Депутаты, связанные с «Грузинской мечтой», которые ранее предложили законопроект «О прозрачности иностранного влияния», сообщили о планах представить в парламент полную копию американского закона.
Движение «Сила народа» представило парламенту альтернативный законопроект, который, наряду с уже зарегистрированным проектом о иностранном влиянии, основан на американском законодательстве, — сообщил на пресс-конференции представитель организации Дмитрий Хундадзе.
Грузинская версия закона о иностранных агентах была зарегистрирована в парламентском бюро и передана на рассмотрение юридического комитета 20 февраля. Вокруг данного проекта разгорелись активные споры: представители НПО и некоторых СМИ выступили с призывом отказаться от «русского закона». Инициативу раскритиковали как грузинские оппозиционеры, так и западные политики, включая американских сенаторов Джин Шахин и Дика Дурбина, которые прибыли в Грузию с визитом. Также с критикой выступил Госдепартамент США. Интересно, что изначально в партии «Сила народа» утверждали, что предложенный закон имеет сходство с американским законодательством.
В правящей партии отметили, что законопроект, представленный «Силой народа», является значительно более мягким по сравнению с аналогичными инициативами из США и России.
«Мы обсуждали, что в случае возникновения спекуляций по грузинскому либеральному варианту, мы предложим альтернативный закон, основанный на американских принципах. В связи с этим движение «Сила народа» приняло решение о разработке нового законопроекта «Об акте регистрации иностранных агентов», который будет являться аналогом американского. Мы планируем сделать прямой перевод и запустить процесс принятия закона, для чего нам потребуется 1-2 дня», — отметил Хундадзе.
Следуя примеру России под руководством Путина, в Грузии проходят протесты против закона о иностранных агентах.
Закон США о регистрации иностранных агентов (FARA), принятый в 1938 году, был изменен в 1966 году. В ходе этих изменений акцент сместился с политической пропаганды на политический лоббизм. С начала 1950-х годов, когда в обществе усилились опасения по поводу возможного коммунистического влияния, понятие «иностранные агенты» стало более узким. Теперь к ним относились только лица и организации, действующие по явному указанию зарубежных властей или организаций. Кроме того, в случаях споров американские власти обязаны были доказать, что целью предполагаемых «агентов» было реальное влияние на политику Соединенных Штатов. Это требование сделало случаи привлечения к ответственности по FARA крайне редкими.
Американское законодательство требует от иностранных агентов в США, которые представляют интересы зарубежных государств в «политической или квазиполитической сфере», раскрытия своих связей с иностранными правительствами, а также предоставления информации о своей деятельности и финансах. Согласно Закону о регистрации иностранных агентов (FARA), лицо может быть квалифицировано как агент иностранного принципала, если его деятельность финансируется или в значительной мере осуществляется за счет зарубежных источников. Тем не менее, организации, которые подпадают под определение «иностранного агента», могут продолжать свою деятельность после регистрации в министерстве юстиции. FARA не охватывает неполитический лоббизм, а также пропаганду в более широком смысле. Распространение информации в коммерческих, культурных, научных и религиозных целях, а также сбор пожертвований не требует регистрации в качестве «иностранного агента».