Трагедия в Кирбали: новый эпизод в истории российской оккупации Грузии - SOVA
политика

Трагедия в Кирбали: новый эпизод в истории российской оккупации Грузии

Гига Отхозория, Арчил Татунашвили – имена, ставшие символами агрессии российского оккупационного режима. Новым трагическим эпизодом стало событие 6 ноября, когда российские военные убили еще одного гражданина Грузии Тамаза Гинтури, а его друга – похитили.  Грузинская оппозиция уже окрестила происходящее как прямое следствие т. н. «прагматичной» и «мирной» политики правящей «Грузинской мечты».

Что случилось

6 ноября вблизи села Кирбали в Горийском муниципалитете российские оккупационные силы убили гражданина Грузии Тамаза Гинтури, выстрелив в него из огнестрельного оружия. Еще одного гражданина Левана Дотиашвили военные похитили. Информацию об этом обнародовала Служба государственной безопасности Грузии.

«На оккупированной территории при попытке незаконного ареста местного жителя в результате обстрела из огнестрельного оружия со стороны российских оккупационных сил погиб гражданин Грузии, а один гражданин был незаконно задержан. Активная коммуникация ведется с использованием всех инструментов, доступных центральному правительству», – было сказано в заявлении.

Движение в село Кирбали было заблокировано сотрудниками грузинских правоохранительных органов. Также силы были мобилизованы вблизи линии разделения, где произошел инцидент. Журналистам временный доступ в село был разрешен только на следующий день.

МВД Грузии начало расследование по статьям 109 (умышленное убийство) и 143 (незаконное лишение свободы) УК Грузии.

Тамаз Гинтури был бывшим офицером спецназа и ветераном российско-грузинской войны 2008 года. Кроме того, погибший был братом Николоза Гинтури – члена фракции оппозиционного «Единого национального движения» в городском совете города Гори.

Сухуми не амнистирует, Тбилиси бездействует: судьба Ираклия Бебуа и акция солидарности

Обстоятельства произошедшего

По свидетельствам местных жителей и представителя антиоккупационного движения «Сила в единстве» Лаши Берулава, 6 ноября группа местных жителей собралась пойти к святыне Ломиси после собрания на кладбище в селе Кирбали. Тамаз Гинтури вместе с друзьями приехал к храму раньше остальных, которых ожидал в машине. В это время появились российские военные, которые, по словам Берулава, попытались задержать нескольких из них, но встретили сопротивление.

Российские военные открыли огонь и ранили Тамаза Гинтури. По словам журналиста, они надеялись, что Гинтури получил легкое ранение, поэтому не позволяли никому подойти к нему и оказать помощь. Лаша Берулава предполагает, что военные планировали доставить раненого в Цхинвали, однако, осознав, что состояние Гинтури критическое, разрешили оказать ему медицинскую помощь. В это время представители оккупационных войск похитили Левана Дотиашвили, который стал свидетелем трагического инцидента. Гинтури скончался до того, как его успели госпитализировать.

Родственник убитого Георгий Долуашвили в разговоре с журналистами рассказал, что Гинтури убили прямо в автомобиле, у него три пули в спине.

Отец похищенного же Юрий Дотиашвили в беседе с журналистами поделился и другими деталями. Согласно его информации, представители оккупационных сил дали указание грузинской стороне переместить машину, которая до сих пор стоит близ линии разделения. По словам Дотиашвили, российские военные указали Левану набрать службу 112 с телефона погибшего и сообщить о ранении.

Тем временем, журналист Радио Свобода Гоги Апциаури в интервью Palitranews сообщил, что на месте происшествия присутствовал еще один гражданин Грузии. Он, по словам репортера, смог скрыться и сообщить жителям села о произошедшем. Как говорит Апциаури, этот «золотой свидетель» был допрошен в полиции, его личность пока не разглашается.

Версия Цхинвали

Версия де-факто КГБ Южной Осетии гласит, что «пограничный наряд обнаружил двух нарушителей государственной границы на автомобиле». Как утверждают в Цхинвали, они находились в состоянии «опьянения».

«В ходе попытки задержания ими оказано сопротивление, сопряженное с угрозой жизни и здоровью пограничников. При этом нарушителями использовался топор. Позднее ими предпринята попытка наезда автомобилем на пограничный наряд и последующего убытия в Грузию», — говорится в заявлении де-факто КГБ.

Представитель оккупационных сил сделал «предупредительный выстрел в воздух». Отмечается, что после дальнейшего «неповиновения законным требованиям, был открыт огонь по колесам их транспортного средства».

«В результате один из нарушителей получил тяжелое ранение и для оказания экстренной медицинской помощи передан в Грузию, а второй – задержан. В отношении произошедшего инцидента компетентными органами Республики Южная Осетия проводится разбирательство», — говорится в заявлении.

