Неправительственная организация «Центр по правам человека» делает официальное заявление по поводу трагических событий в Шови. В организации подчеркивают, что право на жизнь является охраняемым согласно статье 10 Конституции Грузии.
Кроме того, правозащитный центр подчеркивает, что, в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека, ответственность за охрану прав каждого человека на жизнь лежит именно на правительстве.
Чтобы минимизировать опасность оползней, правительству необходимо внедрять адекватные превентивные меры и разрабатывать эффективные стратегии реагирования для охраны прав граждан на жизнь. В этом контексте организация ссылается на случай, который рассматривался в Европейском суде.
По результатам судебного разбирательства Европейский суд по правам человека вынес решение: «В связи с тем, что правительство не обеспечило должного превентивного и экстренного реагирования, <> на государство возложена ответственность за возмещение материального и морального ущерба, понесенного пострадавшим», — отмечается в заявлении организации.
Правозащитный центр настоятельно призывает следственные органы осуществить объективное, полное и результативное расследование, чтобы в случае выявления вины соответствующих государственных учреждений все виновные лица понесли ответственность за свои действия.
Организация уверена, что необходимо провести расследование так, чтобы охватить все вопросы, имеющие значительный общественный интерес, в том числе:
- Какие меры предосторожности были приняты для предотвращения трагедии?
- Работала ли система раннего оповещения о чрезвычайных ситуациях?
- Поздно ли было развернуто оборудование, предназначенное для осуществления спасательных операций?
- Учитываются ли выжившие и пропавшие без вести в соответствующих списках, и проводятся ли разумные поисковые мероприятия?
- Принятие помощи от других государств стало бы критически важным шагом для успешного преодоления последствий природной катастрофы.
Правозащитный центр акцентирует внимание на необходимости привлечения к ответственности всех релевантных органов и должностных лиц в случаях, когда реагирование на стихийное бедствие оказалось неадекватным. Также следует учитывать, если будет доказано, что государственные структуры имели возможность предсказать бедствие и хотя бы уведомить граждан, чтобы уменьшить количество пострадавших.