«Мы осознаем, что сегодня речь идет о Грузии, завтра — о Украине, в последующие дни — о странах Прибалтики, а затем, возможно, и о моей родине».
12 августа 2008 года
Лех Качиньский, глава Польши
Эти слова польского президента были произнесены во время августовского конфликта 2008 года на проспекте Руставели. В Брюсселе не имели информации о намерениях Качиньского посетить Тбилиси. Он собрал своих коллег из балтийских стран по собственной инициативе и направился в Грузию, которая в тот период боролась с российским нападением.
О выступлении президента Польши не было известно даже в Министерстве иностранных дел страны, а спичрайтеры не оказывали помощи Качиньскому в его подготовке. В итоге президент выступил с импровизацией:
«Мы сможем справиться с этим, если Европа останется верной своим общим ценностям».
Через десять лет после событий в Грузии их все чаще рассматривают как предшественники аннексии Крыма и конфликта на востоке Украины. Тем не менее, ни в 2008 году, ни в 2014-м предотвратить действия России не удалось никому.
Хотя Грузия потерпела поражение в войне, ей удалось сохранить свои позиции на международной арене. Тбилиси активно осуществляет "политику непризнания", и в дипломатических вопросах Россия за эти годы терпит неудачи. С 2008 года независимость Абхазии и Южной Осетии признали такие страны, как Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия.
Соединенные Штаты увеличили давление на государства, которые имеют хоть какое-то сотрудничество с Сухуми и Цхинвали. В прошлом году в бюджете США была зафиксирована запись об оккупации Грузии.
Все это, безусловно, вызывает раздражение у Кремля.
В 2013 году российский генерал Валерий Герасимов стал заметной фигурой. Этот военный, которого трудно назвать теоретиком, возглавлял 58-ю армию в ходе Второй чеченской войны. Он также является автором концепции "гибридной войны". Эта идея была поддержана президентом Владимиром Путиным. В том же году в Министерстве обороны было создано новое подразделение — Специальный отдел информационной войны. Считается, что именно благодаря пропаганде, кибератакам и распространению ложной информации, осуществляемым сотрудниками этого отдела, Россия смогла вернуть Крым.
С аннексией Крыма Россия приобрела репутацию государства, которое, подобно русскому балету, создало еще один сильный инструмент воздействия на общественное мнение — фейковые новости.
Конфликт 2008 года в Грузии оказался первым военным столкновением в Европе в XXI веке. Во время этих боевых действий Россия также начала испытывать свои вооружения в сфере информационных технологий.
Далеко до начала военных действий — 20 июля 2008 года — на правительственные и информационные сайты Грузии была совершена кибератака. Это был уже второй случай виртуальной войны против государства, после атаки на Эстонию в 2007 году, которая произошла в ответ на решение о перемещении памятника советскому солдату из центра Таллинна на окраину города.
В процессе военных действий в Грузии Москва начала создавать ложные новости, которые до сих пор появляются в российских медиа и обсуждениях с обычными гражданами, не связанными с политикой.
Одним из самых значительных фейков, распространённых Россией в период «августовской войны», стало заявление, сделанное постоянным представителем России в ООН Виталием Чуркиным. Во время заседания Совета Безопасности ООН он заявил, что в результате действий грузинских войск погибло 2000 человек, среди которых были женщины и дети.
В дальнейшем в лексиконе российских политиков и дипломатов закрепилось выражение “геноцид осетинского народа”. Это стало возможным благодаря российским государственным СМИ, которые надолго внедрили эту идею в умы граждан страны.
Тем не менее, информация о 2 000 убитых оказалась неверной. Этот факт впоследствии подтвердил Следственный комитет России, который выяснил, что в ходе военных действий в августе 2008 года в течение всех пяти дней конфликта погибло 134 мирных жителя.
Российская сторона работала над отчетом о войне почти год. Однако новое количество цифр уже не привлекло внимания в российском истеблишменте.
Слухи о геноциде, якобы совершённом грузинами, сопровождались рассказами о том, как солдаты грузинской армии сжигали мирных жителей заживо. Тем не менее, в докладе международной организации Human Rights Watch, проводившей расследование военных преступлений, подобных фактов не обнаружено. Вместе с тем, организация упоминала о случаях этнических чисток в грузинских населённых пунктах, а также о убийствах и пытках пожилых людей, которые не смогли покинуть захваченные сёла.
Хотя фейковая информация о геноциде 2000 женщин и детей вызвала наибольшие эмоции в дни войны, самой затянувшейся темой в российско-грузинских отношениях стала дискуссия о том, кто начал конфликт. Москва полностью обвиняет в этом правительство Грузии и его президента Михаила Саакашвили.
Тем не менее, в августе 2012 года Владимир Путин, находившийся на должности премьер-министра во время конфликта, публично заявил:
«Это известно, у нас был определённый план, и мы действовали в его рамках. Он был разработан Генеральным штабом в конце 2006 года — начале 2007 года и согласован с моей стороны. В соответствии с этим планом мы готовили ополченцев из Южной Осетии».
Летом 2008 года масштабные военные учения «Кавказ-2008» стали явным сигналом тревоги для официального Тбилиси. В маневрах участвовало 8 000 солдат, 700 единиц бронетехники и корабли Черноморского флота — это внушительная цифра участников.
Август 2008 года, источник: news-front.info
Согласно официальной версии, учения были направлены на подготовку к «операции по принуждению к миру». Этот термин использовали высшие чины России во время военного вмешательства в Грузию в августе 2008 года.
В течение военных лет Кремль через контролируемые СМИ распространил множество ложных сведений. Многие из этих фейков по-прежнему появляются не только в высказываниях высокопрофильных российских чиновников, но и активно тиражируются «полезными идиотами» и агентами влияния Кремля в самой Грузии.