Правящая партия «Грузинская мечта» не раз «увольняла» и затем возвращала Ираклия Шотадзе на его пост. Хотя его позиция считается важной и защищенной, способ, которым партия власти обращалась с его репутацией, ясно указывает на роль и влияние самого Шотадзе. Явно, что он занимал второстепенное положение, представляя интересы своих истинных покровителей. Среди них выделяют Отара Парцхаладзе, бывшего силовика с российским гражданством, который имел связи с российскими спецслужбами и с которым связывают интересы США.
Чтобы глубже осознать суть кадровых изменений в «Мечте», стоит обратиться к карьере Шотадзе.
Убийство на улице Хорава
Май 2024 года стал не первым случаем, когда Ираклий Шотадзе покинул пост генерального прокурора Грузии до истечения срока. Первый раз это произошло в 2018 году на фоне массовых протестов в Тбилиси, вызванных расследованием громкого убийства двух подростков на улице Хорава. Тогда городской суд изменил квалификацию дела на менее строгую статью, что привело к общественным волнениям. Отец одного из убитых подростков обвинил прокуратуру, в частности высокопоставленного сотрудника Мирзу Субелиани, в том, что смягчение обстоятельств произошло из-за его родственных связей с обвиняемым.
Протестующие также настаивали на отставке Ираклия Шотадзе, и он согласился с этим требованием, в последний раз обвинив оппозиционную партию «Единое национальное движение» в возникших «беспорядках». В дальнейшем парламентская следственная комиссия, проводившая расследование, выявила в действиях Шотадзе признаки служебной небрежности и злоупотребления своими полномочиями.
В тот момент Бидзина Иванишвили, почетный председатель и основатель «Грузинской мечты», с пониманием отнесся к отставке Шотадзе, охарактеризовав этот шаг как «новый стандарт», к которому страна стремилась на протяжении шести лет существования «Мечты». Очевидно, что Шотадзе играл значимую роль в системе Иванишвили, и в 2020 году его вновь назначили на должность генерального прокурора.
Цианид и неугодный Георгий Мамаладзе
За год до трагических событий на улице Хорава произошёл другой громкий инцидент, связанный с прокуратурой. Правоохранительные органы задержали протоиерея Грузинской православной церкви Георгия Мамаладзе. Обвинение в замысле убийства «высокопоставленного священнослужителя» шокировало общественность. Как заявил Ираклий Шотадзе, информацию о готовящемся преступлении в прокуратуру передал человек, к которому обвиняемый обратился с просьбой о приобретении ядовитого вещества – цианида натрия.
Мамаладзе арестовали в пути в Берлин, где в тот момент проходил лечение Католикос-Патриарх всей Грузии Илия Второй. Это обстоятельство вызвало подозрения, что именно он мог стать целью преступления. Тем не менее, прокуратура опровергла данную версию.
Наиболее спорным аспектом данного расследования является его секретность. Судебные заседания проходили за закрытыми дверями, а информация о деталях и обстоятельствах дела не раскрывалась. Критике подвергся не только процесс следствия со стороны Народного защитника Грузии, но и Европейского суда по правам человека. В итоге, был вынесен жесткий приговор – девять лет лишения свободы за подготовку убийства секретаря-референта Патриарха.
Свобода с горчинкой цианида: протоиерей Мамаладзе, выходя из тюрьмы, заявил о намерении подтвердить истину.
Исчезновение Афгана Мухтарлы
Во время работы Ираклия Шотадзе в качестве следователя возникло еще одно неоднозначное дело – исчезновение азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы.
Мухтарлы был похищен в центре Тбилиси в мае 2017 года. На следующий день он оказался в Баку, где его впоследствии осудили на тюремный срок за незаконное пересечение границы и контрабанду.
На фоне разразившегося скандала произошли неожиданные изменения в руководстве – несколько высокопрофильных сотрудников Службы контрразведки и представителей Пограничной полиции были уволены. Расследование дела о похищении Мухтарлы почти не проводилось.
Незадолго до своего ухода с должности Ираклий Шотадзе отметил, что, несмотря на материалы с видеокамер и допросы подозреваемых, дело не движется вперёд.
В 2020 году Афган Мухтарлы вышел из тюрьмы и утверждал, что на тот момент премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили был осведомлён о его похищении.
Афган Мухтарлы: Грузия превратилась для нас в угрожающее место.
Интересы России через действия генпрокурора Грузии
Впервые о сотрудничестве Шотадзе и Парцхаладзе начали говорить в 2018 году на фоне скандала, связанного с секретными аудиозаписями. Эти записи сначала были обнародованы оппозиционным телеканалом «Рустави-2», а затем и прокуратурой. Благодаря этим материалам стало известно, что Мирза Субелиани (тот самый, которого отец погибшего подростка в деле на улице Хорава обвинял в предвзятости) выступал в роли посредника между высокопрофильными представителями следственных органов.
В одном из списков лиц, которые тайно передавали информацию чиновникам, оказались имена генерального прокурора Ираклия Шотадзе и экс-прокурора Отара Парцхаладзе. В это время оппозиция начала обсуждать «нездоровое влияние» Парцхаладзе на Шотадзе.
В настоящее время Ираклия Шотадзе ассоциируется с командой экс-прокурора, который потерял грузинское гражданство, попал в «черный список» США и обвиняется в связях с российскими спецслужбами. Существует мнение, что после отставки Парцхаладзе он продолжал работать в интересах России через своего преемника.
Перед последней отставкой Ираклия Шотадзе в США сообщили, что если в Грузии будет принят закон об иностранных агентах, то санкции из пакета MEGOBARI станут не единственной мерой ответа. Как стало известно из источников Радио Свобода, у американской стороны имеются данные о российских агентах в грузинской элите, и их имена могут быть раскрыты. Возможно ли, что Ираклий Шотадзе оказался среди тех, кто не желал, чтобы его называли агентом России?
Леван Хабеишвили, возглавляющий оппозиционное «Единое национальное движение», выразил мнение, что Шотадзе на протяжении времени действовал в интересах России, а теперь, уйдя в отставку, он явно отказался от этой практики. «Это решение, принятое человеком, которого называют прокурором, свидетельствует о его страхе перед потенциальными санкциями», — отметил политик.
В грузинских СМИ появилась еще одна версия событий: Бидзина Иванишвили принял решение об отставке Шотадзе, чтобы обнулить срок полномочий своего человека в прокуратуре. Теперь отсчет шести лет для нового генпрокурора начнется заново. Таким образом, основатель партии «Грузинская мечта» решил застраховать себя перед предстоящими трудными парламентскими выборами, чтобы сохранить влияние в прокуратуре даже в случае неудачи своей партии на выборах 26 октября.
Алекси Петриашвили: московский ОМОН и тбилисский спецназ – словно две стороны одной медали.