"Разменная монета": граждан Украины не пускают в Грузию - SOVA
обществополитика

«Разменная монета»: граждан Украины не пускают в Грузию

«Мы – разменная монета в какой-то тайной игре». Девятые сутки шесть украинцев живут на КПП «Верхний Ларс» между Россией и Грузией – спят на двух матрасах на полу грузинского терминала. Питаются тем, что удается доставить волонтерам. Пятеро из них – бывшие заключенные из Херсона, которых оккупационные войска насильно вывезли в Россию. Один – случайно оказавшийся с ними в одной группе гражданин Украины. После попытки его похищения близ границы, украинцам запретили выходить без сопровождения грузинской стороны. SOVA поговорила с теми, кто уже больше недели ожидает решения своей судьбы.

SOVA LOGO NEW SMALL общество featured, Верхний Ларс, Грузия-Украина

Алексей находился в местах лишения свободы в Херсоне. Когда российские войска захватили Херсонскую и Николаевскую области, заключенные оказались в условиях оккупации.

«Понимая, что их выбьют оттуда, отступая, они погрузили нас в автозаки», – рассказывает Алексей.

Через Крым заключенных увезли в Краснодарский край, отбывать оставшийся срок на территории РФ.

«Этот срок дала нам Украина. К России мы не имеем вообще никакого отношения, мы не совершали там преступлений».

Отбыв полностью срок и не успев сделать и двух шагов на выходе из «лагеря», граждане Украины снова оказались задержаны. Подъехавшая депортационная служба Краснодарского края погрузила и увезла уже бывших заключенных в районное отделение полиции.

«На нас составили протокол, якобы мы незаконно пересекли границу, потому что по какой-то непонятной причине у нас в справке об освобождении стоит печать, что мы освобождаемся с Херсонской области, с исправительной колонии №7. Это был туберкулезный лагерь для тех, кто болеет. Нам поставили печать, что мы освобождаемся оттуда, но никак не с Краснодарского края. Соответственно, нас отвозят в райотдел, чтобы оформить документы, якобы мы незаконно пересекли границу. Словно мы за десять минут с «семерки» Херсона прилетели в Краснодарский край, а нас там повязали и составили на нас протокол».

После этого граждан Украины повезли в суд, где осудили за незаконное пересечение границы, далее – в миграционный центр. Алексей провел там три недели, после чего его в наручниках вместе с остальными отправили к грузинской границе.

«Меня подвели к пункту пропуска, в загранпаспорте поставили печать, что я невъездной в Россию, и сказали: «Вам направляться в сторону Грузии». Мы пришли к грузинской границе, но нас не пропустили. Теперь девятые сутки мы находимся непонятно где, и непонятно как долго будем здесь».

Алексей вместе с остальными находится в помещении грузинского терминала, за пределы которого им запрещено выходить без сопровождения грузинских полицейских. Запрет появился после того, как одного из украинцев пыталась похитить российская сторона.

Это случилось с Михаилом. Он никогда в тюрьме не сидел. В одной группе с бывшими заключенными, вероятно, оказался по ошибке.

«Теперь я тоже имею к ним отношение, мы вместе, никуда мы от этого не денемся. Тем более, мы, украинцы, должны друг другу помогать», – говорит он.

31 мая Михаил добровольно прилетел в аэропорт Адлера из страны Евросоюза, где проживает. Хотел перевезти к себе сестру, которая живет в РФ. Но попал под маятник репрессий.

«В аэропорту Адлера мне предоставили своего рода анкету. Я должен был подписать документы о поддержке вхождения в состав Российской Федерации Запорожской и Херсонской областей, что я поддерживаю войну, что против Украины. Я отказался подписывать эти документы, меня завели в отдельный кабинет, начали избивать, а потом отвезли в отделение полиции. Сутки я просидел в обезьяннике. На следующий день меня отвезли в районный суд города Сочи, где мне дали 15 суток за неповиновение. Посадили в изолятор временного содержания, я отсидел 15 суток, на выходе меня встретили сотрудники полиции, опять та же самая история – сутки в обезьяннике и т. д.».

В общей сложности за свои четыре задержания Михаил отсидел 58 дней.

«Просто за то, что я украинец, и за то, что я люблю свою страну. За то, что я отказался подписывать эти никчемные бумажки».

Далее Михаила перевезли в миграционный распределительный центр, который, как он говорит, мало чем отличается от тюрьмы. В тюрьме, как ему сказали, четыре забора, а в центре – два. После проведенных там 17 суток его этапировали вместе с пятью бывшими заключенными.

«Мы доехали до границы Грузии. В Грузии нам запретили въезд по неизвестным причинам, хотя все документы у меня в порядке. У меня есть и украинская ID-карта, и загранпаспорт, и вид на жительство одной из стран ЕС. То есть, по любым этим документам я мог бы въехать беспрепятственно. Тем более что Грузия мне нужна только как страна-транзит. Я не собираюсь оставаться здесь».

Но сейчас Михаил вынужден оставаться в закрытом помещении, поскольку пару дней назад его «пытались выкрасть неустановленные лица». Предположительно – представители силовых структур РФ.

«Их было двое – в гражданской одежде, здоровые ребята. На протяжении получаса они заходили в терминал, выходили. Видимо, в лицо нас не знали. Каким-то образом они поднялись туда, где нам предоставили, скажем так, помещение для того, чтобы не ночевать на улице. Там находился один Михаил. Остальные были в холле. Мы этих ребят видели, они у нас перед глазами ходили. Михаил с ними спустился и сказал, указывая на нас: «Вот – украинцы». Он не подозревал, кто это, думал, может местные какие-то, или начальство попросило. Он показал на нас. Они сказали: «Пройдемте с нами к машине». Мы сразу поняли, что что-то здесь не так», — вспоминает Алексей.

