Анаклия – магнит для Абхазии - SOVA
экономика

Анаклия – магнит для Абхазии

Первый город, который должен быть построен в современной Грузии, – будет открыт, в том числе, для абхазов. Анаклия и ее глубоководный порт – масштабный проект, способный дать мощный экономический заряд всему региону. Но пока все попытки построить мост между Востоком и Западом разбиваются о политику и геополитику. Одни видят в неудачах последствия борьбы бизнес-кругов, другие – происки России или пророссийских сил.

SOVA LOGO NEW SMALL экономика featured, Абхазия, Абхазия. Диалог, Анаклия, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Лело, Мамука Хазарадзе

Античные амфоры, обнаруженные при раскопках в Анаклии, свидетельствуют о том, что потенциал этого места оценили еще древние греки. С тех пор, пусть и с перерывами и переменным успехом, но торговля здесь велась на протяжении всей истории. В советские годы впервые был разработан проект строительства глубоководного порта. Но эта идея провалилась. По одной из версий – Москва не хотела, чтобы первая в СССР глубоководная гавань располагалась на территории Грузии.

К идее построить на черноморском побережье новый порт возвращались в годы правления Шеварднадзе и Саакашвили. Последний со свойственным ему размахом обещал заложить в районе Анаклии город с романтичным названием Лазика – как напоминание о древней колхидской культуре. Через 10 лет Лазика должна был стать вторым по величине городом после Тбилиси с населением в полмиллиона человек. Впрочем, и на этот раз план остался лишь на бумаге.

О запуске своего амбициозного проекта Саакашвили объявил 23 сентября 2012 года – буквально за несколько дней до парламентских выборов, на которых его партия потерпела поражение. Новые власти в рамках борьбы с прошлым план свернули. И, тем не менее, они отказались от Лазики, но не от идеи построить глубоководный порт.

70988836 629013670839864 8579500321141686272 o экономика featured, Абхазия, Абхазия. Диалог, Анаклия, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Лело, Мамука Хазарадзе

Фото: Anaklia Development Consortium

Новый «проект века» был разработан в 2016 году Консорциумом развития Анаклии – совместным грузино-американским предприятием, которое выиграло гостендер на строительство порта. В том числе – 32-х причалов общей длиной 12,3 километра. По задумке, порт должен получить пропускную способность в 100 млн тонн в год, что поставит его в один ряд с глобальными морскими хабами – Роттердамом, Сингапуром и Шанхаем.

«Строительство порта и города Анаклия чрезвычайно важно для Грузии. Проект имеет как экономическое, так и политическое и, в некотором смысле, психологическое измерение. Анаклия станет первым городом, построенным в современной независимой Грузии»

Георгий Канашвили, партия «Лело для Грузии»

Строительство трансконтинентального порта началось в декабре 2017 года. По планам, глубина гавани должна составить 16 метров, что позволит Анаклии принимать корабли грузоподъемностью до 10 тысяч контейнеров (TEU), чего не могут Батуми и Поти. В случае реализации проекта, Анаклия станет единственным портом к востоку от Босфора, способным принимать суда класса Panamax, то есть те, которые могут пересекать Панамский канал.

Завершение первой фазы (и ввод порта в эксплуатацию) планировалось к 20 ноября 2020-го. Но что-то пошло не так.

Анаклия изменит правила игры. Так в западной прессе комментировали строительство в маленькой Грузии «самого восточного в Европе глубоководного порта».

Дело в том, что океанские суда, находящиеся, к примеру, в Атлантике, попадая в Средиземное море через Гибралтар, далее могут следовать только по Суэцкому каналу в Индийский океан. При этом большие корабли могут заходить и в Черное море. Но на его восточном побережье нет порта, который мог бы их принять.

То же самое касается грузопотока с Востока – растущая экономика Китая пытается прорыть транспортный коридор в Европу. Но пока самый оптимальный путь для Пекина – российский Транссиб. Параллельно нарастает экономическая мощь Индийского субконтинента (Индия, Бангладеш, Пакистан), нуждающегося в диверсификации собственного «Великого шелкового пути».

Новые каспийские порты в Казахстане (Актау), Туркменистане (Туркменбаши) и Азербайджане (Алят) позволят товарам идти напрямую на Запад по железной дороге транзитом через Грузию и далее в Турцию. Но альтернативный морской путь обрывается из-за отсутствия глубоководного порта. И как раз таким портом могла бы стать Анаклия.

