Слезоточивый газ, резиновые пули и титушки: как в Грузии борются с протестом - SOVA
политика

Слезоточивый газ, резиновые пули и титушки: как в Грузии борются с протестом

Министр внутренних дел Грузии обвинил западных дипломатов в том, что они пытаются «выдать черное за белое», т. е. выдать адекватные применение силы сотрудниками МВД за непропорциональное. В Тбилиси убеждены, что полиция и спецназ не превышали своих полномочий при разгоне антиправительственных акций в Тбилиси, зато манифестанты неоднократно нарушали закон. Поэтому критика Запада, как выразился Вахтанг Гомелаури, «смешна». Но ничего смешного не видят в происходящем правозащитники. Они указывают на многочисленные факты превышения силовиками полномочий. SOVA поговорила с представителем Ассоциации молодых юристов Грузии Тазо Киртава и бывшим Народным защитником Учей Нануашвили о том, насколько легитимным было применение силы по отношению к участникам мирных протестов.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, закон об иноагентах

Задержания и применение силы

«Мы стараемся изо всех сил не использовать те средства, которые можем применять по закону. Поверьте, за все эти годы не было использовано и 20% всех возможностей, которыми располагает министерство внутренних дел». 9 мая глава МВД Вахтанг Гомелаури заявил, что обвинения Запада в применении грузинскими полицейскими чрезмерной силы «выглядят нелепо». А днем ранее его ведомство распространило кадры разгонов митингов в США и странах ЕС с целью показать, что там силовики действуют жестче.

Но правозащитники говорят, что, разгоняя противников закона об иноагентах, полиция и спецназ нарушали не только международные нормы, но и законодательство Грузии. С первых дней акций протеста в центре Тбилиси было мобилизовано огромное количество сотрудников силовых подразделений. И первые случаи применения брутальной силы в отношении манифестантов происходили во время полностью мирных демонстраций.

Так 17 апреля на акции у парламента Грузии начальник Департамента по особым поручениям Звиад Харазишвили (он же Хареба) отдал приказ начать разгон протестующих. Тогда были избиты как участники акции, так и журналист. По сети разлетелись видео, в которых силовики с особой жестокостью избивают манифестантов.

Помимо брутальной физической силы сотрудники правоохранительных органов применили также водометы, перцовые баллончики, слезоточивый газ и резиновые пули. По словам члена Ассоциации молодых юристов Грузии Тазо Киртава, эти действия не оправданы, поскольку никаких оснований для применения таких специальных средств не было. Более того, полиция нарушала стандарты применения этих средств:

«Например, они были применены без предварительного предупреждения, с близкого расстояния и с прицельной стрельбой. К примеру, перцовый баллончик был использован с прицелом в лицо, что также является нарушением стандартов, и были случаи, о которых сообщали протестующие, когда в них целились газовыми капсулами».

Бывший Народный защитник Грузии Уча Нануашвили, в свою очередь, говорит, что полиция устраивала провокации и эксцессы. Он считает, что отправка властями спецназа на территорию, где практически не было никакой напряженности, способствовала агрессии и раздражению мирных демонстрантов. И если говорить о провокации, то такие шаги (задержания, жестокое обращение) были предприняты именно со стороны властей.

В правящей «Грузинской мечте», между тем, отрицают не только факт превышения полномочий силовиками, но и применение некоторых спецредств. Например, резиновых пуль и газовых шашек, о которых говорят манифестанты. В распоряжении журналистов и активистов есть большое количество фото- и видеодоказательств их использования во время разгонов акций протеста.

Немало свидетельств указывают и на причастность «Грузинской мечты» к нападениям на критиков власти. Первый серьезный инцидент произошел 2 мая, когда на Площади Героев в центре Тбилиси собрались тысячи человек. Людей, возвращавшихся с этой акции, избили т. н. титушки. Нападение совершили мужчины спортивного телосложения, как выяснилось позже – единоборцы, в прошлом уличенные в атаках на оппозицию.

По словам Нануашвили, появление непонятных, одетых в черную гражданскую одежду лиц может быть расценено как привлечение к борьбе с протестующими т. н. зондер-групп. Экс-Омбудсмен отмечает, что люди в гражданском нападали на манифестантов и в другие дни акций, и полиция не препятствовала им, действовали они практически скоординировано.

«Это совершенно новое что-то, чего раньше не было зафиксировано. Это означает, что власти используют все методы, чтобы протест задушить. Это преследование и репрессии мирных протестующих, чтобы они не выражали свою позицию и не активничали. Все это направлено на максимальное устрашение демонстрантов», — считает Уча Нануашвили.

