Кризис в отношениях Вашингтона и Тбилиси: в чем США подозревают Грузию - SOVA
политика

Кризис в отношениях Вашингтона и Тбилиси: в чем США подозревают Грузию

Отношения между Грузией и Соединенными Штатами – на самой низкой отметке за последние годы. Представители США все чаще высказывают опасения по поводу возможного обхода Россией санкций через Грузию и роста зависимости грузинской экономики от РФ. В свою очередь, власти в Тбилиси критикуют Вашингтон. К примеру, обвиняют Госдеп в лоббировании темы освобождения бывшего президента Михаила Саакашвили. 

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Георгий Мелашвили, Грузия-Россия, Грузия-США, Джим О'Брайен

Выступая на заседании комитета по международным отношениям Сената США, глава Управления по координации санкций Госдепа Джим О’Брайен в очередной раз высказал опасение, что после восстановления прямого авиасообщения между Россией и Грузией отбывающие из грузинских аэропортов самолеты могут быть загружены санкционными товарами.

«Я считаю очень обнадеживающей новостью, что грузинские таможенные службы предпринимают реальные шаги по ограничению ввоза предметов с поля боя в Россию. Мы хотим убедиться, что они полностью контролируют перемещения через грузинскую границу, будь то аэродромы или сухопутные границы. Это непрерывная работа, и в этом направлении мы оказываем помощь. Вопрос в том, сможем ли мы получить более качественные данные в будущем и можем ли мы четче увидеть, что происходит с недавно возобновившимися авиарейсами между Грузией и Россией».

На вопрос сенатора Джин Шахин, может ли возобновление полетов помочь Москве в обходе санкций, О’Брайен ответил:

«Это, безусловно, возможно. Потому мы хотим убедиться в том, что знаем, что загружено в эти самолеты, когда они возвращаются в Россию».

Еще в начале июня О’Брайен утверждал, что европейские компании продают определенные товары странам, которые впоследствии перепродают эти материалы России, в частности микросхемы и электронику, которые необходимы РФ для ее военной машины. Вопрос с оборудованием стал особенно актуальным после того, как в новых образцах разорвавшихся над Украиной ракет были обнаружены новейшие электронные чипы американского производства. Тогда О’Брайен назвал Грузию в числе пяти стран, представляющих проблему с точки зрения уклонения России от санкций.

«Наша главная цель состоит в том, чтобы Россия не получила оружие, с помощью которого ведет агрессивную войну и убивает людей. Мы – США, Великобритания и Евросоюз – обращаем внимание на тип электронных устройств, которые используются для этих целей. Наше сотрудничество с Грузией подразумевает именно это направление».

Копипаст духовных скреп: как власти Грузии повторяют российские нарративы

Часть грузинской оппозиции и неправительственного сектора тогда отметила, что следующим шагом западных партнеров может быть введение санкций против Тбилиси. Но по мнению основателя Европейско-грузинского института (EGI) Георгия Мелашвили, на данном этапе, исходя из заявлений санкционной комиссии, прибывшей в страну в конце июня, Грузия может не ожидать санкций сегодня или завтра.

«Партнеры из США, Великобритании и ЕС отметили, что те товары, которые выходили из Грузии в страны Центральной Азии и РФ, пока что не были подстанционными. Когда расширится список, возможно, они в нем появятся. Точнее, они уже появились, но пока каких-либо значимых показателей, что через Грузию проходят санкционные товары, нет».

При этом Мелашвили отмечает, что представители комиссии очень четко дали понять: эта тенденция должна сохраниться.

«Разумеется, чем больше будет пунктов входа в страну, в первую очередь речь об авиасообщении, тем сложнее будет контролировать поток товаров, которые входят и выходят из Грузии. К этому добавляется еще усложнение режима обхода блокировок и возможное распространение санкций на третьи страны. Вот в этом случае, возможно, у Грузии могут быть определенные проблемы», – считает Мелашвили.

Председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе еще в конце июня заверил западных партнеров: «Мы не вводим санкции против Российской Федерации, но и никому не позволяем использовать эту территорию в обход санкций».

В свою очередь старший исследователь «Атлантического совета» Дэниел Фрид в интервью «Голосу Америки» отметил, что власти в Тбилиси не просто не уменьшает свою зависимость от России, но укрепляет свои связи с этим государством.

