Данный материал подготовлен в рамках сотрудничества с изданием OC Media. Оригинальную версию на английском языке можно найти по этой ссылке.
Назовите имя Аслана «Джако» Гагиева, и восприятие лидера югоосетинских банд изменится кардинально: его могут считать убийцей, благотворителем, жестоким преступником или наемным убийцей из спецслужб. И хотя за ним тянется длинный список жертв, некоторые, включая самого Гагиева, утверждают, что все его деяния были направлены на достижение высших целей.
Человек, находящийся в "аквариуме" — маленькой клетке, окруженной пуленепробиваемым стеклом, где располагается обвиняемый, — улыбается и шутит. В перерывах между судебными заседаниями он общается с теми, кто присутствует в зале. Журналистов он называет по именам. Если среди них оказывается новичок, он подзывает его и знакомится. Его зовут Аслан Гагиев, и он считается "главным киллером России".
В сентябре 2023 года военный суд в Ростове-на-Дону вынес Гагиеву приговор о пожизненном заключении. Он был осужден за множество преступлений, включая организацию и руководство преступной группировкой, ответственную за убийство как минимум 60 человек, среди которых находились политики, бизнесмены и представители правоохранительных органов. Суд установил, что Гагиев непосредственно участвовал в убийствах шести жертв.
Адвокаты Гагиева подали апелляцию на его приговор в Верховный суд Москвы. При этом на оглашение решения по делу бывшего лидера банды пришли около 30 его близких и друзей, среди которых было много детей. Большинство из них Гагиев воспитал вне официального брака. В ходе судебного заседания он заявил, что у него в общей сложности 21 ребенок.
«Независимо от обстоятельств, вы всегда будете моими детьми. Слушайтесь маму и бабушку, старайтесь учиться на отлично и занимайтесь спортом!» — сказал Гагиев после вынесения приговора.
Тем не менее, несмотря на вынесенный обвинительный приговор, его наследие вызывает разногласия. Поддерживающие его лица продолжают настаивать, что Гагиев был положительной личностью, способствовавшей большему количеству благ, чем вреда — осетинским Робином Гудом.
Человек, которого я убил, был ублюдком».
Репутация Гагиева как в Южной Осетии, так и в России обросла мифами. Его популярность частично связана с явными связями с властными структурами — убийствами, которые были совершены его группировкой и касались политиков, бизнесменов и сотрудников правоохранительных органов, — а также с его умением продвигать себя.
Многие знают Гагиева под прозвищем «Джако», которое было заимствовано из романа грузинского писателя Михаила Джавахишвили. В произведении «Постояльцы Джако» рассказывается о сельском жителе из Осетии, который обманывает наивного грузинского дворянина, забирая у него все: имущество, землю и даже жену. Сам Гагиев заявляет, что это прозвище было придумано милицией, чтобы представить его в негативном свете как «преступника».
Гагиев появился на свет в Южной Осетии и поддерживает связи как с российской республикой Северная Осетия, так и с родным местом, однако большую часть своей жизни он провёл в Москве и Вене.
Согласно информации, многие значимые события в Северной и Южной Осетии проходили с его участием. Гагиев заявляет, что был вовлечён в пятидневный конфликт России с Грузией в 2008 году и оказывал помощь в спасении заложников во время захвата школы в Беслане в 2004 году. Участники его группировки были признаны виновными в убийствах нескольких высокопрофильных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, включая мэра Владикавказа Виталия Караева и вице-премьера Северной Осетии Казбека Пагиева.
Во время своего наивысшего развития его группа насчитывала примерно 60 участников, большинство из которых в настоящее время отбывают долгие тюремные сроки.
Однако Гагиев согласился признать свою вину лишь в одном убийстве — вице-премьера Северной Осетии-Алании Казбека Пагиева.
По его словам, заказчиком убийства в 2008 году выступил российский депутат Зураб Гайозович Макиев вместе с «сообщниками»: Сергеем Такоевым, который занял место Пагиева, и североосетинским политиком Александром Тотооновым.
«Я не против них ничего плохого не думаю. Это их жизнь, а [Пагиев] — мерзавец», — отметил Гагиев. «Так что я поясняю, что [Макиев] стоит за этим убийством, и оно произошло по его просьбе и в его интересах».
Макиев, в свою очередь, опровергал, что имел какие-либо связи с Гагиевым, в то время как следственные органы заявили, что не удалось подтвердить слова Гагиева.
Старший брат Южной Осетии
Группа Гагиева применяла различные методы для устранения своих жертв, что подтверждается судебными разбирательствами против её участников. В некоторых случаях люди были расстреляны, как это произошло с Пагиевым и Караевым. В других ситуациях жертв душили полиэтиленовыми пакетами, что имело место в отношении некоторых бывших членов банды. Были также случаи, когда людей пытали до смерти, например, в случае с московским бизнесменом Олегом Новосельским.
