«Разменная монета»: граждан Украины не пускают в Грузию


«Мы – разменная монета в какой-то тайной игре». Девятые сутки шесть украинцев живут на КПП «Верхний Ларс» между Россией и Грузией – спят на двух матрасах на полу грузинского терминала. Питаются тем, что удается доставить волонтерам. Пятеро из них – бывшие заключенные из Херсона, которых оккупационные войска насильно вывезли в Россию. Один – случайно оказавшийся с ними в одной группе гражданин Украины. После попытки его похищения близ границы, украинцам запретили выходить без сопровождения грузинской стороны. SOVA поговорила с теми, кто уже больше недели ожидает решения своей судьбы. SOVA LOGO NEW SMALL общество featured, Верхний Ларс, Грузия-Украина

Алексей отбывал наказание в исправительном учреждении в Херсоне. С момента, когда российские войска вошли в Херсонскую и Николаевскую области, заключенные столкнулись с условиями оккупации.

«Осознавая, что их скоро выгонят, они начали отступление и погрузили нас в автозаки», – делится Алексей.

Заключенных перевезли из Крыма в Краснодарский край для дальнейшего отбывания оставшегося срока в России.

«Эти временные рамки установила Украина. Мы не связаны с Россией и не совершали там никаких правонарушений».

После окончания срока наказания и не успев сделать и пары шагов за пределы «лагеря», граждане Украины вновь были задержаны. Прибыла депортационная служба Краснодарского края, которая забрала освобожденных заключенных и отвезла их в местное отделение полиции.

«На нас составили протокол, утверждая, что мы незаконно пересекли границу. Причиной этому послужила печать в нашей справке об освобождении, согласно которой мы выходим из исправительной колонии №7 в Херсонской области. Это заведение было предназначено для больных туберкулезом. Печать подтверждает, что мы освобождены оттуда, а не из Краснодарского края. В результате нас отправили в районный отдел для оформления документов, якобы за незаконное пересечение границы. Получается, что мы за считанные минуты с «семерки» в Херсоне оказались в Краснодарском крае, где нас задержали и составили протокол.»

После этого граждан Украины доставили в суд, где они были осуждены за нелегальное пересечение границы, а затем отправлены в миграционный центр. Алексей провел там три недели, после чего его, вместе с другими, в наручниках направили к границе с Грузией.

«Меня привели к пункту пропуска, в заграничном паспорте поставили печать о том, что я не могу въехать в Россию, и сказали: «Направляйтесь в сторону Грузии». Мы подошли к грузинской границе, но нас не пропустили. Теперь уже девятый день мы находимся в неопределённом месте, и неизвестно, как долго это продлится».

Алексей и другие люди находятся в грузинском терминале, и им не разрешено покидать его пределы без сопровождения местной полиции. Это ограничение было введено после попытки похищения одного из украинцев российскими представителями.

С Михаилом произошла необычная ситуация. Он никогда не имел опыта заключения в тюрьме. Вероятно, он случайно оказался в компании бывших узников.

«Теперь я тоже связан с ними, мы вместе, и от этого никуда не деться. Особенно учитывая, что мы, украинцы, обязаны поддерживать друг друга», – отмечает он.

31 мая Михаил самостоятельно прибыл в аэропорт Адлера из одной из стран Евросоюза, где он живет. Его план заключался в том, чтобы перевезти к себе сестру, которая проживает в России. Однако он оказался жертвой репрессивной системы.

В аэропорту Адлера мне предложили заполнить анкету. Я должен был подписать документы, подтверждающие мою поддержку присоединения Запорожской и Херсонской областей к Российской Федерации, а также выразить поддержку военным действиям против Украины. Я отказался это сделать, после чего меня отвели в отдельный кабинет, где начали избивать, а затем отправили в отделение полиции. Я провел сутки в камере. На следующий день меня доставили в районный суд Сочи, где мне назначили 15 суток за неповиновение. Меня поместили в изолятор временного содержания, и я отбывал свой срок. После освобождения меня снова встретили полицейские, и вся ситуация повторилась – сутки в камере и так далее.