«Я много раз говорил, что Грузия имеет полное право вести осторожную политику в отношении Москвы. Я никогда не говорил, что Грузия должна стать основным поставщиком оружия в Украину. Я понимаю слабости Грузии, но проблема в том, пытается ли грузинское правительство делать то, что делает Молдова – уменьшать свою зависимость от России? Выглядит так, будто Грузия делает противоположные шаги, в отличие от Молдовы».

Зачем Грузии ЕС: разбираем на примере Хорватии

По мнению Фрида, Грузия становиться более уязвимой, поскольку изолирует себя от давних друзей. Америка, по его словам, не критикует Грузию за осторожность с Россией. Проблема в том, что Тбилиси использует противоречивые культурные темы для того, чтобы продвигать свою повестку и придерживаться позиций Москвы по важным социальным или политическим вопросам.

«Грузинское правительство прекрасно знает, в чем его проблема на пути в ЕС, – в его же действиях. У них действительно есть выбор, пространство для маневра, но оно делает относительно плохой выбор», — сказал Дэниэл Фрид.

В Тбилиси, однако, не видят ничего опасного или неприемлемого в налаживании торгово-экономических связей с Москвой. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что возобновление прямого авиасообщения соответствует национальным интересам.

То, что зависимость грузинской экономики от России достигла рекордного уровня, подтверждается данными Службы статистики («Сакстат»): в январе 2023 года торговый оборот между странами составил 263,6 млн долларов. По этому показателю Россия впервые за долгие годы опередила Турцию (196,1 млн).

Росту экономической зависимости Грузии от РФ еще больше способствовало возобновление прямого авиасообщения и начало грузовых перевозок по морскому маршруту Новороссийск-Батуми. К этому может добавиться и возможное восстановление железнодорожного транзита через Абхазию.

Решение об отмене виз и возобновлении полетов вызвало жесткую реакцию в ЕС и США. В американском Госдепе тогда отметили: «Все западное сообщество дистанцировалось от российского режима, и сейчас не время для какой-либо страны расширять свое взаимодействие с Россией».

Еще одним сигналом Тбилиси, по мнению экспертов, стали введенные Госдепом США в начале апреля санкции в отношении четырех высокопоставленных судей. Бывший помощник госсекретаря Дэвид Крамер заявил, что они адресованы тем, кто занимается антидемократической и коррупционной деятельностью. А бывший посол США в Грузии Уильям Кортни не исключил, что продолжение коррупционной деятельности может привести к новым карательным мерам.

По заявлению старшего исследователя «Атлантического совета» Дэниела Фрида, санкции в отношении четырех грузинских судей – предупреждение, за которым могут последовать более жесткие меры.

«Это как шаг, предпринятый против коррупции в Грузии, так и предупреждение, что Соединенные Штаты обеспокоены по поводу верховенства закона и демократического правления в стране и готовы предпринять дополнительные шаги. Правительство Грузии показывает слабость и страх в отношении России, в то время как отчуждает своего самого сильного друга – Соединенные Штаты Америки. Трудно понять, как это продвигает интересы Грузии».

Кремль платит: в Тбилиси планируют открыть Грузино-российский университет

В ответ на критику США в правящей партии только усилились нападки на западных партнеров. 24 июля проправительственная телекомпания Imedi, а также некоторые члены «Грузинской мечты» распространили информацию о том, что сотруднице посольства Соединенных Штатов Ева Энлиотт поручили встретиться с президентом Грузии Саломе Зурабишвили для обсуждения вопроса помилования Михаила Саакашвили.

В дипмиссии эти сообщения опровергли: «Вредоносная информация, в которой утверждается или подразумевается то, что сотрудники посольства получали деньги от лоббистских фирм, является однозначно ложной и безответственной».

А спикер Госдепартамента Ведант Патель заявил: «Посольство Соединенных штатов никогда не участвовало в лоббировании темы освобождения третьего президента Грузии Михаила Саакашвили».

На вопрос, в чем может заключаться причина обвинений в адрес посольства США со стороны провластных СМИ и представителей «Грузинской мечты», Патель ответил, что «не намерен давать психологическую оценку» какой-либо стороне.

Депутат правящей партии Ираклий Заркуа, тем временем, заявил, что грузино-американские отношения «не могли продвинуться вперед» во время пребывания Келли Дэгнан на должности посла.