Тем не менее, несмотря на своё участие в жестоких преступлениях, Гагиев смог сформировать образ героя среди боевиков, оставив разочарованными тех, кто воспринимает его исключительно как безжалостного преступника.
Частично это можно объяснить его обаянием. Даже сейчас, когда он выступает в зале суда, его улыбка и непринужденное общение с людьми заставляют журналистов порой воспринимать его слова без сомнений, игнорируя свой привычный скептицизм.
Многие члены его группировки заявили в суде, что были уверены в своей работе на Федеральную службу безопасности России (ФСБ), так как их задача заключалась в устранении лишь «недоброжелателей», связанных с преступлениями, такими как коррупция и похищения.
Гагиев высказал мнение, что смерть Таймураза Кадзаева, Виталия Лалиева и братьев Алана и Аслана Торчиновых, к которой он не имеет отношения, может быть связана с их деятельностью по «похищению детей».
«Судя по тому, что я узнал, я должен получить награду за защиту осетинского народа от похитителей детей, однако мне угрожает пожизненное заключение», — заявил Гагиев.
Тем не менее, некоторые предполагают, что Гагиев стал причиной смерти Торчиновых в результате финансового конфликта.
Участники его группы также утверждали в суде, что о них внимательно заботились, предоставляя жилье и пищу, а не только финансовую помощь. Они называли себя «семьей», друг друга — «братьями», а Гагиева — «старшим братом», под этим именем он стал известен в Южной Осетии.
Связи с Путиным, мафией и большой политикой
Неясно, откуда именно Джако изначально получал финансы, но вскоре основным источником финансирования преступной деятельности его группы стал федеральный бюджет. Открытые базы данных свидетельствуют о том, что в 2008 году Гагиев фактически возглавил государственную Финансовую лизинговую компанию через подставных лиц.
Гагиев заявляет, что у него имелись покровители в верхних кругах российской власти.
В интервью, которое вышло в сентябре 2023 года, Гагиев поделился iStories информацией о том, что в начале 90-х годов прошлого века он был связан с Романом Цеповым, который тогда считался одним из ведущих криминальных лидеров в Санкт-Петербурге.
Известно, что компания Цепова «Балтик-Эскорт» оказывала охранные услуги Владимиру Путину, когда тот занимал пост вице-мэра Санкт-Петербурга. В этой организации также трудился Виктор Золотов, который в настоящее время возглавляет Росгвардию. Гагиев неоднократно упоминал Золотова во время допросов в суде, утверждая, что именно «через Витю» он ежемесячно отправлял деньги Путину.
Тем не менее, если все перечисленное можно считать выдумками Гагиева, то отношения Гагиева с Ильей Трабером, который известен как «экономист» тамбовской организованной преступной группы и является близким другом Путина, имеют вполне реальные основания.
Бизнес-активы Гагиева включали 25% в верфях Восточной Германии, зарегистрированных на имя Сергея Морозова — это имя Гагиев часто использовал, и у него был паспорт, который он применял во время ареста австрийскими властями.
Его вовлеченность в судостроительные предприятия предполагала создание совместного проекта с российской верфью, которая, как сообщается, находилась под контролем Трабера и обслуживала личные интересы Владимира Путина.
Гагиев также утверждает, что активно участвовал в политической жизни Южной Осетии. На судебном заседании он заявил, что оказал помощь Анатолию Бибилову в его победе на президентских выборах в 2017 году. Бывший заместитель главы администрации президента Южной Осетии сообщил, что Гагиев «задействовал своих влиятельных знакомых из Москвы».
Позднее Гагиев выразил сожаление о своих действиях.
«Я хочу выразить свои извинения за то, что способствовал приходу к власти некомпетентного человека. Я поддерживал этого нынешнего президента, которого я назвал «Чебурашкой», и был уверен, что он обладает достойными качествами. Теперь мне стыдно за это, так как он оказался настоящим предателем», — отметил Гагиев.
Некоторые участники предвыборного штаба Бибилова сообщили OC Media, что действительно sought assistance from Аслана Гагиева, который является одним из самых влиятельных деятелей в Южной Осетии.
«В тот момент стало очевидно, что Бибилов не сможет одержать победу на выборах, и была необходима поддержка, нужен был человек, способный повлиять на ситуацию снаружи», — отмечает один из членов штаба. «Ранее Гагиев не имел с ним никаких связей». Они уточнили, что Гагиев долго раздумывал, но в конечном итоге принял решение о помощи.
Незамедлительно после объявления Гагиева пресс-служба Бибилова опровергла информацию о его связях.
«Ясно, что Гагиев, facing a potential life sentence for numerous serious offenses, стремится вызвать интерес со стороны СМИ и общественности», — подчеркнул представитель пресс-службы.
«Свобода для Гагиева»
Когда у Гагиева возникли трудности в России — в 2012 году несколько участников его банды были задержаны и выступили с показаниями против него, — он уехал из страны и перебрался в Вену.