В сумме за все свои четыре ареста Михаил провел в заключении 58 дней.

«Просто потому, что я украинец и горжусь своей страной. Из-за того, что я не согласился подписывать эти бесполезные документы».

Михаила доставили в миграционный распределительный центр, который, по его словам, практически не отличается от тюрьмы. В тюрьме, как ему объяснили, имеется четыре ограждения, тогда как в центре – всего два. После 17 дней, проведенных там, его отправили дальше вместе с пятью другими бывшими заключенными.

«Мы прибыли к границе Грузии, но нам отказали во въезде по непонятным причинам, хотя все мои документы в полном порядке. У меня имеется украинская ID-карта, заграничный паспорт и вид на жительство одной из стран Европейского Союза. То есть, по любому из этих документов я мог бы без проблем пересечь границу. Особенно учитывая, что Грузия мне необходима лишь как транзитная страна, я не планирую задерживаться здесь».

Однако в данный момент Михаилу приходится находиться в изолированном пространстве, так как несколько дней назад его попытались похитить неизвестные лица. По всей вероятности, это были сотрудники силовых структур России.

«Их было двое – в гражданской одежде, крепкие парни. На протяжении полчаса они входили и выходили из терминала. Похоже, они не узнавали нас в лицо. Как-то они поднялись туда, где нам предоставили, так сказать, убежище, чтобы не спать на улице. Там находился только Михаил. Остальные оставались в холле. Мы видели этих ребят, они проходили мимо нас. Михаил спустился с ними и, указывая на нас, сказал: «Вот – украинцы». Он не догадывался, кто мы, возможно, считал нас местными или думал, что начальство что-то решило. Он указал на нас. Они сказали: «Пойдемте с нами к машине». Мы сразу поняли, что что-то здесь не так», — делится воспоминаниями Алексей.

Михаилу сообщили, что он оказался здесь случайно и должен уйти. Два незнакомца начали связывать ему руки.

«Парни начали шуметь, и на место прибыли представители грузинской полиции, которые не дали возможность меня похитить, предположительно, людьми из силовых структур России. В результате мне запретили покидать помещение, и теперь я под защитой грузинских правоохранителей», – рассказывает Михаил.

Ранее уже предпринимались попытки вернуть украинцев к границе с Россией, в том числе по телефону. Михаилу звонили сотрудники миграционного центра, сообщая, что нужно вернуться на российский контрольно-пропускной пункт для подписания необходимых документов: «После этого все уладится, вы вернетесь в лагерь, и мы вас отпустим».

«Мы, конечно, не могли этому поверить. Возвращаться в Россию мы не собираемся, мы только что выбрались оттуда, слава богу, и не планируем возвращаться ни при каких условиях. Меня не пускают в Грузию, а в Россию я не могу вернуться, потому что боюсь за свою жизнь и возможных репрессий, которые могут последовать. Сейчас я нахожусь в буферной зоне. Однако в Россию я никогда больше не хочу возвращаться, даже если мне запретят туда ездить на сто лет», — делится Михаил.

У граждан Украины нет другого выхода. Двигаться вперед невозможно, а возвращение назад чревато смертью или угрозой жизни. Михаил считает, что в настоящее время они выступают в роли «разменной монеты» в некой скрытой игре.

Недавно человек, который находился с нами в миграционном центре, смог пересечь границу Грузии, используя старый украинский паспорт. Он не использовал ни ID-карту, ни заграничный паспорт, ни какой-либо другой международный документ. Он пересек границу в одиночку и прошел без каких-либо затруднений.

