Вето на «веттинг»: власти Грузии не хотят проверять судей на добросовестность - SOVA
политика

Вето на «веттинг»: власти Грузии не хотят проверять судей на добросовестность

В политическом лексиконе Грузии появилось новое слово – «веттинг», которое становится очередным индикатором не только открытости к реформам, но и внешнеполитической ориентации. Процедура, предложенная Еврокомиссией, предусматривает проверку судей на чистоплотность. Оппозиция и неправительственный сектор, давно кричащие о проблемах в системе правосудия, за внедрение такого механизма. Но вот власти – категорически против. Что такое «веттинг» и почему правительстве расценивает его как вмешательство извне – в материале SOVA.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, веттинг, Грузия-ЕС, судебная система Грузии

Система «веттинга»: отчет Еврокомиссии

Судебная система Грузии – это единственная ветвь власти, функционеры которой назначаются бессрочно. Но это вовсе не значит, что они освобождены от контроля. Низкий уровень доверия к грузинской системе правосудия привел к тому, что теперь Еврокомиссия призывает ввести чрезвычайные меры, поскольку одни лишь процедурные изменения к реальным результатам не приведут.

В докладе, посвященном вопросу предоставления Грузии статуса кандидата в члены ЕС, Еврокомиссия прописала новую рекомендацию по судебной системе и предложила правительство ввести проверку (в Грузии используют термин «веттинг») – специальный механизм по контролю добросовестности судей. Этот механизм предполагает установление критериев проверки, таких как соблюдение этических правил, принятие обоснованных решений, отсутствие конфликта интересов, неподкупность судей, а также обязательное декларирование имущества и прочее.

Авторы рекомендации призывают создать специальную комиссию, в которую войдут международные эксперты с полномочиями принимать соответствующие решения. Подобные требования также предъявляет Венецианская комиссия, подчеркивающая важность соблюдения правовых принципов и независимости судебной системы.

Проще говоря, «веттинг» – это процедура администрирования правосудия, которая будет применяться только к судьям, занимающим ключевые должности. В их число входят члены Высшего совета юстиции, судьи Верховного суда, председатели судов и кандидаты на эти должности. По данным организации Court Watch, общее количество таких судей составляет 60 человек.

[áмбави] «Коза ностра» Грузии: как судебный клан мешает демократии

Судебная автономия под угрозой: заявление Верховного суда

В Верховном суде Грузии на инициативу западных партнеров отреагировали крайне негативно. В распространенном заявлении говорится, что процедура «веттинга» может не только подорвать независимость системы правосудия и доверие общества к ней, но и облегчить политический контроль над судебной властью. В Верховном суде считают, что существующие механизмы контроля более чем достаточны для обеспечения эффективности и неприкосновенности сферы правосудия.

«В нынешней ситуации так называемое требование проверки представляет собой манипулятивную, притворную заботу заинтересованных сторон системой правосудия. Понятно, что чрезмерный интерес указанных акторов и их повестка направлены на ослабление легитимности судебной системы как одной из независимых ветвей власти и выведение механизмов управления за пределы судов», – говорится в заявлении.

В Верховном суде настаивают: система «веттинга» не соответствует международным стандартам и нарушает суверенитет государства. По утверждению авторов, практика показывает, что подобные чрезвычайные процедуры часто приводят к уничтожению принципа верховенства права, а не к его укреплению.

Судейский раскол: несогласные судьи

Позицию Верховного суда Грузии, впрочем, разделили не все судьи. Решение Пленума, к примеру, не поддержали Нино Бакакури и Экатерине Гаситашвили. По данным издания Netgazeti, еще, по меньшей мере, 10 судей выступают за введение механизма проверки лиц, занимающих ключевые должности. Они также выразили готовность в случае необходимости самим пройти такую экспертизу.