«Меня вывез из России начальник девятой службы ФСБ», — поделился Гагиев, имея в виду отдел внутренней безопасности, в своих показаниях, данных австрийскому суду в связи с ордером Интерпола на его арест по обвинению в убийстве. «Он сказал, что не может мне помочь. Он произнес: «Существует решение». Он передал мне 10 000 долларов и решил, что это единственный способ оказать мне поддержку».
Гагиев пытался избежать депортации из Австрии, что скорее всего привело бы к его пожизненному заключению в России. Его усилия проявлялись в различных формах: от заявлений о том, что он испытывает такой сильный страх перед полетами, что не сможет перенести перелет в Россию, до организации кампании «Свободу Гагиеву», которая включала короткие видеоролики, восхваляющие его и распространявшиеся в Северной и Южной Осетии.
Среди тех, кто обратился к австрийским властям с просьбой не депортировать Гагиева, оказался покойный Касполат Рамонов, который занимал должность смотрителя кладбища «Город ангелов» в Беслане (Северная Осетия). Он заявлял, что кладбище было построено на средства Аслана Гагиева.
«Аслан — человек с большим сердцем. После теракта в школе он помогал отправлять на лечение детей и женщин, полностью финансируя эти расходы», — отметил Рамонов в 2017 году. Дочь Рамонова также стала жертвой этого трагического события.
В 2004 году Аслан перевел средства на возведение Города ангелов, предназначенного для захоронения жертв террористического акта. Он выделил 2,5 миллиона долларов, которые в итоге были присвоены, так как уровень коррупции у нас крайне высок.
Касполат Рамонов пользуется высоким авторитетом в Северной Осетии. Один из шести бесланских заложников, с которым общались журналисты OC Media, отметил, что «такой человек никогда не сможет солгать». Тем не менее, никто из опрошенных не смог подтвердить, что финансирование кладбища было осуществлено за счет Гагиева, и никто не вспомнил, какую конкретно поддержку он оказал заложникам.
Сторонники Гагиева также заявляют, что средства, переданные им, «были похищены чиновниками». Это утверждение активно опровергают члены комитета «Матери Беслана», который уже 19 лет оказывает поддержку бывшим заложникам из Беслана.
«Если бы это действительно имело место, информация о том, что деньги не достигли пострадавших, стала бы известна гораздо раньше, а не накануне экстрадиции Гагиева. Но она появилась лишь сейчас», — отмечает сопредседатель комитета Анета Гадиева. «С нашей точки зрения, некоторые люди подло используют наше горе, чтобы избежать наказания для человека, который, по версии следствия, причастен к множеству преступлений».
Она также опровергла утверждения Гагиева о его участии в операции по освобождению заложников из школы в Беслане.
«Во время операции по освобождению заложников его тоже никто не замечал. Если бы он на самом деле принимал участие в спасении, то, обладая навыками манипуляции, он предоставил бы доказательства своих слов. Но никто не видел, что он помогал людям. А такую яркую личность кто-то обязательно заметил бы», — заявляет Гадиева.
Тем не менее, некоторые люди утверждают, что Гагиев оказывал помощь им или их близким. Один из них, Сослан Джиоев, рассказал, что Гагиев поддержал его мать в трудный период, когда она страдала от серьезной болезни.
«Я даже не могу понять, как это случилось, я не знаком с ним лично», — поделился Джиоев в интервью OC Media. «У нас были общие знакомые, и они обратились ко мне с просьбой. Я даже не касался этих денег. Позже я узнала, что деньги дал Гагиев». «Маме тогда приобретали очень дорогие лекарства. Даже если Гагиев кого-то убил, он спас множество людей, и это уже искупает все его прегрешения».
«Не трогайте его, позвольте человеку жить в мире».
И Джиоев не единственный, кто получает такую поддержку. В интернете можно встретить множество комментариев, которые выражают схожие чувства к Гагиеву. Некоторые пользователи даже называют его Робин Гудом, подчеркивая, что он неизменно выступал за справедливость и оказывал помощь как Северной, так и Южной Осетии.
Однако есть и такие, кто полагает, что даже пожизненное заключение является слишком легким наказанием.
«Я не Бог и не судья в мантии, чтобы оценивать, было ли его наказание справедливым или нет», — утверждает сын одной из предполагаемых жертв банды Аслана Гагиева, пожелавший остаться инкогнито. В момент убийства он был еще ребенком.
«Мой папа был порядочным человеком, и когда сегодня утверждают, что Гагиев якобы убивал лишь плохих людей, я хочу напомнить всем: был хотя бы один человек, который заслуживал уважения, и его уже нет с нами», — утверждает он. «Время все расставит на свои места».
С целью облегчить восприятие текста мы решили избегать таких формулировок, как «де-факто», «непризнанная» и «частично признанная», говоря об институтах или политических позициях в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не означает выражение мнения о их статусе.