которых касается согласования внешней политики и политики безопасности.

Отказ властей присоединиться к продлению действия документа многие связывают с фигурой третьего президента Грузии. Еще в январе этого года отбывающий в клинике заключение Михаил Саакашвили написал письмо автору «Акта Магнитского», директору Heritage Foundtion Уильяму Браудеру. Он просил помочь грузинским активистам составить новый список. Позже Браудер сообщил, что вместе с командой Саакашвили приступил к работе по сбору доказательств его отравления. В интервью грузинской службе «Голоса Америки» Браудер рассказывал, что видел фотографию заключенного Михаила Саакашвили и понял: тот «сильно страдает физически». Финансист также призвал Евросоюз ввести санкции в отношении лиц, ответственных за состояние экс-президента.

После сбора материала автор «Акта Магнитского» намерен представить доказательства различным правительствам, включая правительство США, власти Евросоюза, Великобритании, Канады, Австралии и др.

Как появился «список Магнитского»

В 2007 году из российского бюджета были похищены 230 млн долларов. На сегодняшний день это крупнейшее в истории единовременное хищение средств из государственного бюджета РФ. Первыми это преступление обнаружили сотрудники фирмы Firestone Duncan, обслуживавшей юридические интересы инвестиционного фонда Hermitage Capital Management. Среди тех, кто проводил расследование, был Сергей Магнитский.

В результате проведенного ими расследования были выявлены участники преступления, включая несколько десятков сотрудников различных российских органов исполнительной власти. Однако 24 ноября 2008 года правоохранительные органы арестовали Магнитского по обвинению в причастности к уклонению от уплаты налогов. Спустя 11 месяцев предварительного заключения аудитор скончался в больнице  Следственного изолятора № 1 в Москве.

По словам Уильяма Браудера, Магнитский был убит за раскрытие схемы многомиллионных хищений. Российские власти обвинения отвергают.

В 2012 году Конгресс США принял «Акт Магнитского», основной целью которого было давление на лиц, которые несут ответственность за смерть Магнитского. Согласно обновленной в 2016 года версии документа, посредством закона правительство Соединенных Штатов может налагать санкции на членов иностранных правительств по всему миру за нарушения прав человека.

После США аналогичные по сути, но разные по форме и названиям законы приняли Канада, страны ЕС и Великобритания. На сегодняшний день «Акт Магнитского» принят уже в 34 странах мира. Этот документ позволяет в ускоренном порядке вводить персональные санкции в виде запрета на въезд и заморозки активов против любых официальных иностранных лиц, замешанных в коррупции и нарушениях прав человека. В европейском санкционном механизме, однако, имя Магитского не упоминается.

Под кураторством Департамента оперативной информации: что ФСБ России поручает экс-генпрокурору Грузии