Де-факто МИД Цхинвали утверждает, что Тбилиси не признает «реальность» т.н. границы с Южной Осетией и это приводит к арестам граждан Грузии на линии оккупации. С апреля 2023 года, согласно их заявлению, было шесть таких случаев. Эти факты, подчеркивает Цхинвали, Тбилиси называет «незаконными похищениями», что «вписывается в навязываемую им международному сообществу повестку оккупации части территории Грузии».

«Экономический путь» из России в Грузию: транзит через Сухуми и Цхинвали ради обхода санкций?

Встреча в Эргнети

В ту же ночь в селе Эргнети, где обычно обсуждают подобные инциденты, состоялось техническое совещание с участием представителей центрального правительства Грузии, российских оккупационных сил, а также оккупированного Цхинвальского региона и Миссии наблюдателей Евросоюза (МНЕС).

По словам заместителя директора информационно-аналитической службы СГБ Ираклий Антадзе, основным требованием центральных властей было наказание виновных, но самым главным – возвращение незаконно задержанного гражданина Грузии.

Позже грузинская сторона получила информацию о том, что Леван Дотиашвили чувствует себя хорошо. По оценке Антадзе, сроки возвращения «золотого свидетеля» на территорию, подконтрольную официальному Тбилиси, могут быть продлены.

«Наша просьба – передать его нам немедленно, но исходя из сущности российских оккупационных сил этот процесс может затянуться на некоторое время. Я допускаю такую ​​возможность. Я этого не утверждаю. Наше требование состоит в том, чтобы этого человека перевели на территорию, контролируемую центральным правительством. Аналогичную позицию занимали и будут сохранять наши международные партнеры», – сказал Антадзе.

По словам представителя СГБ, единственный ответ, который они получили от цхинвальской стороны, что они проводят т. н. расследование, а виновные будут наказаны.

Кирбали – самое опасное село

Село Кирбали расположено в 30 км от Гори и в непосредственной близости от линии разграничения. Местные жители не чувствуют себя в безопасности на родной земле, поскольку здесь почти не осталось семьи, член которой хотя бы раз не оказывался в цхинвальском изоляторе.

После войны августа 2008 года сотни гектаров земли оказались по ту сторону оккупационной линии. Линия здесь условная, нет ни колючей проволоки, ни заборов, ни т. н. пограничных баннеров. Жителей Кирбали похищают, когда они идут в лес за дровами, пасут скот или посещают церковь. В 2018 году местное население заметило, что представители оккупационных сил вешают на деревья белые тряпки для обозначения территории. А в 2022 году российские военные создали здесь новый «контрольный пункт». Жители Кирбали в знак протеста демонтировали тогда установленный баннер «Государственная граница» и сдали его в металлолом.

В октябре 2023 года стало известно, что оккупационные силы заблокировали вход в храм Ломиси, возле которого и произошел нынешний инцидент. Руководитель службы по связям с общественностью Патриархии Грузии Андрия Джагмаидзе тогда заявил, что российские военные «пришли потому, что кто-то повесил там грузинский флаг»:

«Некоторое время назад туда можно было зайти. Наши паломники, священнослужители в этом году туда ходили, но кто-то там развевал грузинский флаг, что стало поводом для российских военных принять более строгие меры – заблокировать дверь и ограничить туда вход. У нас в Горийском районе есть несколько таких храмов…».

Андрия Джагмаидзе призвал сделать выводы из произошедшего, чтобы «безрассудные действия» не влекли за собой жертвы. Последние действия оккупационных сил, по его словам, в целом носили ответный характер.

[а́мбави] Игра в русскую рулетку: с чем останется «Грузинская мечта» перед выборами’24

Что сказали грузинские власти

Президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала происшедшее «жестоким нападением на грузинскую государственность». В своем сообщении в соцсети X (Twitter) она призвала мировое сообщество к категорическому осуждению действий России, которая грубо и беспрепятственно нарушает все международные стандарты.

Премьер Ираклий Гарибашвили, в свою очередь, заявил, что инцидент в Кирбали еще раз подтвердил сложную обстановку с безопасностью на местах. Произошедшее убийство, по его словам, говорит о тяжелых последствиях оккупации, с которыми вместе с властями Грузии приходится сталкиваться и гражданскому населению.

Мэр Тбилиси Каха Каладзе, предвосхищая критику оппозиции, решил напомнить, что оккупация двух исторических регионов Грузии – «самое тяжелое наследие, оставленное нам предыдущим правительством, стоившее жизни гражданам страны».

Другой член «Грузинской мечты» Ираклий Кадагишвили обвинил оппозицию в желании эскалировать и без того напряженную ситуацию, а совершенное российскими оккупационными силами убийство назвал «единичным» трагическим случаем.

«То, что кто-то требует большей конфронтации, за этим последует большая эскалация ситуации. Эта эскалация перерастет в неконтролируемые процессы. Ответит ли кто-нибудь из нынешней оппозиции за это? Результатом их действий стало то, что случилось с Грузией в следствии агрессии».

