А судьи кто?: «Мечта» вопреки Западу продолжает продвигать «клан» - SOVA
политика

А судьи кто?: «Мечта» вопреки Западу продолжает продвигать «клан»

Проявились первые признаки того, что партия «Грузинская мечта» не будет выполнять рекомендации Еврокомиссии, которые позволят стране получить статус кандидата на вступление в ЕС. Так в оппозиционных и неправительственных кругах восприняли решение переизбрать Михаила Чинчаладзе – одного из представителей т. н. «судебного клана» – на ключевую должность главы Апелляционного суда Грузии.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Анна Долидзе, Бидзина Иванишвили, Грузия-ЕС, Леван Мурусидзе, Мамука Ахвледиани, Михаила Чинчаладзе, Нази Джанезашвили, Ника Симонишвили, судебная реформа, судебная система Грузии, Элене Хоштария

Высший совет юстиции больше месяца оттягивал назначение председателя апелляционной инстанции. Спустя пару дней после вынесения Брюсселем вердикта о предоставлении Грузии лишь «европейской перспективы», но не статуса кандидата, Совет решил утвердить на пятилетний срок единственно представленную кандидатуру – Михаила Чинчаладзе.

Впрочем, по словам основательницы Georgian Court Watch, внесудебного члена Высшего совета юстиции Нази Джанезашвили, Чинчаладзе – фигура, которой не нужна официальная должность для давления на судебную систему. Его влияние распространяется на любой суд первой инстанции, начиная с Верховного.

Против него наряду с семью другими судьями лидер партии «Дроа!» Элене Хоштария призвала ввести персональные санкции. Чинчаладзе, который был прокурором во время правления «Единого национального движения», при «Грузинской мечте», по ее словам, стал одним из столпов олигархического правления Бидзины Иванишвили. Он, в частности, участвовал в создании т. н. судебного клана. По словам Хоштария, в сравнении с другим судьей, «лидером мафиозного правления судом» Леваном Мурусидзе, Чинчаладзе находится в относительной тени, но является реальным главой клана.

Его назначение стало сигналом, что процесс евроинтеграции, который, кроме прочего, предусматривает и судебную реформу, совершенно не интересует «лидеров суда», уверена Джанезашвили.

«С назначением Чинчаладзе его власть и привилегии не увеличились и не уменьшились, клан не усилился еще больше, с его назначением наш суд не станет ни лучше, ни хуже. <…> Нам показали: то, что сегодня волнует более 100 000 человек на улицах Грузии, не волнует людей в судебных органах, которые сегодня принимали участие в этом решении. Когда политические власти осознают, насколько ужасно происходящее в суде, будет слишком поздно».

Кандидатуру Чинчаладзе, даже не присутствовавшего на голосовании, поддержали единогласно. Другой бывший член Высшего совета юстиции Анна Долидзе считает, что «назначение пустующего кресла» показывает, насколько правительству безразличны рекомендации Еврокомиссии, Европарламента или Шарля Мишеля.

«Покорность судов, их политизация – главные проблемы, на которые указала Европа, поэтому дверь в ЕС для нас потихоньку закрывается. <…> Нужна очень серьезная борьба, чтобы хотя бы добиться уважения к воле народа. Из-за этого мы каждый день теряем шанс европейской перспективы нашей страны», – заявила Долидзе.

Но выполнять условия, выдвинутые Еврокомиссией, не в интересах нынешних властей. О чем и свидетельствует принятое решение, убежден руководитель Центра развития юстиции Мамука Ахвледиани, экс-глава Тбилисского городского суда. В интервью IPN он подчеркнул, что такие шаги всегда предпринимаются властями в важное для европейской интеграции время.

«В предыдущем случае, когда Венецианская комиссия призвала нас не назначать судей в Верховный суд, они, наоборот, начали это делать в течение нескольких дней. То есть, судебная власть всех уровней за пределами страны демонстрирует, что ничего менять не собирается, а внутри обнадеживает своих послушных судей, что ничего не изменится, дескать, будьте спокойны!».

В том, что «судебный клан» будет сохранен и даже усилится, убежден и председатель Ассоциации молодых юристов Грузии Ника Симонишвили. Ведь пост председателя Апелляционного суда – ключевая должность, являющаяся одной из важных гарантий укрепления власти.

