Политические эксперты оценивают возможность вмешательства РФ в выборы в Грузии - SOVA
политика

Политические эксперты оценивают возможность вмешательства РФ в выборы в Грузии

Процессы в Южной Осетии и Абхазии свидетельствуют о попытках России вмешаться в ход предстоящих осенью этого года парламентских выборов в Грузии. На это указывает недавнее заявление де-факто главы абхазского МИД Инала Ардзинба о нежелании Тбилиси открыть второй фронт, лишение гражданства РФ трех южноосетинских депутатов и сигнал московских кураторов Цхинвали — «не раздражать Тбилиси». Таким образом Москва намерена обеспечить победу правящей «Грузинской мечте», считают аналитики, с которыми поговорила SOVA.

Георгий Мелашвили, основатель Европейско-грузинского института (EGI) 

«Вмешательство иностранных государств или внешних игроков во внутренние дела – это не новость, особенно, когда речь идет об авторитарных режимах. Одним из самых отчетливых примеров являются попытки Пекина вмешаться во внутренние дела Тайваня. Когда изначально Пекин играл агрессивную роль, пытаясь запугать тайваньское население, чтобы они проголосовали за партию, которая была ближе, но после того, как эта стратегия оказалась полностью нежизнеспособной, они поменяли стратегию и начали, наоборот, заигрывать с теми силами, которые были более лояльно настроены по отношению к Пекину. То есть, эта стратегия, когда внешний игрок пытается манипулировать страхами электората, и в то же время, создавая «псевдо-морковки» – это не ново и мы это видим довольно давно. 

По отношению к Грузии Россия очень часто разыгрывала эту карту, начиная еще с 90-х. Мы прекрасно помним, что РФ всегда пыталась представить себя не как агрессора и оккупанта, а наоборот, как миротворца. И на протяжении десятилетий для очень большой части электората подобная позиция России была вполне приемлема. Ситуация полностью изменилась после вторжения России в Украину, когда уже агрессивные и неоимпериалистические планы Российской Федерации и ее нынешнего руководства оказались уже всем отчетливо видны. Исходя из этого, а также из того, что произошло в 2008 году, если мы берем близкие отношения «Грузинской мечты» и РФ как существующую действительность и факт, то в этом случае, безусловно, нахождение «Грузинской мечты» во власти в Грузии для России куда более приемлемо, чем любая коалиция оппозиции. 

Кроме того, если мы будем сравнивать процессы, происходящие сегодня в Грузии и Молдове, мы увидим определенный контраст. Россия пытается запугать население Молдовы и поэтому мы видим заявления всяких советов, депутатов о том, что они просят вмешаться в конфликт в Приднестровье. Но, в то же время, в Грузии, Россия пытается протянуть руку помощи «Грузинской мечте» и, наоборот, как бы заигрывая с «Грузинской мечтой», обещает наладить связи с Цхинвали и Сухуми. Если мы посмотрим с реал-политической точки зрения, разумеется, никаких поблажек Россия не планирует. Передача или возвращение этих регионов в Грузию для России невозможна и с политической, и с военной точки зрения. Русские никогда не отдадут «дамоклов меч», который висит над основной территорией Грузии. Они не собираются отдавать никакие реальные рычаги управления в оккупированных территориях. И все, что мы сейчас видим – это часть игры, попытка сконструировать параллельную реальность, в которой Россия, как бы, играет роль позитивного игрока на Южном Кавказе.

То, что Россия реально сделает какие-то шаги для деэскалации – я этого не ожидаю. И даже наоборот: чем больше будет заигрываний с Россией, тем больше у России будет аппетит вмешаться во внутренние вопросы Грузии. То есть тем самым Россия пытается уменьшить реальный суверенитет, который есть у Грузии и заодно максимально усилить свое влияние». 

Теона Акубардия, депутат, член правления гражданского совета по обороне и безопасности 

«Россия всегда вмешивается в выборы в демократических странах. Америка, Германия, Франция, Польша – спецслужбы всех этих стран говорят о явном вмешательстве России в их предвыборные процессы, посредством дезинформации или пропаганды.

Грузия входит в сферу интересов России, поэтому, конечно, она попытается вмешаться и в предстоящие в стране выборы, используя уже привычные ей тактики гибридной войны. Это видно даже по недавнему заявлению главы де-факто МИД Абхазии Инала Ардзинба, который ранее обвинял грузинское правительство в желании открыть второй фронт в Грузии, теперь же изменил свою риторику, обвинив в этом США. 

Так называемая независимость Цхинвали нужна России, чтобы иметь влияние на грузинские власти и использовать это как рычаг давления. Чтобы продвинуть свои интересы в Грузии. В противном случае, случилась бы аннексия, как в случае с Крымом, в первую очередь в отношении Цхинвали. Соответственно, эти марионеточные режимы также как и так называемые квазинезависимые государства являются механизмом и рычагом для влияния России на грузинское правительство. Соответственно, это данность и здесь нет ничего нового. 

Но с течением времени очень интересно проявился визит русского эмиссара в оккупированный Цхинвали, его предупреждение, которое было в материале «Эхо Кавказа», чтобы они не продвигали такие темы, которые связаны с так называемым референдумом и не помешать «Грузинской мечте» в предвыборный период. И под это попал вопрос лишения гражданства трех депутатов. Не хочу, чтобы выглядело так, что я адвокатирую трех этих депутатов, но я хочу, чтобы они восприняли это как послание для Сухуми и Цхинвали. Так называемая независимость и развитие этих регионов не является приоритетом для Российской Федерации». 

Паата Закареишвили, конфликтолог 

«Мы видим уже различные вбросы. Может быть, там будет какое-то улучшение, например, прав грузинского населения. Например, сейчас в Южной Осетии у грузинского населения только десятидневный пропуск в месяц. Они могут сделать пропуск на месяц, чтобы грузины подумали: «О, какое счастье, вот завтра-послезавтра Россия нам вернет Южную Осетию, видите уже на весь месяц открыли пропускные пункты». А потом после выборов вообще их закроют. 

То же самое по Абхазии. Может быть, в Абхазии будет больше прав Гальскому району, например, не будут преследоваться преподаватели, которые преподают на грузинском языке, разрешать какие-то предметы на грузинском языке преподавать в школах и т.д. Но сразу после выборов они будут отменены или даже не отменены, а все об этом забудут. 

Если смотреть на последнее заявление Ардзинба, лишение гражданства Санакоева, то, конечно, может быть такое, что Россия таким образом попытается вмешаться в выборы в Грузии. Но опять же, если мы посмотрим на заявление Ардзинба, то это просто заявление, больше ничего, что мы верим, что грузинская сторона не хочет войны. 

Я думаю, что вмешательства России в грузинские выборы не будет в том понятии, в котором мы понимаем это, не будет такого, как было с американскими или французскими выборами. Почему? Потому что нынешняя власть в Грузии – пророссийская. То есть, если Россия будет влиять на выборы, то она будет помогать им остаться у власти. Не кого-то привести, не поменять, а чтобы власть, в лице «Грузинской мечты» осталась. Поэтому будут делать такие заявления, как сделал Ардзинба, или будет как в Осетии, будет утечка информации, что якобы Москва запретила осетинам говорить о присоединении к России и грузины узнают об этом так, как будто какой-то чиновник проболтался где-то. И, якобы, это все заслуга «Грузинской мечты». Вот такими методами будет действовать Россия, чтобы укрепить, усилить победу «Грузинской мечты», лояльной к Москве. Но пройдут выборе, и мы увидим, что у нас в остатке будет ноль. Что сейчас происходит, с тем же мы останемся и после выборов».