Этот участок черноморского побережья Грузии планируется превратить в зону свободной торговли и региональный торговый центр, обслуживающий как саму Грузию, так и соседние Армению, Азербайджан, а также российский Кавказ, восточные регионы Турции и северный Иран.

«Анаклия смотрит как на восток, так и на запад. Но ее самое сильное влияние на Грузию будет заключаться в укреплении связей с Европой и атлантическим миром».

European Interest

Но множество потенциальных преимуществ глубоководного порта наткнулись на подводные камни. Среди факторов, способных окончательно подорвать проект, как внешние, так и внутренние.

Консорциум развития Анаклии основали TBC Holding (Грузия) и международная бизнес-группа Conti International (Нью-Джерси, США). Присоединились к ним также SSA Marine (Сиэтл, США), British Wondernet Express (Лондон, Великобритания) и G-Star Ltd (София, Болгария).

Согласно сделке с правительством, государство, как инициатор проекта, обязалось инвестировать в него 100 млн долларов. Но общая стоимость строительства порта оценивается в 2,5 млрд – то есть в 25 раз больше. И именно деньги, вернее их отсутствие, по официальной версии, поставили на проекте крест. Власти обвинили Консорциум в неспособности привлечь инвесторов, в то время как сами девелоперы заверили, что инвесткапитал для завершения, по крайней мере, первой фазы полностью привлечен.

Консорциум развития Анаклии прямо заявил о желании властей Грузии торпедировать проект. Один из предполагаемых элементов кампании против подрядчиков – уголовное дело в отношении учредителей TBC Holding Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе. Бизнесменов обвинили в отмывании денег по факту транзакции 11-летней давности.

На фоне скандала в августе 2019 года американская Conti Group объявила о своем выходе из Консорциума. «Группа не почувствовала поддержки проекта со стороны правительства Грузии», — заявили в компании. А уже в январе 2020-го власти официально расторгли сделку с Консорциумом. Все работы в Анаклии были приостановлены.

Битва за Анаклию: кто подрывает масштабный проект

Политолог Гия Хухашвили считает, что проект потерпел неудачу из-за личного соперничества миллиардера, лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили и финансиста Мамуки Хазарадзе, создавшего свою партию «Лело». «То, что произошло, стало логическим завершением игры, начатой в 2019 году: с одной стороны, власти выступали в поддержку проекта, а с другой – делали все, чтобы его дискредитировать», — заявил Хухашвили.

Ряд аналитиков рассматривает порт Анаклия как чисто экономический проект. По их мнению, он был подорван прежде всего конфликтом между политическими и бизнес-элитами Грузии. Но важным фактором является такая региональная геополитика. В первую очередь – молчаливая заинтересованность России в срыве проекта.

По мнению Мэтью Брайзы, бывшего сотрудника Госдепа США и ключевого посредника в отношениях между Вашингтоном и Тбилиси, Анаклия имеет огромное стратегическое значение. В интервью СОВЕ в 2019 году он заявил, что проект укрепит независимость и безопасность Грузии. Но если он так и не будет реализован, станет очевидно, что независимость страны – эфемерна, сказал экс-дипломат в беседе с IWPR.

«Анаклия сведет на нет влияние, которые Россия, возможно, попытается оказать на Грузию. Именно поэтому Россия ненавидит этот проект»

Мэтью Брайзы, экс-сотрудник Госдепартамента США

Хотя Москва публично почти никак не реагировала на строительство порта, действия Кремля в черноморском бассейне указывают на критическую важность этого региона для нее. После российской аннексии Крыма внимание к Черному морю резко возросло. НАТО обвиняет Москву в попытке превратить его в «российское озеро». Кремль отвечает взаимными обвинениями.

Параллельно Кремль пытается сохранить свою монополию на транзит грузов по маршруту Китай-Европа. В середине 2019 года было объявлено о том, что Россия построит Таманский глубоководный порт. Расположенный на берегу Керченского пролива, соединяющего Черное море с Азовским, порт способен подорвать логистический потенциал Анаклии.

В молодой партии «Лело», основанной Хазарадзе, считают такой ход событий неслучайным. По словам члена движения Григола Гегелия, это еще раз подтверждает сотрудничество правящей «Грузинской мечты» с российскими властями и свидетельствует о потакании Москве.

«Открытие российского порта Тамань является ярким примером того, почему антигосударственное правительство Грузии сознательно препятствовало строительству исторического проекта Анаклия. Реальное намерение правительства коллаборационистов «Грузинской мечты» – помощь в продвижении экономических и политических интересов России».