Цинизм в духе Кобахидзе: что сказал и на что намекнул премьер Грузии в обращении к США

Депутатская «прикосновенность»: избиения политиков

Одними из самых вопиющих случаев нападений стали избиения членов парламента Грузии, обладающих депутатской неприкосновенностью. Первой жертвой стал лидер партии «Граждане» Алеко Элисашвили, которого после инцидента в зале заседания парламента – он ударил члена «Грузинской мечты» Мамуку Мдинарадзе – избили сами депутаты от большинства. Позже Элисашвили досталось и от полиции – на акции у правительственной канцелярии 17 апреля силовики задержали его и избили группой. Тогда оппозиционер получил перелом ребра.

В ходе одного из митингов была избита и личный представитель Михаила Саакашвили по связям с общественностью Софо Джапаридзе. Ее увезли в больницу с подозрением на перелом ребер.

Еще одной жертвой политической расправы стал лидер крупнейшей оппозиционной партии Грузии «Единого национального движения» Леван Хабеишвили. Политика положили в больницу с переломами лицевых костей и сотрясением мозга. Он был госпитализирован на полицейской машине.

441090343 838324944995778 2356280205991614032 n политика featured, закон об иноагентах

Леван Хабеишвили, председатель «Единого национального движения»

При этом важно отметить, Элисашвили и Хабеишвили обладают депутатским иммунитетом и по закону не могут быть задержаны, арестованы. К ним также не может быть применена любая принудительная мера, не говоря об избиении.

Случаи расправ с оппонентами власти в последние дни стали в Грузии регулярными. 5 мая в городке Ланчхути нападение было совершено на лауреата Национальной премии учителя и обладателя международной премии Global Teacher Prize Ладо Апхазава, участвовавшего в акциях протеста против «российского» закона. По словам Апхазава, агрессоры не скрывали своей связи с «Грузинской мечтой».

политика featured, закон об иноагентах

Нападавшие на учителя Ладо Апхазава

7 мая в Тбилиси нападение было совершено на директора НПО «Институт развития свободы информации» (IDFI) и съемочную группу оппозиционного телеканала Formula. Позже выяснилось, что устроивший драку мужчина в прошлом жертвовал деньги правящей партии.

Еще один инцидент произошел 8 мая – члена «Единого национального движения» Дмитрия Чиковани подкараулили у дома и жестоко избили неизвестные молодые люди в капюшонах. Инцидент попал в объектив камеры наружного наблюдения. Оппозиционер получил черепно-мозговую травму.

photo 2024 05 08 23 17 27 e1715203350220 политика featured, закон об иноагентах

Дмитрий Чиковани, член «Единого национального движения»

Вечером 8 мая нападение было совершено и на одного из организаторов антироссийского марша против закона об иноагентах Лашу Гвинианидзе. Активист получил множественные травмы в области лица, на губу наложены швы. Неизвестными был избит также Гия Джапаридзе – исследователь Центра Чавчавадзе и брат лидера оппозиционной партии «Гирчи – Больше свободы» Зураба Джапаридзе. Он заявил, что два-три человека били его палками, похожими на бейсбольные биты.

brat gircho политика featured, закон об иноагентах

Гия Джапаридзе, исследователь Центра Чавчавадзе

Нерасследованные дела

Расследования случаев нападений на критиков власти ведутся крайне избирательно. Зачастую полиция вообще не реагирует на подобные инциденты. К примеру, после нападения спортсменов на манифестантов у Площади Героев пострадавшие так и не дождались сотрудников правоохранительных органов и сами поехали в отделение.

При этом задержанным протестующим мгновенно выдвигаются обвинения и выписываются штрафы. 9 мая МВД Грузии заявило, что по обвинению в нападении на полицейских и нанесении ущерба имуществу в ходе акций протеста задержаны шесть человек. О случаях нападений на гражданских активистов и оппозиционеров в ходе специального брифинга директор Департамента полиции Сулхан Тамазашвили умолчал. Позже глава МВД Вахтанг Гомелаури заверил, что расследование по этим факты было начато незамедлительно. И добавил: «Конечно, никому не нравится насилие».

При этом, к примеру, причастные к избиению даже депутатов Элисашвили и Хабеишвили до сих пор не названы. По словам Учи Нануашвили, проблема как раз в том, что никого из полицейских до сих пор не наказали.

«Это избирательный подход. И те службы, которые должны все это расследовать, будь то МВД, генпрокуратура или специальная следственная служба, которая была создана пару лет назад, практически не работают. Они не то чтобы не расследуют эффективно, они даже заявления не делают по этим фактам», — подчеркнул бывший Народный защитник.

Представитель Ассоциации молодых юристов Тазо Киритава подчеркивает, что действия, которые государство предпринимает против мирного протеста, незаконны. Власти, по его словам, нарушают национальное законодательство и международные стандарты и права людей на мирные собрания.

«Мы удивим Европу»: как власти Грузии хотели удивить ЕС демократией, а удивили ее отсутствием

Софья Демина