Движение «Сила народа», созданное депутатами, официально покинувшими правящую партию, опубликовало заявление по поводу проекта закона «О прозрачности иностранного влияния», который они инициировали. Напоминаем, что сегодня этот законопроект будет рассмотрен на заседании бюро парламента Грузии.
Депутаты, имеющие связи с правительством, подчеркнули, что их предложенный законопроект является значительно менее строгим по сравнению с аналогичным документом, принятым в США.
«В последние дни законопроект, касающийся прозрачности иностранного влияния, подвергся необоснованной критике со стороны ряда организаций. Наш проект сравнивают с аналогичными инициативами из США и России, что является для нас совершенно недопустимым», — говорится в заявлении.
Представители «Силы народа» заявляют, что их законопроект «в полной мере соответствует всем юридическим стандартам», в отличие от законодательства США и России.
«В отличие от законов США и России, предложенный нами законопроект полностью соответствует правовым стандартам, включая аспекты прав человека», — подчеркнули депутаты.
В подтверждение своих утверждений они представили несколько аргументов. В частности, как отметили представители движения, в законодательстве США и России применяется «такой резкий термин», как «иностранный агент». По мнению авторов заявления, он может привести к стигматизации. Грузинский проект, напротив, использует «более корректный термин» — «агент иностранного влияния».
Заявители также подчеркивают, что грузинский законопроект не включает возможность наделения физического лица указанной дефиницией.
Согласно американскому законодательству, определение субъекта как агента иностранного влияния основывается на субъективном мнении государственных органов, что создает риск произвола. Кроме того, правительство США имеет право зарегистрировать любое лицо в качестве иностранного агента, даже если оно получает от иностранного государства всего одну копейку. В отличие от системы США, которая не соответствует стандартам прав человека, наш законопроект предлагает четкие и прозрачные критерии для определения агента иностранного влияния. В частности, некоммерческая организация будет считаться агентом иностранного влияния, если более 20 процентов её финансирования поступает из-за границы.
Еще одним аргументом в пользу грузинского законодательства по сравнению с американским является то, что оно устанавливает базовый уровень прозрачности и требует от агентов иностранного влияния предоставлять только ежегодные финансовые отчеты.
Также подчеркивается, что грузинская инициатива не включает уголовную ответственность за нарушения, в отличие от ее американского аналога.
«В нашем законопроекте данное правонарушение квалифицируется исключительно как административное, и за его совершение предусмотрен лишь административный штраф. Также стоит отметить, что размеры штрафов существенно ниже, чем те, что предусмотрены американским законодательством», — подчеркивают депутаты.
В «Силе народа» охарактеризовали любые параллели проекта с российским законодательством как «позорную спекуляцию», о которой хорошо информированы враги Грузии.
Депутаты утверждают, что неправительственные организации в Грузии стараются подать свой законопроект как таковой, который явно противоречит западному финансированию.
На повестку дня бюро парламента Грузии вынесен проект закона об иностранных агентах.
Подчеркнём, что американский Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был установлен в 1938 году. Он предписывает иностранным агентам в США, представляющим интересы зарубежных стран в «политической или близкой к политической сфере», раскрывать информацию о своих связях с иностранными государствами, а также о связанных с ними действиях и финансах. В соответствии с FARA, лицо может быть классифицировано как агент иностранного принципала, если его деятельность полностью или преимущественно финансируется или субсидируется из-за границы.
В России поправки к Закону о некоммерческих организациях, известные как Закон об иноагентах, были приняты в 2012 году. Согласно этим поправкам, статус «иностранного агента» присваивается российским некоммерческим организациям (НКО), которые получают финансирование или имущество от иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом закон не распространяется, например, на государственные корпорации и компании, а также на НКО, созданные ими.
Венгерский закон об иностранных агентах, о котором упоминает Недом Прайс, был принят правящей партией в 2017 году. Согласно этому закону, некоммерческие организации, получающие пожертвования из-за границы в размере свыше 7,2 миллиона форинтов (примерно 21 тысяча евро по текущему курсу) в год, обязаны зарегистрироваться как «организации, получающие финансирование из-за рубежа» и публично отчитываться о всех поступлениях, превышающих 1400 евро. В 2020 году Высший суд Европейского Союза объявил, что этот венгерский закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» противоречит принципам ЕС и подлежит отмене.