Синдром "Мечты": партия власти судится с президентом - SOVA
политика

Синдром «Мечты»: партия власти судится с президентом

На предмет выяснения компетенции президента Саломе Зурабишвили в Конституционный суд Грузии поступит обращение. Об этом намерении 15 марта заявил политсовет правящей «Грузинской мечты». В правящей партии высказали мнение: президент либо не читала Конституцию, либо не смогла прочесть, либо хочет ее переписать.

Решение принять определенные меры против президента Грузии было принято после выступления Саломе Зурабишвили в парламенте 14 марта. С высокой трибуны, после прозвучавшего гимна Украины, глава государства призналась – власти ограничивают ее в международных полномочиях. Ей письменно было отказано в официальном визите в Европу. И тем не менее, воспользовавшись личными контактами, президент провела неофициальный дипломатический блиц, выразив решительную поддержку Украине и подчеркнув европейские устремления Грузии.

В тот же день председатель партии власти Ираклий Кобахидзе предупредил: в этом «разберутся». Если то, что сказала президент правда, то «получается, она нарушила Конституцию», отметил он. После комментария Кобахидзе заявление последовало от лидера парламентского большинства Мамуки Мдинарадзе, отметившего, что импичмента, вероятно, ожидать не стоит.

В опубликованном 15 марта заявлении политического совета «Грузинской мечты» подчеркнули: партия «позаботилась об институте президента» и не предала огласке тот факт, что глава государства ушла в самоволку без каких-либо предварительных консультаций с правительством, тем самым нарушив Конституцию. «Умышленно».

Однако теперь, когда Зурабишвили сама сообщила об этом общественности, политсовет «Мечты» посчитал «необходимым дать на него политический ответ».

Ограничена в полномочиях: что сказала президент и как ей ответили политики

Аналитик Хатуна Лагазидзе видит несколько причин в принятии такого решения. В первую очередь, по ее словам, «Мечтой» движет страх появления нового общественного и политического лидера в лице Зурабишвили в условиях, когда уровень доверия к существующему политическому спектру очень низок.

«В то же время мы увидели, что общественная активность высока, когда дело касается поддержки Украины и противодействия России. И эта часть общества, получается, остается без лидера. Правительство испугалось, что Зурабишвили может стать этим лидером. Президент, которого на этот пост поставила «Грузинская мечта», внезапно станет лидером народного движения…Поэтому заявление политсовета – фактически превенция от последующих шагов. Одна из главных целей – напугать Саломе. Но, думаю, они знают лучше меня, что так легко ее на напугаешь.

Другая причина – сделать еще один шаг, направленный против Запада. Мотив заявлений о том, что визиты президента противоречат Конституции, подтверждает, что одним из главных раздражителей была активность Зурабишвили в вопросе поддержки Украины и ускоренного вступления Грузии в ЕС. Именно эти два фактора – превращение ее в лидера и ее роль как связующего с западными лидерами звена, вызвали раздражение властей».

Впрочем, Хатуна Лагазидзе не уверена, что президент способна стать реальным лидером, несмотря на ее стремление.

Примечательно, что результаты последнего опроса CRRC Georgia говорят о том, что в отличие от премьер-министра Ираклия Гарибашвили, популярность президента ощутимо возросла. Саломе Зурабишвили заслужила широкое одобрение общественности за свою позицию по Украине. Если деятельность президента в связи с войной одобряют 64% населения, то деятельность Гарибашвили только 41%.

Datablog | Грузины хотят, чтобы их правительство поддержало Украину

Гарибашвили, кстати, спустя 30 минут после публикации заявления политсовета партии власти, объяснил, что не заладилось между правительством и президентом. Со слов главы кабмина, когда в регионе протекают сложные процессы, главнокомандующий должен находиться в стране.

«Пока в регионе происходят подобные непростые процессы, в Украине идет масштабная война, я посчитал и члены правительства так посчитали и считают, что президент Грузии должен был и должен быть в стране. Это и было главным аргументом и мотивацией, чтобы отказать ей в визите», – сказал Гарибашвили.

В Мечте убеждены – президент хочет действовать вне Конституции. Но напоминают – правила игры в государственном устройстве определяет не президент, а Конституция. И на это счет в течение последних месяцев между государственными чиновниками и главой государства был проведен ряд разъяснительных встреч, где Зурабишвили объясняли содержание Конституции. «Но безрезультатно», – отмечается в заявлении.

Премьер о президенте: самодеятельность вопросе обеспечения конституционного порядка — недопустима

Автор проекта «Уроки независимости» Эка Цамалашвили считает, что это устоявшаяся практика «в банде Иванишвили». По ее словам, четвертому президенту Георгию Маргвелашвили запретили принимать президента Франции в резиденции в Авлабари и не пустили на инаугурацию Петра Порошенко в Украине.

«Плохо, что знающие это люди, слишком поздно стали делать открытые заявления. Гарибашвили и Залкалиани отчитывали президента Грузии и раньше и продолжают делать это сейчас».

По ее словам, президенту нужно проявить осторожность, если «личные визиты» в Европу были оплачены не из ее личных средств. «Ведь Иванишвили судит Саакашвили из-за расходов на важные международные визиты».

Впрочем, институт развития свободы информации (IDFI) не видит нарушений Конституции Грузии со стороны президента. Прозвучавшие обвинения, по их словам, не имеют под собой правовых оснований. Согласование с правительством компетенции президента в сфере внешних отношений, согласно их заявлению, не требует автоматического согласия правительства на любое действие или бездействие президента, влияющее на внешнюю политику Грузии.

«Без согласия правительства президент не может заключать международные соглашения и пр., но ему, как главе государства, не запрещается высказывать свои взгляды по вопросам внешней политики внутри или за пределами страны, особенно во время неофициальных визитов. В частности, все шаги, предпринятые президентом в плане международного сотрудничества, не будут зависеть от воли правительства Грузии и не будут рассматриваться как реализация внешней политики».

Встречи Саломе Зурабишвили, согласно IDFI, не создали для Грузии никаких новых обязательств. Более того, считают они, в соответствии с Конституцией страны президент обязан принимать все меры, входящие в его компетенцию, для обеспечения полной интеграции страны в европейские и евроатлантические структуры.

Президент Грузии выступила в парламенте и призвала политиков к единству [ВЫДЕРЖКИ]