Бывший секретарь Высшего совета юстиции Георгий Микаутадзе, который в настоящее время занимает пост судьи Верховного суда, раскритиковал коллег, подчеркнув, что позиция несогласных не является позицией всего судейского корпуса. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе, в свою очередь, заявил, что, как минимум, у одной из вышеупомянутых судей имеются проблемы с добросовестностью.

В неправительственном секторе отмечают, что правительство начало активную кампанию по дискредитации несогласных с официальной линией. Это, считают в НПО, является еще одним подтверждением того, что критические и принципиальные взгляды в судебной системе неприемлемы для политического руководства страны.

А судьи кто?: «Мечта» вопреки Западу продолжает продвигать «клан»

«Веттинг» против суверенитета: позиция «Мечты»

Правительство Грузии категорически отвергает рекомендацию Еврокомиссии о проведении проверки добросовестности судей, называя это «неприемлемым» и «антиконституционным». Правящая «Грузинская мечта» отказывается внедрять механизм «веттинга» и презентует его как инициативу оппозиции и неправительственных организаций. Власти также утверждают, что этот механизм представляет собой пример вмешательства в суверенитет страны.

«Еще раз поясню, что такое «веттинг». На основании закона создается своего рода неформальная группа, но это неформальная группа, в которой участвуют и иностранцы, и она проверяет действующих судей. Все это может закончиться их увольнением из системы, что является антиконституционным. По своей сути, это противоречит Конституции и ее духу. Более того, «веттинг» – это признание того, что вы не являетесь состоявшимся государством. Такое решение могут принять Украина или Молдова, но мы ни при каких обстоятельствах не можем сказать, что Грузия – несостоявшееся государство. Потому что, в отличие от некоторых других, Грузия является состоявшимся государством, институционально развитым государством», – заявил Кобахидзе.

Правящее большинство обвиняет оппозицию, в частности, партию «Единое национальное движение», в попытке захватить суд и получить контроль над ним через предлагаемую проверку. По их мнению, ЕНД стремится уволить текущих судей и назначить тех, кто будет продвигать их интересы. В «Мечте» открыто выражают опасения по поводу возможной доминации иностранных сил во внутриполитических вопросах и называют предложение о «веттинге» практически интервенцией иностранцев.

«Наше правительство никогда не допустит создания системы в какой бы то ни было сфере, где решение представителей Грузии или любой ветви ее власти зависит от граждан других стран, какими бы дружественными они нам ни были. Мы категорически и принципиально заявляем, что не собираемся своими собственными руками посягать на суверенитет, Конституцию и независимость страны. Поэтому этот вопрос закрыт, и им не следует утруждать себя чрезмерным принуждением или пиар-кампаниями», — сказал лидер правящего большинства Мамука Мдинарадзе.

Американский удар по «судебному клану»: санкции США – сигнал олигарху Иванишвили

Борьба за честность: позиция НПО

13 марта несколько грузинских НПО выпустили совместное заявление относительно процедуры «веттинга». По их мнению, правительство «препятствует процессу евроинтеграции, отказываясь проверять добросовестность членов судебного клана». В гражданском секторе особенно показательным считают тот факт, что к риторике властей присоединились именно те судьи, чья репутация вызывает много вопросов.

«Например, против [веттинга] выступил пожизненно избранный судья Верховного суда Шалва Тадумадзе. В обществе много вопросов относительно действительности его диплома. Также не видит необходимости в проверке на добросовестность Леван Мурусидзе, имя которого уже много лет ассоциируется с несправедливым правосудием в стране, из-за причастности к коррупции он подвергся санкциям со стороны одного из главных партнеров Грузии – США. Не видит необходимости в проверке добросовестности и Владимир Какабадзе, пожизненный судья Верховного суда,. С его именем связано одно из самых известных дел «Филипп Моррис», — говорится в совместном заявлении НПО.

Неправительственные организации считают, что механизм проверки международными экспертами добросовестности кандидатов и лиц, занимающих различные руководящие должности в системе правосудия, обеспечивает дополнительные гарантии доверия и объективности у общества.

