По словам Ираклия Кобахидзе, председателя партии «Грузинская мечта», закон США о иностранных агентах представляет собой «катастрофу», и парламент Грузии не имеет права вводить его аналог.
Кобахидзе заявляет, что предложенный законопроект, выдвинутый депутатами, связанными с правящей партией, отличается от аналогичных инициатив в России и США и «обеспечивает базовые требования к прозрачности».
«По пути сюда я снова ознакомился с американским законом, и могу сказать, что ситуация крайне критическая. Как юрист и правозащитник, я настаиваю, что такой закон не должен быть принят в парламенте Грузии. Что касается законодательства России, я также изучил его, и оно в значительной степени похоже на американское. Можно провести прямое сравнение между российским и американским законами. Похоже, что заявления о смягчении законодательства в России были неискренними. На самом деле российский закон идентичен американскому. В отношении грузинского законопроекта, выдвинутого «Силой народа», он полностью соответствует стандартам прав человека, в отличие от законов США и России, и предлагает минимальный уровень прозрачности. Это очень простой и лаконичный закон», — отметил Кобахидзе.
По заявлению генерального секретаря правящей партии Кахи Каладзе, проводить сравнения грузинского законопроекта с подобными документами из США, Венгрии и, тем более, России – это невозможно.
«Мы начнем изучение предложенного законопроекта. Главное для нас — это то, что он не нарушает права человека. Прозрачность имеет огромное значение; мы сталкиваемся с множеством ложных сведений, которые утверждают, что этот закон связан с Россией. На самом деле он не имеет никакого отношения к российскому законодательству. Позвольте мне сказать это просто: каждый человек с доступом к Интернету может легко найти аналогичный закон в США или в Венгрии. Проводить аналогии с этими более строгими законами и сравнивать их с российским законодательством, которое существенно отличается, невозможно. Этот закон — грузинский, и он соответствует правам человека», — отметил Каладзе.
Следуя примеру России под руководством Путина?! В Грузии проходят протесты против закона об иностранных агентах.
Опыт США, России и Венгрии
Законодательство США о регистрации иностранных агентов (FARA) было введено в 1938 году. В 1966 году данный закон underwent изменения, которые сместили акцент с политической пропаганды на политическое лоббирование. После 50-х годов, когда многие американцы начали замечать признаки роста коммунистического влияния в стране, определение «иностранных агентов» стало более конкретным. К ним стали относить только тех лиц и организации, которые действовали по прямому указанию или желанию зарубежных властей или структур. В дополнение к этому, в случаях споров американским властям приходилось доказывать, что целью предполагаемых «агентов» действительно было оказание влияния на политику США. Это условие значительно снизило количество случаев наказания за нарушения FARA.
Американское законодательство обязывает иностранные агентства в США, представляющие интересы зарубежных государств в «политической или близкой к политической сфере», раскрывать свои связи с иностранными правительствами, а также предоставлять информацию о своей деятельности и финансах. Согласно Закону о регистрации иностранных агентов (FARA), лицо может быть квалифицировано как агент иностранного принципала, если его деятельность в основном финансируется или поддерживается из-за границы. В то же время, организации, подпадающие под категорию «иностранных агентов», имеют возможность продолжать свою деятельность после регистрации в министерстве юстиции. FARA не распространяется на неполитический лоббизм и широкую пропаганду. Распространение информации для коммерческих, культурных, научных и религиозных целей, а также сбор пожертвований не требует регистрации в качестве «иностранного агента».
В России Закон об иностранных агентах представляет собой изменения, внесенные в Закон о некоммерческих организациях, которые были приняты в 2012 году. Согласно этим изменениям, статус «иностранного агента» присваивается российским некоммерческим организациям (НКО), которые получают финансирование или другое имущество от зарубежных государств, международных и иностранных организаций, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом данный Закон не применяется к государственным корпорациям и предприятиям, а также к НКО, созданным ими.
Следует подчеркнуть, что при обсуждении закона о регистрации иностранных агентов в России Владимир Путин упоминал, что Москва ориентировалась на опыт США. Однако, при более детальном анализе становится очевидным, что российский закон о некоммерческих организациях и американский закон FARA существенно различаются. В США к «иностранным агентам» относятся те, кто находится под прямым контролем или управлением иностранного государства или организации. В России же достаточно просто получить финансирование из-за границы, чтобы получить этот статус.
Изменения, внесенные в закон в конце 2020 года, дали российскому правительству возможность классифицировать отдельных журналистов как «иностранных агентов» и вводить ограничения в их отношении. До 2021 года закон применялся в России в ограниченных масштабах, однако с весны 2021 года началась активная кампания против независимых средств массовой информации на его основе. После начала войны в Украине закон стал инструментом для подавления всякого инакомыслия и критики кремлёвского режима, что привело к закрытию правозащитных организаций, медиа-проектов и преследованию активистов.
Также 1 декабря 2022 года в России начал действовать новый закон «О контроле за действиями лиц, находящихся под иностранным влиянием». Этот закон был одобрен Госдумой в конце июня и уже был дополнен изменениями, затрагивающими около пятидесяти других законодательных актов, включая уголовный кодекс. Кроме того, правительство установило строгие правила для его применения.
Чтобы попасть в реестр, ранее требовалось зафиксировать наличие иностранного финансирования у потенциального «иноагента». Теперь же статус «агента» могут присвоить даже тому, кто получил «иностранную поддержку» или оказался под «иностранным влиянием». Это понятие трактуется довольно широко. Влиянием признаётся любое «воздействие», осуществляемое «путём принуждения, убеждения или другими методами».
На 10 февраля 2023 года в российском списке иностранных агентов насчитывается 548 записей.
Законодательство Венгрии о зарубежных агентах было принято правящей партией в 2017 году. В соответствии с этим законом, некоммерческие организации, которые получают пожертвования из-за границы на сумму свыше 7,2 миллиона форинтов (примерно 21 тысяча евро по текущему курсу) в год, обязаны зарегистрироваться как «организации, финансируемые из-за рубежа» и предоставлять публичные отчеты о всех пожертвованиях, превышающих 1400 евро. В 2020 году Высший суд Европейского союза вынес решение, что венгерский закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» противоречит основным принципам ЕС и должен быть отменен.