Запрет на палатки и свободу: парламент Грузии принял «российский закон №2» - SOVA
политика

Запрет на палатки и свободу: парламент Грузии принял «российский закон №2»

Гул сирен, лозунги из рупора и плакаты «Нет российскому закону». Это не март 2023 года, когда в Тбилиси проходили акции против закона об иноагентах. У заднего двора парламента собрались те, кто возмущен очередной попыткой правящей «Грузинской мечты» «русифицировать страну». Именно так критики власти расценивают голосование по поправкам в закон «О манифестациях». Они были приняты молниеносно во всех трех чтениях. Ни консультаций с международными организациями, ни дискуссий с гражданским обществом не было.

SOVA LOGO NEW SMALL политика «палаточный закон», featured, Грузия-ЕС, Грузия-Россия

Пока в парламенте утверждали изменения в закон «О собраниях и манифестациях», ограничивающих установку палаток, сцен и усилительных устройств вблизи госучреждений, у здания парламента, возможно, в последний раз проходила акция с колонками и усилителями звука. Главный призыв: «Выходите на улицы, иначе завтра проснетесь в России!».

Демонстранты разбили несколько палаток, а некоторые даже надели их: «Если нам не разрешают устанавливать палатки, то мы их будем носить».

Палатки, а также сцены и динамики всегда были атрибутами многочисленных митингов в Грузии, известной своей протестной культурой.

У властей – своя история борьбы с ними. Уже пятый месяц оранжевая палатка «свободы Лазаре» стоит в сквере в 20 метрах от заднего двора парламента. Отец Лазаре Григориадиса – молодого парня, арестованного по обвинению в «использовании коктейля Молотова» во время мартовских протестов, смог установить ее не с первой попытки. Несколько раз силовики агрессивно и с применением силы отбирали палатку.

Не разрешили разбить палатки и родителям детей с редким заболеванием – ахондроплазией, которые в апреле этого года ночевали у здания администрации правительства, требуя лекарства для своих детей. С сегодняшней перспективы эти запреты кажутся еще более нелегитимными, ведь ограничительные поправки приняли только сейчас.

Впрочем, властям не всегда получалось запрещать. В ноябре 2019 года манифестанты разбили палаточный лагерь перед зданием парламента, требуя выполнения обещания после «ночи Гаврилова» – проведения выборов по пропорциональной системе.

На проспекте Руставели у парламента в палатках жили и отцы погибших при разных обстоятельствах молодых ребят – Заза Саралидзе и Малхаз Мачаликашвили. Проводя дни и ночи на улице, они требовали от властей справедливого расследования убийства своих детей. При этом и им не с первого раза удалось разбить палатки. Усилия отцов увенчались успехом только в ночь, когда к их акции присоединились правозащитныики и оппозиционные лидеры.

Страх, что палаточные городки могут быть еще более многочисленными, побудил правящую «Грузинскую мечту» ужесточить законодательства, приняв поправки. В своем решении инициаторы сослались на заявление Службы госбезопасности Грузии от 18 сентября. Тогда в ведомстве сообщили о готовящемся некой группой лиц плане дестабилизации ситуации и осуществлении госпереворота. Были названы примерные сроки – октябрь-декабрь этого года. Более того, были названы авторы революционного сценария. Среди них – соратники третьего президента Михаила Саакашвили и даже лидер воюющего в Украине «Грузинского легиона» Мамука Мамулашвили.

Главная угроза, по версии СГБ, состоит в готовящемся создании палаточного городка, на территории которого будет произведен взрыв. Теракт приведет к жертвам и спровоцирует «гражданское противостояние», считают спецслужбы.

В связи с указанными обстоятельствами и с целью предотвращения развития аналогичных событий, подобных «Евромайдану» в Украине, как сообщают в партии власти, и вносятся поправки в порядок проведения манифестаций.

Примечательно, что в 2013 году по указанию тогдашнего президента Украины Виктора Януковича окружной административный суд Киева принял аналогичное решение о временном запрете устанавливать в центре города во время массовых акций палатки, сцены и другие «малые архитектурные формы» до января. Обуздать протест не удалось.

В Грузии оппозиция и неправительственные организации утверждают: обновленный закон нарушает право на свободу слова и выражения мнений и направлен на подавление голоса протеста. Правозащитники отмечают, что основания, представленные властью для принятия поправок, являются нечеткими и не соответствуют международным нормам права. Кроме того, по их мнению, нет оснований для столь срочного внесения законодательных изменений. Проект поправок был инициирован в парламенте 27 сентября, а уже 5 октября, то есть на восьмой день, он был принят во всех трех чтениях.

«Ограничение выражения недовольства является жестким вмешательством в сферу протестов», – говорят участники акции у здания парламента.

По их словам, власти сегодня не готовы к демократическим изменениям в стране. И вместо того, чтобы улучшать законы, внедрять более высокие стандарты, они делают противоположное.

«Сегодня запрещают палатки, завтра запретят акции», – говорят протестующие.

Главный баннер протеста гласит: «В Евросоюзе не принимают российских законов». Это послание отражает главное опасение грузинского общества – влияния принятия законопроекта на европейское будущее страны. Манифестанты убеждены: форсированное принятие поправок – целенаправленный саботаж процесса евроинтеграции, особенно в преддверии оглашения решения по предоставлению Тбилиси статуса кандидата на вступление в ЕС. Ведь свобода слова и собраний – фундаментальный принцип Европы, а закон, который называют «российским», ведет к «русификации» и «беларусизации» страны, убеждены протестующие.

Оппозиция, СМИ и экспертное сообщество давно обратили внимание на то, что инициативы «Грузинской мечты» очень часто повторяют опыт Кремля. К примеру, в 2022 году Госдума РФ также приняла проект закона, предусматривающего запрет на проведение собраний, в том числе, у зданий органов публичной власти. Цель российских депутатов совпадает с заявленной целью грузинских – защитить суверенитет страны от вмешательств извне.

В марте 2023 года власти Грузии уже предпринимали попытку протолкнуть российский аналог закона об иноагентах, который в результате массовых акций протеста пришлось отозвать. В Евросоюзе поприветствовали отказ от принятия закона и призвали всех политических лидеров приступить к реформам с целью реализации 12 приоритетов по получению статуса кандидата в ЕС. Но власти, по мнению оппозиции и неправительственного сектора, делают все, чтобы сорвать евроинтеграцию. Очевидно, неудача на европейском пути спровоцирует протесты в Тбилиси. Поэтому государство пытается ужесточить контроль над улицей, чтобы с мегафонов не звучало: «Иначе завтра проснетесь в России!».

«Палаточный закон» в Грузии: попытка сорвать «госпереворот» или желание задушить протест