Несмотря на заявления Верховного суда о несоответствии процедуры международным стандартам, НПО отмечают, что проверка добросовестности судей полностью отвечает правовым нормам и уже была признана Европейским судом по правам человека.

«Отбор судей Верховного суда, который проводился с недочетами, подвергся критике со стороны местных и международных организаций. Негативные оценки дало Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ), которое непосредственно контролировало процесс. Благодаря тому, что собеседование с кандидатами на должность судьи транслировалось в прямом эфире, информация о недостатках этого процесса хорошо известна широкой общественности», – сказано в заявлении.

«Веттинг» в международной практике

Специалисты говорят, что универсального стандартного метода проверки судей в мире не существует. Обычно такой механизм адаптируют к особенностям страны, где проводят судебную реформу. «Веттинг» уже был применен в Украине, Молдове и Албании.

Албания запустила процедуру проверки добросовестности судей в 2014 году, когда ей был присвоен статус кандидата в члены ЕС. К тому моменту коррупция в судебной системе страны достигла критического уровня. И для борьбы с ней был введен временный механизм контроля, затронувший всех без исключения судей. Некоторые из них, не дожидаясь проверки, подали в отставку. Венецианская комиссия признала проведенную проверку обоснованной, но отметила, что «эта мера не подходит для других стран, где проблема судебной коррупции не достигает албанских масштабов».

В Украине добросовестность судей проверяет Антикоррупционный суд. В 2018 году он был укомплектован, в том числе, международными судебными экспертами. В 2022-м Молдова переняла опыт Украины, применив использовавшийся в Киеве механизм для формирования Совета юстиции – органа самоуправления суда. В перспективе Молдова намерена распространить проверку на всех судей и прокуроров страны.

Некоторые страны, стремящиеся в ЕС, уже завершили или находятся в процессе «веттинга» своей судебной системы, заявил вице-президент Еврокомиссии Питер Стано. В интервью Netgazeti он отметил, что готовность Грузии пройти через такую процедуру будет свидетельствовать о ее сильном стремлении продвигаться вперед по пути евроинтеграции. По словам Стано, это один из ключевых аспектов, который будет определять темп переговоров о вступлении в ЕС.

Не лидер Восточного партнерства: по каким параметрам Грузия отстает от Молдовы и Украины

«Судебный клан»: проблема грузинского правосудия

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе считает: рекомендация Еврокомиссии должна иметь рациональное обоснование и конкретные аргументы. По его словам, общий подход к «веттинг»-контролю предполагает его использование только в крайних ситуациях, когда имеются определенные признаки системных проблем.

При этом история формирования грузинской системы правосудия показывает: проблемы однозначно есть. Вопрос назначения судей в Грузии всегда вызывал острые дебаты на политическом поле. Оппозиция неоднократно указывала на то, что пустивший в стране корни «судебный клан» может назначать судей по своему усмотрению благодаря закрытой процедуре.

Недавно «Коалиция за независимое и прозрачное правосудие» опубликовала отчет, согласно которому «Грузинская мечта» продолжает защищать интересы «клана». К примеру, парламентское большинство дважды препятствовало созданию временной следственной комиссии для расследования случаев коррупции и других нарушений в системе правосудия.

В апреле 2023 года Госдепартамент США даже ввел санкции в отношении действующих и бывших судей – Михаила Чинчаладзе, Левана Мурусидзе, Ираклия Шенгелия, Валериана Церцвадзе, а также их семей, запретив им въезд в Соединенные Штаты из-за участия в значительной коррупционной деятельности.

По словам представителей неправительственного сектора, члены существующего «судебного клана» не осознают того, насколько негативно влияют на развитие страны. В НПО убеждены: значительная часть ответственности за отказ в присвоении Грузии статуса кандидата на вступление в Евросоюз лежал именно на судьях.

Кризис гражданских свобод: «Грузинская мечта» продолжает атаковать НПО