«Грузинская мечта» вновь собирается ввести «закон об иноагентах», уточняя, что он будет касаться неправительственных организаций и получит название «Закон о прозрачности иностранного влияния».
После неуспешной первой попытки продвинуть «закон об иноагентах», которая спровоцировала мартовские протесты 2023 года, правящая партия вновь обращается к своим старым целям — подавлению общественного мнения.
Лидер парламентского большинства от партии власти Мамука Мдинарадзе сообщил на специальном брифинге о намерении инициировать этот законопроект в парламенте.
Один из руководителей организации «Мечта» поделился информацией о финансировании НПО и подчеркнул, что свыше 90% их финансовых средств остаются за пределами публичного контроля.
Парламентское большинство, после обсуждений с политическим советом партии, приняло решение вновь представить в парламент законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Этот законопроект будет внесен в парламент Грузии в той же редакции, что и в прошлом году, за исключением одного нюанса.
Все мы помним, что в прошлом году, когда был предложен законопроект, мы сообщили о готовности заменить термин «агент иностранного влияния» на другой. В новом законопроекте, который мы инициировали сегодня, вместо термина «агент иностранного влияния» будет использоваться выражение «организация, представляющая интересы иностранной державы». Все остальные положения законопроекта остаются прежними, — отметил Мдинарадзе.
Представитель правящей партии отметил, что данный законопроект содержит лишь одно требование — публикацию годового финансового отчета для организаций, получающих финансирование из-за границы. За несоблюдение этого требования предусмотрены исключительно финансовые штрафы.
«Данный стандарт представляет собой базовые требования к подотчетности и прозрачности, которые должны соблюдать все организации, претендующие на репутацию добросовестных. В этом контексте, содержание законопроекта не оставляет никаких оснований для критики. Ожидается, что закон будет одобрен на всех трех этапах обсуждения до завершения текущей сессии», — отметил он.
Мдинарадзе подчеркнул, что в марте 2023 года руководство приняло «человечное решение», учитывающее интересы тех граждан, кто «оказался в заблуждении». Он заявил, что в период мартовских протестов против «закона об иноагентах» существовала опасность «значительных провокаций», способных поставить под риск жизнь и здоровье людей.
Парламент Грузии не смог принять закон, схожий с российским законом об иностранных агентах.
С учетом всех изложенных факторов, мы пришли к выводу об отзыве законопроекта. Также следует отметить, что, несмотря на предпринятые усилия по его принятию (в марте 2023 года — прим. ред.), инициатива уже сыграла свою роль: общество осознало, что организации, находящиеся в центре революционных событий, на самом деле отстаивают интересы не грузинского народа, а зарубежных государств.
Практика радикализации и так называемой поляризации иностранного финансирования значительно ослабла. Тем не менее, проблема все еще существует: некоторые организации, получающие финансирование от зарубежных государств, вместе с радикально настроенными оппозиционными партиями продолжают придерживаться радикальных взглядов.
Мдинарадзе отметил, что это и есть «главный фактор поляризации в Грузии». Он добавил, что власти не раз пытались решить вопрос прозрачности, однако все их усилия оказались безрезультатными.
Несмотря на изначальные гарантии, доноры в итоге отказались предоставить данные о финансировании и оказались в затруднительном положении, не сумев ответить на запросы высокопоставленных чиновников. В условиях, когда желаемый результат не был достигнут, а общество стало обладать значительно большим объемом информации по этому вопросу, мы полагаем, что инициатива по созданию законопроекта является единственным возможным шагом.
Условием, которое не позволило принять закон «О прозрачности иностранного влияния», было стремление обеспечить ясность в вопросах иностранного влияния. Однако, к сожалению, даже после продолжительных переговоров с посольствами и донорами этого результата достичь не удалось, — отметил Мдинарадзе.
Глава парламентского большинства подчеркнул, что с приближением выборов в Грузии наблюдается рост поступления непрозрачных финансов в страну, при этом основная их доля идет на поддержку «экстремистских партий», «радикальных неправительственных организаций» и «агентств, занимающихся радикальной пропагандой».
«У нас нет повода для расслабления», — отметил Мамука Мдинарадзе, добавив, что «мнимое спокойствие зачастую предвещает бурю». Доноры продолжают отказываться раскрывать информацию о том, кого и что они поддерживают финансово в Грузии.
В местах, где доноры не ощущают своей ответственности перед грузинским народом, защита его интересов становится долгом нашего правительства, выбранного народом.
Стоит подчеркнуть, что подобные законы действуют в США, Израиле и Австралии. За последний год аналогичные инициативы начали обсуждаться и активно разрабатываться в Евросоюзе, Великобритании, Франции, Канаде, Словакии и Украине. Это еще раз подчеркивает важность темы защиты демократии и суверенитета. «Государство имеет суверенное право и обязанность обеспечивать прозрачность информации о зарубежном финансировании для своего населения и демократических институтов», — отметил Мдинарадзе.
Представитель правящей партии также отметил, что в 2023 году «радикальная» оппозиция, некоммерческие организации и их «лоббисты» намеренно разрушили конструктивный диалог по законопроекту о «иноагентах», поскольку у них не было аргументов для обсуждения.
Их так называемый аргумент оказался безосновательной ложью. В текущем году каждому предстоит участвовать в тематической дискуссии, которая продемонстрирует обществу, насколько масштабно они исказили грузинскую действительность.
Законодательство «О прозрачности иностранного влияния» в будущем поможет Грузии избежать попыток искусственного создания беспорядков, с которыми страна сталкивается с 2020 года. Обеспечение суверенитета, мира и стабильности является нашей основной обязанностью перед грузинским государством и обществом, — отметил Мамука Мдинарадзе.
Напомним, что 7 марта 2023 года парламент Грузии одобрил в первом чтении законопроект, который подвергся критике со стороны оппозиции, гражданских организаций и западных союзников страны. Это спровоцировало массовые протесты в Тбилиси. В итоге правящая партия «Грузинская мечта» была вынуждена объявить о намерении отозвать законопроект. Однако для официального оформления отзыва необходимо было вынести его на второе чтение и отклонить, что и было осуществлено.
Стоит отметить, что 2 апреля вечером в главном офисе партии «Грузинская мечта» прошло внеплановое заседание парламентского большинства, ставшее уже вторым за неделю (первое состоялось 1 апреля — прим. ред.). Ожидалось, что поводы для встречи связаны с обсуждением санкций против грузинских судей, требованиями властей о проведении «веттинга» для судей (проверка их добросовестности — прим. ред.) и вопросами, касающимися ЛГБТ-пропаганды.
Закон об иноагентах — объект манипуляции «Мечты»: разбираем