«Она преуспела и углубила поляризацию в грузинском обществе своими нездоровыми, несправедливыми выступлениями и заявлениями, и получилось так, что и сенаторы от Запада, и другие порочили нашу страну и рассказывали нам какие-то сказки про Саакашвили».

В оппозиции нападки правящей команды на посольство США в Грузии называют крахом «Грузинской мечты». Об этом, в частности, заявил член оппозиционного «Национального движения» Георгий Барамидзе:

«Крах внешней политики «Мечты» наступил давно, это уже стало простым делом – иногда делают такие «разоблачительные заявления», это просто позорные люди и, к сожалению, из-за них Грузия также теряет возможности, касающиеся западной интеграции».

Георгий Канделаки: Грузинские власти имитируют стремление в НАТО и ЕС

Антиамериканская риторика в «Грузинской мечте» появилась достаточно давно, отмечает Георгий Мелашвили. Отчасти, по мнению эксперта, это связано с курсом правящей партии крайнего популизма, когда они пытаются искусственно создать «патриотический» дискурс, а также в поиске внешнего врага.

«Единое национальное движение» и Михаил Саакашвили уже недостаточно сильны, чтобы воспринимать их как врагов. Соответственно, им нужна какая-то другая искусственно созданная ложь, которую они смогут попытаться продать своим избирателям. С этой точки зрения то, что они делают по отношению к США, очень объяснимо. До этого мы видели подобный паттерн в Венгрии, точно такой же паттерн мы видели в России. Соответственно, «Грузинская мечта» пытается представить США «большим сатаной». Это не только политтехнологический подход, это также прагматический подход.

Кто влияет на общественное мнение в Грузии? В первую очередь – это медиа, и тут у «Грузинской мечты» достаточно сильное доминирование с телеканалом Imedi и с другими пропагандистскими каналами. Что пытается сделать «Грузинская мечта» – это нейтрализовать то позитивное влияние, которое имеют западные дипломаты».

Мелашвили отмечает, что действия правящей партии – это, с одной стороны, попытка натравить свой электорат, с другой – нейтрализовать возможное влияние США на внутриполитический дискурс в Грузии.

«Но мы видим, что это не очень эффективно. Если мы посмотрим на все опросы, которые были проведены, грузинское население очень хорошо понимает, в чем дело».

Охлаждение в отношениях между Тбилиси и Вашингтоном началось еще в 2018 году. Когда после того, как истекли полномочия тогдашнего посла Яна Келли, в Грузии почти год не было посла США.

В декабре 2018 года влиятельное американское издание Foreign Policy сообщало, что Вашингтон предложил Бриджит Бринк в качестве кандидатуры посла, но ее блокировал лично неформальный правитель Грузии, глава правящей партии «Грузинская мечта» и бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили.

Причиной, со ссылкой на анонимные источники, издание называло то, что Бринк слишком хорошо относится к экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили.

Foreign Policy тогда резюмировало: «Сопротивление назначению Бринк демонстрирует, как сильно эволюционировало правительство Грузии со времен пребывания у власти Саакашвили, который имел прозападный настрой и выступал против любого вмешательства России».

Напряжение между Тбилиси и Вашингтоном усилилось после февральского вторжения России в Украину. Стратегические партнеры стали упрекать Грузию за чересчур осторожное осуждение агрессии Кремля и слабую поддержку Киева. В ответ члены правящей партии неоднократно озвучивали теории заговора в адрес посла США Келли Дэгнан относительно неких попыток втянуть Грузию в войну. Посол назвала эти утверждения «стопроцентной российской дезинформацией».

Важным фактором в нападках «Мечты» на Келли Дэгнан, по мнению Георгия Мелашвили, является то, что в скором времени посол США покинет свой пост. 13 февраля президент Соединенных Штатов Джо Байден выдвинул на эту должность Робин Данниган.

«Соответственно, сейчас «Грузинская мечта» старается спустить всех собак на уезжающего посла. Затем, когда приедет новый посол, они попытаются сделать перезагрузку отношений и попытаются выторговать у США какие-то позитивные изменения, исключительно для них. Проблема этой «ярмарки тщеславия» в том, что совершенно забываются национальные интересы Грузии. США – один из главных партнеров страны, и любые мелкие дрязги очень плохо влияют на международное положение Грузии».

[áмбави] «Коза ностра» Грузии: как судебный клан мешает демократии