«Иностранное влияние» вместо «иноагентов»: как в Грузии маскируют российский закон - SOVA
политика

«Иностранное влияние» вместо «иноагентов»: как в Грузии маскируют российский закон

331400595 707891014147811 4958614489179241996 n e1676968898703 политика featured, Грузинская мечта, Грузия-Россия, закон об иноагентах, Мамука Мдинарадзе
Радикализм в Грузии финансируется Западом, уверены грузинские власти. Последние месяцы представители правящей партии неоднократно обвиняли стратегических партнеров в попытке дестабилизировать ситуацию в стране. Но теперь поиск «врагов» вышел на новый уровень. В «Грузинской мечте» заявили о намерении вернуться к принятию прошлогоднего законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», который критики власти настойчиво называли «российским».

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, Грузия-Россия, закон об иноагентах, Мамука Мдинарадзе

Попытка номер 2

После неудавшейся в прошлом году попытки принять «закон об иноагентах», вызвавший массовые протесты и беспорядки в Тбилиси, партия власти решила повторно внести законопроект в парламент. «Охоту на ведьм» возглавил исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе. Именно он на специальном брифинге сообщил о решении, принятом по итогам заседания политсовета.

«Увеличивающийся приток непрозрачных денег в Грузию» власти обнаружили на фоне приближения парламентских выборов. По словам Мдинарадзе, большая часть этих средств направляется на поддержку «радикальных партий», «радикальных НПО» и «радикальных пропагандистских СМИ». Именно поэтому большинство приняло решение повторно внести в парламент законопроект «О прозрачности иностранного влияния».

Закон будет точной копией прошлогоднего с единственным отличием: вместо термина «агент иностранного влияния» в нем будет использована формулировка «организация, представляющая интересы иностранного государства».

При этом, представитель партии власти подчеркнул: законопроект предусматривает единственное требование – обнародование годового финансового отчета организациями, получающими иностранное финансирование. За нарушение предусмотрены только штрафы. Декларацию придется заполнять тем НПО и СМИ, которые получают более 20% иностранного финансирования. Новое правило, по словам Мдинарадзе, должно вступить в силу с января 2025 года.

«Это минимальный стандарт подотчетности и прозрачности перед обществом», — сказал Мдинарадзе. При этом еще в прошлом году критики власти подчеркивали, что финансовую отчетность все действующие в Грузии юридические организации предоставляют и без специального закона. Именно поэтому они считали, что ярлык «иноагентов» был нужен правительству только для маргинализации и демонизации гражданских институтов.

Мдинарадзе, впрочем, считает: даже несмотря на то, что в 2023-м принять закон не удалось, он уже выполнил свою функцию. Общество якобы узнало, что организации, оказавшиеся в эпицентре «революционных процессов», на самом деле представляют интересы не грузинского народа, а иностранного государства.

Но проблема, по словам депутата, не была устранена полностью: определенные организации, финансируемые иностранным государством, вместе с радикальными оппозиционными партиями по-прежнему привержены радикализму».

Каха Гоголашвили о законе об иноагентах : ЕС может отозвать статус кандидата Тбилиси

«Враги мечты»

Если в прошлом году, обвиняя внешние силы во вмешательстве в дела страны, «Мечта» использовала общие фразы, то теперь назвала вполне конкретные адресаты своей критики. Одну из главных угроз грузинскому государству, по мнению лидера парламентского большинства, несет «Европейский фонд за демократию» (EED). Организация, по словам Мдинарадзе, уже оказала незаконное влияние на выборы 2024 года. Какое именно, политик не уточнил.

Прогресса «в обеспечении прозрачности» правящей партии, по словам депутата, не удалось добиться и в отношении «Национального фонда за демократию» (NED).

Ранее критике со стороны премьер-министра Ираклия Кобахидзе подверглось и Агентство международного развития США (USAID). Организация «ведет деятельность, направленную против демократических институтов в стране», сказал глава правительства в середине марта. В «черном списке» «Грузинской мечты» тогда также оказались Шведское агентство развития и Американский фонд демократии.

Стоит отметить, что повторному инициированию скандального законопроекта предшествовало обвинение спикера парламента Шалвы Папуашвили в вадрес международных доноров. Он обвинил их в финансировании телекомпаний, которые являются инструментом пропаганды оппозиционных партий. Папуашвили привел в пример критические телеканалы Mtavari Arkhi и TV Pirveli.

Бороться с инакомыслием спикер решил и в стенах парламента. Папуашвили пригрозил отключить микрофон депутатам, называющим законопроект «Мечты» «российским».

«Я не дам вам права на антигрузинскую пропаганду и возгласы здесь. Я отключу микрофон каждому, кто будет использовать [термин] «российский закон». Не обманывайте народ в этом году. В прошлом году у вас это прошло, в этом – не пройдет. Это ложь – вы называете грузинский закон «российским», — сказал Папуашвили.

«Это абсурд!»: конституционалист – о планах властей Грузии «защитить семейные ценности»

С чего все начиналось

Первая попытка правящего большинства принять закон об иностранных агентах была предпринята в марте 2023 года. Тогда чены движения-сателлита «Грузинской мечты» «Силы народа» внесли в парламент два законопроекта – «О прозрачности иностранного влияния» и «О регистрации иностранных агентов». Первый документ в «Силе народа» назвали «грузинским», а второй – «американским», якобы идентичный тому, что действует в США. Представители НПО и СМИ, однако, назвали предложенный депутатами законопроект аналогом российского закона об иноагентах.

Несмотря на протесты, пакет «О прозрачности иностранного влияния» был утвержден в ускоренном режиме в первом чтении. За документ проголосовали 76 депутатов.

Инициатива, однако, спровоцировала масштабные протесты и беспорядки в Тбилиси. Встретив резкий отпор, правящая партия была вынуждена объявить об отзыве закона. В «Грузинской мечте», при этом, сказали, что не намерены окончательно от него отказываться и планируют провести встречи с населением для разъяснения целей законопроекта и важности обеспечения прозрачности иностранного влияния.

Сразу после уступок «Мечта» перешла в наступление, начав кампанию по дискредитации оппозиции и неправительственных организаций. Главным по поиску агентов иностранного влияния критики называли тогдашнего лидера партии Ираклия Кобахидзе. Он обвинял НПО в нападках на правительство, «проклятиях» в адрес Церкви, пропаганде ЛГБТ и организации провокаций.

А спустя несколько месяцев, в сентябре прошлого года, Служба госбезопасности выявила новых «иностранных врагов», якобы планировавших госпереворот в стране. Ими, по версии ведомства, были члены организации CANVAS, известной благодаря своей работе с демократическими движениями по всему миру и обменом опыта ненасильственной борьбы. «Переподготовка грузинской молодежи», которая должна была устроить в Грузии «Евромайдан», якобы проходила вблизи польско-украинской границы.

Между тем, результаты последних отчетов международных организаций говорят о последовательных проблемах в работе неправительственного сектора Грузии. В гражданском обществе усиление нападок связывают с приближением в стране парламентских выборов. Именно поэтому правящая партия пытается всячески дискредитировать их деятельность, а также перекрыть возможности западного финансирования, считают представители НПО.

[а́мбави] Игра в русскую рулетку: с чем останется «Грузинская мечта» перед выборами’24