Когда мы прибыли на пограничный контроль Грузии 16 августа, один из нашей группы прошел его по украинской ID-карте и ждал нас на грузинской стороне. Мы подошли, и нас направили в 333-й кабинет к начальнику. Он, похоже, занимается проверкой всех, решая, кого пропустить, а кого нет. Мы собрались в количестве пяти человек, так как один уже прошел, и вдруг прозвучал вопрос: «А где шестой?». Это означало, что о нас знали. Знали, что нас было шестеро. Сложилось впечатление, что это какой-то заговор внутренних спецслужб Грузии и России. Не знаю, что еще можно предположить.

Государственная служба безопасности: как грузинские спецслужбы справляются с современными угрозами?

Михаил допускает, что, возможно, их отправили на границу лишь «для вида», полагая, что они не смогут там задержаться надолго и вскоре вернутся.

«Нас могут либо отправить в тюрьму, либо поместить в миграционный изолятор, либо кому-то назначат наказание, включая штрафы в размере полумиллиона рублей за нарушение законодательства России после административного выдворения», — предполагает Михаил.

В то же время, Министерство иностранных дел Грузии сообщило, что временный представитель по вопросам Украины получил информацию о текущей ситуации. Грузинская сторона предложила дипломатической миссии содействие в переводе граждан в Украину. По их данным, Киеву необходимо время для выявления граждан.

Временный представитель Украины выразил благодарность грузинской стороне за предоставленные сведения и совместную работу. Он отметил, что на границе с Грузией лица, отбывшие наказание, имеют внутренние паспорта Украины. Однако для их идентификации и получения разрешений от соответствующих украинских органов потребуется дополнительное время. Дипломат добавил, что сообщит об этой ситуации в столицу и будет ожидать дальнейших указаний, как указано в заявлении грузинского министерства иностранных дел.

Такого рода информация вызывает недоумение у самих украинцев.

«Я не могу понять, почему они затягивают процесс. У каждого из нас есть документы, ID-карты с чипами, на которых хранится информация о регистрации, даже отпечатки пальцев. С современными технологиями можно всего за мгновение установить наши личности. Это похоже на какую-то скрытую игру, и мы в ней выступаем в роли разменной монеты. Люди, которые просто оказались не в то время и не в том месте», — делится своими мыслями Михаил.

Пока официальные органы не предоставляют гражданам Украины информацию о сроках их нахождения в буферной зоне, волонтеры и неравнодушные люди стараются обеспечить их продуктами питания и товарами первой необходимости. Алена Бачия, создательница Telegram-канала Tbilisi_life, активно участвует в этой деятельности. Она стремится максимально осветить ситуацию и обращается в различные официальные структуры с просьбой помочь в решении проблемы. Ей обещают, что «всё под контролем». Однако, по словам Алены, в некоторых случаях она сталкивается с игнорированием её запросов.

По мнению девушки, ключевой гуманитарной проблемой является то, что среди заключенных есть человек с ВИЧ. Он требует медицинских препаратов. Вместе с другими волонтерами Алене удалось связаться с квир-ассоциацией Temida, которая оперативно отреагировала и в кратчайшие сроки обеспечила необходимыми лекарствами. Теперь осталось только передать их в буферную зону. Этим занимается правозащитная организация из Грузии Unmode.

«Люди оказывают помощь. Мы начали привлекать всех, в том числе активистов из Грузии. Официальные структуры и международные организации не реагируют на ситуацию. Никто из них не взаимодействует с гражданами Украины. В итоге мы наблюдаем, что никаких действий не предпринимается», — отмечает Алена.

В настоящее время добровольцам удалось устранить часть гуманитарной катастрофы, доставив несколько комплектов помощи, включая одеяла, воду, продукты питания и лекарства.

«В последнее время к нам присоединилось больше людей, которые не могут остаться равнодушными. Они привозят продукты, лекарства и теплую одежду. Мы спим на полу, у нас всего два матраса на шестерых. Мы находимся в полной неопределенности, но находим поддержку в людях вокруг. Хочем выразить искреннюю благодарность всем», – делятся жители Украины.

Related posts