Афган Мухтралы: что известно о деле азербайджанского журналиста


afgan общество Азербайджан, Азербайджанский журналист, Афган Мухтарлы, Грузия, Мухтарлы

Точно месяц назад в Тбилиси пропал азербайджанский журналист Афган Мухтралы. На следующий день его задержали в бакинском следственном изоляторе. Сам Мухтралы утверждает, что его похитили представители грузинских спецслужб, а затем передали азербайджанским пограничникам. В Тбилиси власти категорически отрицают причастность силовых структур к этому инциденту. Однако, по истечении месяца, не было представлено ни одного доказательства, которое могло бы опровергнуть слова Мухтарлы. Гюльнар Салимова собрала факты и комментарии по этому резонансному делу.

Бакинский суд не удовлетворил просьбу азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы о переводе из предварительного заключения в домашний арест. Представитель обвинения заявил, что, если журналист будет освобожден, он может покинуть страну.

Похищение

Афган Мухтарлы, журналист-расследователь из Азербайджана, согласно официальным данным, был арестован 30 мая сотрудниками пограничной службы страны. Ему выдвинуты обвинения в нелегальном пересечении границы, контрабанде и сопротивлении представителю власти.

Тем не менее, жена журналиста Лейла Мустафаева заявляет, что 29 мая, после того как Мухтарлы встретился с друзьями, он позвонил и сказал, что уже направляется домой. В своих свидетельских показаниях обвиняемый также сообщает, что после этого звонка зашел в магазин, чтобы приобрести хлеб и подсолнечное масло. Затем он сел в маршрутное такси, которое проходит рядом с его домом. Однако до своего жилья Афган так и не добрался.

Хотя он живет на одной из самых загруженных улиц Тбилиси, рядом со зданием бывшего парламента, его похитили прямо на улице, запихнули в автомобиль, а затем надели на голову мешок и вывезли за пределы города. Когда ему стало тяжело дышать, мешок заменили на футболку.

По информации адвокатов Мухтарлы, похитители трижды сменили машины, а затем его отвезли к границе с Азербайджаном и передали азербайджанским пограничникам.

Одним из самых любопытных аспектов является то, что, по словам Мухтарлы, его передали азербайджанским пограничникам в нейтральной зоне после того, как он прошел через контрольно-пропускной пункт на грузинской стороне.

Во время передачи он услышал, как кто-то произнес: «Я должен увидеть его лицо». Затем последовал вопрос: «Это наш?» (азербайджанец, — прим. автора). На это ответили: «Да». Затем первый голос снова произнес: «Я должен увидеть его лицо». После этого его провели в комнату и сняли футболку с его головы. Увидев фотографии и надписи на стенах, Афган понял, что находится в здании государственной пограничной службы Азербайджана, — поделился один из адвокатов Нимат Керимли.

Грузинский фактор

С тех пор как произошло похищение, миновал целый месяц, но до настоящего времени правоохранительные органы не обнародовали записи с камер видеонаблюдения, ни с улицы, где, по утверждению журналиста, случился инцидент, ни с границы, где его передали азербайджанским властям.

В свою очередь, грузинские власти проявили некоторую странность, предложив гражданство жене Мухтарлы, хотя в прошлом году ей было отказано в получении вида на жительство в Грузии. Причиной отказа послужило утверждение, что она занимается опасной деятельностью — журналистикой, что, по их мнению, угрожает национальной безопасности страны.

«Я решила не принимать этого решения, не могу стать гражданкой страны, в которой был похищен мой муж», — поделилась Лейла Мустафаева.

Адвокат Мустафаевой стремится получить для супруги Мухтарлы статус жертвы вместо гражданства. Однако этот вопрос до сих пор остается нерешенным.

03 общество Азербайджан, Азербайджанский журналист, Афган Мухтарлы, Грузия, Мухтарлы

01 1 общество Азербайджан, Азербайджанский журналист, Афган Мухтарлы, Грузия, Мухтарлы

02 общество Азербайджан, Азербайджанский журналист, Афган Мухтарлы, Грузия, Мухтарлы

Депутат парламента Азербайджана Эльман Насиров первым поднял вопрос о сотрудничестве между секретными службами Тбилиси и Баку. Он охарактеризовал Мухтарлы как предателя и утверждал, что операция была успешно осуществлена совместно спецслужбами Грузии и Азербайджана. В ответ на его слова, 10 июня Служба государственной безопасности Грузии официально опровергла свою причастность к похищению Афгана Мухтарлы.

В тот же день заместитель министра внутренних дел Бесик Амиранашвили был отстранён от должности. Министр внутренних дел Георгий Мгебришвили сообщил, что возьмет на себя руководство деятельностью криминальной полиции страны.

Расследование

В это время Центр по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP) провел свое собственное расследование. В результате удалось выяснить, что записи с камер наружного видеонаблюдения, которые могли бы зафиксировать перемещения журналиста Мухтарлы в день его исчезновения, оказались повреждены.

14 июня OCCRP выпустил расследование, в котором сообщалось, что два сотрудника Центра в сопровождении корреспондента канала «Рустави-2» просмотрели двухчасовую видеозапись с камер наблюдения частной фирмы. На видео запечатлён тротуар одной из главных улиц — Бараташвили.

«Сначала погода облачная, но в момент появления Мухтарлы резко меняется картинка, и на экране появляется солнечная погода. На это обращают внимание очевидные несоответствия – пешеходы и стоящие автомобили отличаются до и после смены кадра. Часы на видео показывают время с опозданием на несколько секунд. Спустя пару минут погода снова становится облачной», — сообщает OCCRP.

В Центре по изучению коррупции и организованной преступности заявляют, что работники службы государственной безопасности посетили офис компании, предоставившей материал, как до, так и после их визита.

Реакция Европы

15 июня Европейский парламент принял резолюцию, в которой «категорически осудил захват Афгана Мухтарлы в Тбилиси и его дальнейшее задержание в Баку». В Страсбурге отметили, что это является серьезным нарушением прав человека и законодательства.

Чем активнее обсуждается данная тема в европейских правозащитных организациях, тем сильнее официальный Баку обвиняет Европу в предвзятом отношении к Азербайджану и в проведении антиазербайджанской кампании. Объективные журналисты, особенно те, кто занимается расследованиями, подвергаются критике со стороны властей и зачастую оказываются в «черном списке» как «антинациональные элементы».

Редакционное мнение может отличаться от мнения автора

Related posts