Вице-спикер парламентского большинства Гия Вольский же напрямую обратился к «Национальному движению», заявив, что случившееся – «большой подарок ЕНД, который ценой человеческой жизни преподнес им оккупационный режим». По словам депутата, определенная группа политиков, включая президента Саломе Зурабишвили, «обрадована смертью Тамаза Гинтури».

А депутат Михаил Сарджвеладзе отметил, что при власти Саакашвили подобные трагедии не были исключением. Член правящего большинства подчеркнул важность не использовать эту ситуацию для политических разборок и призвал к единству страны в борьбе с оккупацией. Он также выразил надежду, что Тамаз Гинтури станет последней жертвой, но подчеркнул, что это не первая такая трагедия в условиях оккупации.

Что сказала оппозиция

Сразу после заявления СГБ о произошедшей трагедии, оппозиционные силы не замедлили высказать свою критику в адрес властей. Основным обвинением стало то, что даже в официальном заявлении ведомства была заметна осторожная риторика.

«Русская мечта» выступила с заявлением о том, что один гражданин погиб и один задержан. Они не посмели сказать, что один гражданин убит, а другой похищен!», — заявил член ЕНД Леван Хабеишвили.

Другой член главной оппозиционной партии Бека Корчилава назвал происходящее «позором грузинских властей». По его словам, в условиях «Грузинской мечты» ползучая оккупация и установление границы были обычным явлением, а теперь наступили и фатальные последствия.

«Сегодня выяснилось, что на самом деле у нас нет ни правоохранительных органов, ни правительства – это позорно», — отметил Бека Корчилава.

Крах институтов, как говорят оппозиционеры, является прямым сигналом оккупантам о том, что они могут «охотиться на грузинских граждан, как на дичь».

Партии «Дроа» и «Гирчи – Больше свободы» в совместном заявлении подчеркнули, что трагедии случаются, когда на линии оккупации нет средств наблюдения и контроля и полицейских патрульных групп для предотвращения и пресечения подобных фактов. Но вместо усиления мер безопасности правительство Грузии, по их словам, занимается потеплением и углублением отношений с Россией.

«Когда по официальному запросу русских «Грузинская мечта» убрала подразделения полиции и блокпосты, которые позволяют оккупантам беспрепятственно издеваться над гражданами Грузии. Когда после убийств Гиги Отхозория и Арчила Татунашвили правительство «Грузинской мечты» не предприняло ничего для усиления международного давления. Когда всего несколько дней назад, сразу после поднятия грузинского флага в Кирбали, оккупанты заблокировали дверь церкви, в ответ на это близкий к правительству пресс-секретарь Патриархии Андрия Джагмаидзе заявил, что проблема заключается в поднятии грузинского флага, а не в российской оккупации.

Именно бездействие государства подбадривало русских оккупантов. Мы никогда не потерпим российской оккупации, и все оккупанты, похищающие и убивающие граждан Грузии, будут привлечены к ответственности. Мир наступит только тогда, когда российская оккупационная армия покинет всю территорию Грузии», — говорится в заявлении оппозиционного объединения.

Весь оппозиционный спектр сходится в одном: заявленная «Мечтой» «мирная» и «прагматичная» политика «нераздражения» Москвы ведет к продолжению оккупации грузинских земель и смерти ее граждан.

ЕС или назад в СНГ: готовит ли Москва новые форматы Грузии

Реакция международного сообщества

Трагическая гибель гражданина Грузии от рук российских военных вызвала волну осуждения со стороны международного сообщества. Масштабная реакция была свидетельством того, что агрессивные действия и нарушения прав человека не должны остаться безнаказанными.

Евродепутат Виола фон Крамон подчеркнула, что на «хулигана» не действуют увещевания, и только объединенными силами можно одержать верх над злом.

«Россия убивает. Она убивает в Украине, в Сирии и, конечно же, в Грузии. У Грузии есть 200-летний опыт пребывания под оккупацией России, чтобы знать, что умиротворение хулигана никогда не работает».

Другой европарламентарий Мириам Лексман уверена, что «чудовищному» поступку России может поставить конец только полная деоккупация территорий Грузии.

Верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель вновь напомнил, что российское военное присутствие в отколовшихся регионах Абхазии и Южной Осетии является незаконным.

С осуждением убийства грузинского гражданина выступил и Госдепартамент США. Эта смерть, по словам представителя Госдепа, «является ярким примером разрушений, вызванных продолжающейся оккупацией Россией суверенной территории Грузии и других стран».

Отреагировали на трагедию и во внешнеполитических ведомствах Германии и Эстонии, подчеркнув, что российские войска сегодня не должны находиться на территории независимой Грузии.

33 имени в списке Отхозория-Татунашвили