bjania 1 новости OC Media, Абхазия, Аслан Бжания, закон об иноагентах

Абхазия предлагает закон об «иностранных агентах»

Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.

Президент Абхазии внес на рассмотрение законопроект, согласно которому лица и организации, получающие деньги из-за рубежа, будут признаны «иностранными агентами», что наложит ограничения на их деятельность.

Президент Аслан Бжания внес законопроект в парламент во вторник вечером, несмотря на то, что общественность Абхазии давно выступает против его принятия, что вызвало яростное осуждение со стороны частных лиц и общественных организаций.

Законопроект является одним из 46, которые будут вынесены на голосование в парламенте Абхазии в рамках длительной «гармонизации» российского и абхазского законодательства. С момента введения в 2012 году российский закон об иностранных агентах используется для подавления гражданского общества и независимой журналистики в стране.

Другие законы, предложенные в рамках «гармонизации», также оказались спорными, в частности, законы, касающиеся владения недвижимостью иностранными гражданами и получения абхазского гражданства.

У депутатов есть два месяца, чтобы представить законопроект на обсуждение парламентской комиссии, хотя вопрос о том, какая именно комиссия будет рассматривать законопроект, пока не решен.

Согласно законопроекту, «выполняющим функции иностранного агента» может быть признано любое физическое лицо, получающее денежные средства и/или имущество из иностранных источников и участвующее в политической деятельности на территории Абхазии.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он будет способствовать защите интересов Абхазии, обеспечению ее безопасности, суверенитета, прав и свобод ее граждан. Также отмечается, что он обеспечит «незамедлительную реакцию» на иностранное вмешательство в политическую деятельность Абхазии.

Если законопроект будет принят, он запретит организациям и частным лицам, считающимся иностранными агентами, участвовать в политике, организовывать протесты и митинги, а также получать государственные средства. Журналисты, объявленные иностранными агентами, не смогут получить государственную аккредитацию.

Хотя критики предупреждают, что законодательство может быть использовано для подавления критики властей, союзники правительства отвергают подобные опасения.

«Деятельность НПО на территории Абхазии будет запрещена, многие лишатся своих западных зарплат. Что в этом страшного?», — пишет проправительственный блогер Олеся Маланка. «Они вспомнят, как работать за государственную зарплату».

«Репрессивная машина»

Гражданское общество отреагировало быстро: в интернете появилось обращение к абхазским парламентариям, составленное юристом Саидом Гезердаа. По состоянию на пятницу свои подписи под обращением поставили около 300 человек, в основном активисты, сотрудники НПО и журналисты. Население Абхазии составляет около 250 000 человек.

В обращении говорится, что законопроект неконституционен, и отмечается, что, согласно конституции Абхазии, «ни один закон, отменяющий или умаляющий права и свободы человека», не может быть принят в Абхазии.

Гезердаа также заявил, что закон навязывается Абхазии извне, вопреки ее собственным интересам. По его словам, обсуждение закона началось после подписания в декабре 2021 года меморандума между министерствами юстиции Абхазии и России.

Меморандум касался «гармонизации» российского и абхазского законодательства о «некоммерческих организациях и иностранных агентах», добавил он.

«Таким образом, этот вопрос изначально актуализировался в связи с внешним отношением к сферам, подлежащим гармонизации, а не в связи с серьезными сомнениями в абхазском обществе относительно деятельности гражданских организаций», — пишет Гезердаа.

Это подтвердил секретарь Совета безопасности Абхазии [Сергей] Шамба, который утверждал, что необходимость ограничения деятельности гражданских организаций связана с обеспокоенностью России присутствием в Абхазии НПО, получающих «финансирование от международных организаций».

Другие представители гражданского общества утверждали, что закон направлен на подавление критики правительства Абхазии.

«Значительная часть жителей Абхазии на протяжении многих лет сотрудничала или получала поддержку от международных организаций», — пишет активист Дмитрий Мушба. «Среди них есть государственные чиновники, а также члены их семей. Неужели и они станут иностранными агентами?

Не будут, но только до тех пор, пока они работают на власть», — сказал он. «Потому что этот закон направлен не против мифического западного влияния, которого в Абхазии не существует, а против тех, кто выражает свое мнение и критикует власти».

Александра Барганджия, член движения «Хара Х-Пицунда» («Наша Пицунда»), обвинила тех, кто выступал в поддержку законопроекта, в том, что они сами являются иностранными агентами.

«Репрессивная машина, построенная на бесконечных «официальных комментариях» на уровне желтой прессы Telegram-каналов, клевете, доносах, провокациях и т.д., не перестает пробивать дно», — написала Барганджия. Будьте внимательны, чтобы в поисках иностранных агентов вы не нашли себя».

Известный оппозиционер Дмитрий Гварамия сравнил последствия принятия закона с массовым изгнанием абхазов Россией в конце 1800-х годов и сталинскими репрессиями 1930-х годов.

«Мы не можем позволить истории повториться, создавая своими руками охранников, наделяя их неограниченной властью и покорно становясь самими заключенными», — писал Гварамия.

 Для удобства чтения мы решили не использовать такие оговорки, как «де-факто», «непризнанный» или «частично признанный», когда речь идет об институтах или политических позициях в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает позицию по поводу их статуса.

 

 

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости