Жертвенная вера Тамаза Гинтури: символ борьбы с оккупацией - SOVA
политика

Жертвенная вера Тамаза Гинтури: символ борьбы с оккупацией

Трагедия 6 ноября в районе села Кирбали стала новым драматичным эпизодом в истории российской оккупации Грузии. Военные РФ застрелили 58-летнего местного жителя Тамаза Гинтури – ветерана российско-грузинской войны 2008 года. Произошло это после того, как мужчина, посетив кладбище, решил вместе с односельчанами поставить свечи в храме Ломиси, который с октября 2023 года был закрыт оккупационными силами.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-Россия, Кирбали, Ломиси, Тамаз Гинтури, Южная Осетия

Близ небольшой каменной церквушки на склоне горы проходит условная линия оккупации, которую в Цхинвали называют «государственной границей». Именно здесь Тамаз Гинтури произнес слова, ставшие для него не только одними из последних, но и пророческими:

«Ломиси, восславляю твою силу, *** тех, кто заколотил твои двери».

В своей короткой реплике, адресованной храму, Гинтури использовал слово, производное от «генацвале». Это непереводимая на русский язык фраза, смысл которой можно описать так: «Пусть я заменю тебя в горе и несчастье». В результате за святыню, силу веры и несмирение с оккупацией российские военные забрали у Гинтури жизнь.

«Как красива смерть, когда ты покидаешь этот мир, но в то же время рождаешься в вечности». Так в социальных сетях прощались с погибшим – с тем, кто «взошел на Ломиси, не побоявшись врага, сняв с дверей храма вражеские оковы, вернув украденное, а затем погибнув от вражеской пули, но оставшись непобежденным».

Еще 25 октября в интервью грузинскому телеканалу Тамаз Гинтури рассказывал, как российские военные не разрешают местным жителям подниматься к храму, чтобы помолиться:

«Нам запрещено взбираться на Ломиси. Если кто-то все-таки решит туда подняться, его немедленно похитят».

Тамаз очень любил и почитал храмы, говорят члены его семьи покойного.

«Мой брат был человеком смелым. Везде, где он бывал, он заходил в церкви, зажигал свечи, мог выпить бокал вина. Вот таким был мой брат, Тамаз Гинтури. Он вошел в церковь и сказал: «Ломиси, генацвале». На эти кадры действительно тяжело смотреть», – рассказывает Николоз Гинтури.

Речь идет о видеозаписи, снятой на телефон покойного. На ней запечатлен момент, когда Тамаз вместе с похищенным другом Леваном Дотиашвили и еще одним односельчанином взламывают двери храма. Кадры были распространены де-факто властями Цхинвали, вероятно, с целью дискредитации погибшего. В Южной Осетии утверждают, что граждане Грузии, пересекшие «незаконно границу», были пьяны и оказали сопротивление. Сюжет ГТРК «ИР» представил свою версию произошедшего:

«Пограничный наряд обнаружил нарушителей государственной границы на автомобиле. Судя по кадрам, которые сняли сами нарушители границы, абсолютно понятно: они знали, что нарушают пограничный режим. По информации КГБ Южной Осетии, нарушители государственной границы в состоянии алкогольного опьянения оказали сопротивление силовикам, они пытались скрыться на автомобиле, чуть не наехав на пограничный наряд. В целях пресечения указанных противоправных действий и недопущения незаконного пересечения государственной границы Республики Южная Осетия сотрудниками пограничных органов был осуществлен предупредительный выстрел в воздух, а после дальнейшего неповиновения нарушителей законным требованиям открыт огонь по колесам их транспортного средства. В результате один из нарушителей получил тяжелое ранение и для оказания экстренной медицинской помощи передан в Грузию, a второй задержан».

Трагедия в Кирбали: новый эпизод в истории российской оккупации Грузии

Повреждения автомобиля Гинтури, который до сих пор находится на месте происшествия и который местным активистам удалось заснять с дрона, противоречат версии о выстрелах по колесам. На кадрах видно, что по кузову машины стреляли сзади.

В самой Южной Осетии кампания по дискредитации убитого и создания образа «пьяного дебошира», направленная, в том числе, на выгораживание виновных, сработала. Из комментариев в соцсетях видно, что некоторые жители региона убеждены: Гинтури «получил по заслугам», поскольку был нетрезв и «матерился перед храмом».

Но на остальной территории Грузии опубликованные кадры возымели противоположный эффект, превратив погибшего в героя, который не сломился перед силой оккупации.

Тамаз Гинтури уже имел заслуги перед страной. В 2008 году майор Гинтури сражался за территориальную целостность Грузии. Лидер «Антиоккупационного движения» и друг убитого Давид Кацарава считает, что российские военные знали, в кого стреляют – в человека, воевавшего против них.

«Кто-нибудь думает, что девяти вооруженным оккупантам будет сложно задержать двух человек? Орки расстреляли Тамаза Гинтури, участника войны 2008 года, бывшего сотрудника Каралетского спецназа», – отмечает он.

Брат погибшего также говорит, что, насколько ему известно, «Тамаза искали как участника боевых действий, и вот, наконец, поймали».

Цхинвали не впервые прибегает к методам дискредитации тех, кого незаконно похищают или убивают. Последний пример – известный в Грузии врач Важа Гаприндашвили. Он был незаконно похищен в 2019 году и даже приговорен к году и девяти месяцам заключения. Доктор оказался близко к линии разделения, поскольку направлялся проведать своего пациента. Но де-факто власти утверждали, что действия Гаприндашвили являлись предумышленными, а он представлял собой «заложника внутриполитической борьбы различных сил» в Грузии.

«Нельзя не заметить, что подобные провокации происходят накануне различных выборных кампаний. В случае с Гаприндашвили мы имеем дело с новым видом провокаций. Югоосетинские власти располагают достоверной информацией о том, что грузинские спецслужбы занимаются поиском и подстрекательством так называемых «идейных добровольцев гуманитарных профессий» для совершения подобных преступлений за значительное вознаграждение», – заявляли в самопровозглашенной республике.

Раскрытие обстоятельств задержания Гаприндашвили, впрочем, не пошли на пользу де-факто Цхинвали. Выяснилось, что доктор Важа отказался разговаривать по-русски с пограничниками ФСБ, объяснив им, что «государственный язык в его стране – грузинский», а «никакой границы не существует». Благодаря своей позиции Гаприндашвили стал символом сопротивления оккупации.

Теперь у Грузии появился новый символ – Тамаз Гинтури, погибший, но оставивший дверь грузинского храма на линии оккупации открытой.

Они пережили российский плен