Григол Гегелия, партия «Лело для Грузии»

«У нас нет прямых доказательств того, что русские просили «Грузинскую мечту» не реализовывать этот проект, но факт заключается в том, что эта ситуация входит в интересы России», — говорит в свою очередь эксперт Гигла Бединеишвили.

Впрочем, тучи сгущаются и над самим Таманским портом. Его может постичь почти та же участь, что и Анаклию – отстранение одних инвесторов и поиск других. На этом фоне любопытно, что конкуренцию проекту могут составить другие грузинские порты. В 2019 году власти заявили о планах построить мультимодальный транзитный терминал в Поти и дополнительный терминал в Батуми. Хотя ни один из этих портов не является глубоководным, их расширение, тем не менее, способен ограничить потенциал Анаклии.

Власти Грузии, однако, продолжают настаивать на том, что новый порт – приоритет для правительства. «Анаклия нужна стране как воздух», — заявила как-то министр экономики Натия Турнава. Но Тбилиси до сих пор не нашел новых девелоперов, что усиливает подозрения критиков в том, что он действует по указке Москвы.

Кремль опасается, что проект усилит экономическую и политическую независимость Грузии. Более того, Россия может рассматривать поддерживаемую США Анаклию как геостратегическую угрозу. Новый город с трансконтинентальным портом и особой экономической зоной расположится в непосредственной близости от административной границы Абхазии. В партии «Лело» отмечают, что Анаклия создаст десятки тысяч рабочих мест, и трудоустроиться здесь смогут не только жители Самегрело, но и Абхазии. И это – еще один повод для Москвы подорвать проект.

Говоря об «абхазском измерении» Анаклии, Георгий Канашвили отмечает: все, что сегодня делают власти Грузии для населения оккупированного региона – бесплатная медицина, бесплатное образование и т. д. – мелочи по сравнению с потенциалом масштабного проекта.

«Зугдиди не сможет составить конкуренцию Сочи, Анаклия – сможет! Анаклия имеет потенциал стать своего рода магнитом, имиджевым проектом. Она способна показать населению по ту сторону реки Ингури, какие альтернативы им предлагает Грузия».

Георгий Канашвили, партия «Лело»

По словам Канашвили, абхазы в различных форматах неоднократно проявляли интерес к Анаклии. «Более того, в контексте того, что в последнее время мы слышим много разных предложений из Сухуми, проект становится еще более интересным. Надеюсь, грузинская сторона вовремя приступит к его реализации», — заявил он СОВЕ.

Что касается других региональных игроков, в частности, России, по мнению соратника Мамуки Хазарадзе, очевидно, что строительство порта как минимум не входит в интересы Москвы. «Поэтому не стоит тратить время зря. Несомненно, этот порт принесет стране слишком много пользы, чтобы приносить его в жертву внутриполитическим играм».

Миссия Рухи: многопрофильная клиника для Абхазии

«Надеюсь, Грузия завершит строительство порта и, таким образом, сумеет укрепить отношения со свободным экономическим миром. Это позволит защитить интересы страны от экономического влияния России и Китая. Эти т. н. друзья не разделяют интересов Грузии».

Такое заявление сделал в июне 2019 года госсекретарь США Майк Помпео на встрече с премьер-министром Грузии Мамукой Бахтадзе.

В российском МИДе тут же ответили устами Григория Карасина: «Мы заинтересованы Грузией, ее экономикой, развитием ее социальных, культурных и других сфер. Грузия сама должна решить, как поступать с портом Анаклия. Однако то, что было сказано в отношении России и Китая, вовсе не является тем тоном, который нас устраивает».

Впрочем, по мнению экспертов, заверениям Москвы, что ей безразлична судьба Анаклии, верить не стоит. Вряд ли Кремль будет приветствовать появление под боком у Абхазии масштабного экономического хаба. И, похоже, даже власти Грузии не особо это скрывают.

После расторжения контракта с Консорциумом развития Анаклии председатель парламентского комитета по отраслевой экономике и экономической политике (от правящей партии) Роман Какулия проговорился: Тбилиси откладывает строительство порта из-за рисков, связанных с Россией. Позже депутат попытался оправдаться, заявив, что его неправильно поняли, но оппоненты расценили эти слова как «признательные показания», а вероятный провал проекта Анаклии – следствием продолжающейся политики Тбилиси «не раздражать Москву».

При поддержке:

transition lg mfa 1 экономика featured, Абхазия, Абхазия. Диалог, Анаклия, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Лело, Мамука Хазарадзе

SOVA