«Рекомендации ЕС не касаются отдельных судей или должностей, они касаются фундаментальных реформ, включая процесс принятия решений в Совете. Принятие такого решения без изменения законодательства еще больше вредит процессу интеграции Грузии в ЕС. Очевидно, что правительство не хочет проводить реформы».

Ранее восемь неправительственных организаций выступили с призывом к Высшему совету юстиции не поддерживать переизбрание Михаила Чинчаладзе, поскольку это может «усилить клановое правление». Рекомендации Еврокомиссии, опубликованные 17 июня 2022 года, подчеркнули правозащитники, подтверждают, что «отсутствие независимости судебной власти является существенным препятствием для Грузии как демократической страны».

Тбилиси дали шесть месяцев на проведение работы, необходимой для получения статуса кандидата на членство в ЕС. Среди 12 условий – независимость правосудия и «деолигархизация».

«Принять и внедрить прозрачную и эффективную стратегию судебной реформы и план действий на период после 2021 года на основе широкого, инклюзивного и межпартийного процесса консультаций; обеспечить полную и по-настоящему независимую, подотчетную и беспристрастную судебную систему по всей судебной институциональной цепочке, а также обеспечить разделение властей; в частности, обеспечить надлежащее функционирование и добросовестность всех судебных и прокурорских учреждений, в частности Верховного суда, и устранить любые выявленные недостатки, включая назначение судей всех уровней и Генерального прокурора; провести основательную реформу Высшего совета юстиции и назначить оставшихся членов Высшего совета. Все эти меры должны полностью соответствовать европейским стандартам и рекомендациям Венецианской комиссии», – говорится в условиях Еврокомиссии.

Грузинское правосудие со стороны

Грузинская система правосудия за последние годы не раз подвергалась критике в различных международных документах. Пункт об «устранении представления о политизированном правосудии» был и в т. н. «Соглашении Шарля Мишеля». Достигнутая при посредничестве президента Европейского совета договоренность была призвана разрешить политический кризис в стране. По договору, парламент должен был внести поправки в процедурные правила. Но «Грузинская мечта» вышла из соглашения.

Из-за нарушения прописанных условий Грузия тогда лишилась макрофинансовой помощи ЕС в размере 75 млн евро. Впервые о приостановке помощи в Европе намекнули в середине июля 2021 года – именно после назначения судей Верховного суда вопреки «Соглашению Мишеля».

В апреле 2022 года Европарламент опубликовал отчет о выполнении Грузией соглашения об ассоциации, где также говорилось о проблемах в судебной системе.

«В частности, поспешные и непрозрачные назначения судей, отказ от реформы назначения генерального прокурора и поправки в Закон об общих судах».

Еще раньше, в отчете 2021 года, Еврокомиссия отмечала, что Грузия должна придерживаться высоких этических стандартов в вопросах системы правосудия. В документе говорилось о важности приведения в порядок процесса отбора судей Верховного суда в соответствие с европейскими стандартами:

«По-прежнему остается приоритетом дальнейшая реформа Высшего совета юстиции. <…> Обеспечение независимости и подотчетности суда все еще остается главным вызовом. Важно, чтобы процедура отбора судей Верховного суда полностью соответствовала рекомендациям Венецианской комиссии и была проведена прозрачно, до начала следующего назначения».

Там же Еврокомиссия упомянула о поправках в закон «Об общих судах», который был принят парламентом до рекомендаций Венецианской комиссии.

Этот факт в ЕС тогда жестко раскритиковали, заявив, что Тбилиси таким образом упустил возможность повысить доверие общественности к процессу отбора судей в Верховный суд. Решение, принятое властями, противоречило обязательствам Грузии по повышению независимости, подотчетности, качества и доверия к судебной системе в соответствии с Соглашением об ассоциации между ЕС и Грузией.

Состояние грузинской судебной системы в 2016 по 2020 год в своем докладе еще два года назад описала НПО Transparency International – Georgia. Согласно документу, власти не смогли проявить «политической воли к полноценной и основательной реформе судебной системы». А многолетнее наблюдение показало, что со временем они отвергли идею создания независимого правосудия:

«С 2016 года партия «Грузинская мечта» осуществила две волны судебной реформы, но подход правительства был в основном фрагментированным и непоследовательным. В некоторых случаях реформа служила лишь укреплению интересов узкой группы. Наконец, управление судом сейчас находится в руках небольшой группы влиятельных судей, которую теперь называют «кланом».