Самому Михаилу они сказали, что он попал сюда по ошибке и должен вернуться. Двое неизвестных стали скручивать ему руки.

«Ребята подняли шум, пришли сотрудники грузинской полиции, которые не позволили меня выкрасть, предположительно, силовым структурам Российской Федерации. После этого мне запретили выходить на улицу, теперь я нахожусь под охраной грузинской полиции», – говорит Михаил.

Вернуть украинцев к российской границе пытались и ранее, по телефону. Михаилу звонили из миграционного центра. Говорили возвращаться на российское КПП для подписи документов: «Потом все будет в порядке, вернетесь в лагерь, и мы вас отпустим».

«Мы, естественно, в это не поверили. Мы в Россию не собираемся, мы только оттуда вырвались, слава богу, и возвращаться туда не намерены ни при каких обстоятельствах. В Грузию меня не пускают, в Россию я не могу вернуться, потому что я боюсь за свою жизнь и боюсь репрессий, которые могут последовать за этим. Теперь я нахожусь в буферной зоне. Но в Россию я априори не хочу возвращаться больше никогда в своей жизни, хоть пусть на сто лет мне запретят туда ездить», — говорит Михаил.

Альтернативного пути у граждан Украины нет. Вперед – нельзя, назад не пойдут – там их «ожидает смерть, либо угроза жизни». Михаил предполагает, что сегодня они являются «разменной монетой в тайной игре».

«Буквально на днях человек, который с нами находился в этой миграционной тюрьме, пересек границу Грузии по украинскому паспорту старого образца. То есть ни ID-картой, ни загранпаспортом, ни каким-либо еще международным документом. Он был один и пересек границу. Пропустили его без проблем.

Когда мы приехали на КПП Грузии 16 августа, один из нас прошел КПП Грузии по украинской ID-карте и ждал нас возле КПП уже на грузинской, скажем так, территории. Мы подошли, нас отправили в 333 кабинет к начальнику. Начальник, видимо, там всех проверяет и решает, кого пропускать, а кого нет. Нас всех собрали, нас было пятеро, потому что один уже прошел, и вдруг спросили: «А где шестой?». То есть о нас знали. Знали, что нас отправили вшестером. Ощущение, что какой-то заговор внутренних спецслужб Грузии и России. Не знаю, что еще думать».

Служба государственной опасности: справляются ли спецслужбы Грузии с новыми вызовами

Михаил не исключает, что, возможно, их «для галочки» отправили на границу, думая, что долго они там протянуть не смогут и вернутся назад.

«Там нас посадят в тюрьму, либо отвезут в эту миграционную тюрьму, либо кому-то дадут сроки, либо штрафы по полмиллиона за нарушение российского законодательства после административного выдворения», — предполагает Михаил.

Тем временем, МИД Грузии заявил, что временный представитель по делам Украины проинформирован о ситуации, а грузинская сторона предложила дипмиссии помочь с переводом граждан в Украину. Согласно их информации, Киеву требуется время для идентификации граждан.

«Временный представитель Украины поблагодарил грузинскую сторону за информацию и сотрудничество. По его словам, у границы с Грузией лица, отбывавшие наказание в тюрьме, имеют внутренние паспорта Украины. Однако необходимо их идентифицировать и получить разрешения соответствующих органов Украины, что требует дополнительного времени. Как отметил дипломат, он проинформирует об этом факте столицу и будет ждать их указаний», — говорится в заявлении грузинского внешнеполитического ведомства.

Подобная информация у самих украинцев вызывает недоумение.

«Я не понимаю, почему они тянут. У нас у всех есть документы, ID-карты с чипами, где содержится информация о регистрации, отпечатки пальцев даже там есть. Можно за секунду, имея современные технологии, установить наши личности. Это какая-то тайная игра, и мы в этой игре разменная монета. И люди, которым просто не повезло оказаться в это время в этом месте», — говорит Михаил.

Пока официальные ведомства не озвучивают гражданам Украины сроки их пребывания в буферной зоне, волонтеры и неравнодушные люди стараются помочь им продовольствием и предметами первой необходимости. Алена Бачия, основательница Telegram-канала Tbilisi_life, активно вовлечена в этот процесс. Она способствует максимальному освещению происходящего, обращается в различные официальные инстанции с просьбой разрешить ситуацию. Ее уверяют: «Все держим под контролем». Но в ряде случаев, по словам Алены, она сталкивается с игнорированием.

Главная гуманитарная проблема, по словам девушки, заключается в том, что среди заключенных есть ВИЧ-инфицированный. Он нуждается в медикаментах. Совместно с другими волонтерами Алене удалось найти квир-ассоциацию Temida, которая быстро среагировала и за несколько часов нашла необходимые лекарства. Осталось только передать их в буферную зону. Самим делом занимается правозащитная организация из Грузии Unmode.

«Люди помогают. Мы начали дергать всех, включая грузинских активистов. Потому что ни официальные ведомства, ни международные организации не реагируют. Никто из них с гражданами Украины не связывается. По факту мы видим, что ничего не предпринимается», — говорит Алена.

На сегодняшний день волонтерам удалось решить часть гуманитарного кризиса, передать несколько наборов помощи: одеяла, воду, еду, медикаменты.

«У нас сейчас появилось больше неравнодушных людей, привозят еду, медикаменты, теплые вещи. Потому что мы спим на полу, у нас два матраса на шесть человек. Мы находимся в абсолютной неясности, но нам помогают люди. Выражаем всем большую благодарность», – говорят граждане Украины.