«Добровольно-принудительно»: как российские бюджетники финансируют «вторую армию мира» - SOVA
политика

«Добровольно-принудительно»: как российские бюджетники финансируют «вторую армию мира»

879879 политика featured, война в Украине, Россия
Перечислить на помощь российской армии 500, 1 000 или 2 000 рублей из зарплаты – сборы, которые организовывают в госучреждениях и на предприятиях в России, все меньше напоминает добровольные. С начала войны в Украине «принудительная благотворительность» стала достаточно распространенным явлением. Но финансировать войну готовы далеко не все бюджетники, многие из которых сами получают зарплату, равную прожиточному минимуму.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, война в Украине, Россия

С начала октября – вскоре после объявления Путиным «частичной мобилизации» – в сети стали появляться сообщения о том, что российских бюджетников заставляют скидываться на помощь жителям Донбасса и на нужды СВО. Сборы однодневного заработка в пользу российской армии якобы носили добровольный характер, но, как видно из большинства постов в интернете, имели принудительную подоплеку.

Мария (имя изменено по просьбе героини) работает на одном из автомобильных заводов Поволжья. По словам женщины, 6 октября все сотрудники предприятия получили от руководства сообщение следующего содержания:

«Собираем по 500 рублей (около 8 долларов, — прим. ред.) для закупки 50-60 единиц аптечек первой помощи. Деньги сдаем руководителям».

Зарплата Марии составляет 15 тысяч рублей в месяц (порядка 250 долларов). Женщина отмечает, что для нее даже 500 рублей – уже большие деньги. При этом, по словам сотрудницы завода, о добровольном характере сборов говорили только формально. Вопроса «будете сдавать или нет?» никто даже не задавал.

«Тут самому с такой зарплатой не знаешь, куда идти, просить помощь, но почему-то мы должны помогать обеспечивать армию. И собирают на какие-то вообще непонятные вещи, чуть ли не на сигареты. Если честно, выглядит это все очень стыдно. Я не говорю о том, что никто даже не спрашивает, хочешь ли ты быть пособником смертей и войны. «Родина в беде, иди – спасай». Но кто бы нам помог»

По Марии, начальник сказал, что пожертвования «добровольные», но «дал понять, что это принудительно».

К «милитари-альтруизму» в России, как правило, принуждают бюджетников – от учителей и социальных работников до силовиков и депутатов. Хотя в некоторых случаях благотворительностью за чужой счет занимаются и коммерческие организации.

Еще в феврале стали появляться сообщения о том, что в Волгоградской области бюджетников обязывают перечислить однодневный заработок в поддержку беженцев из ДНР и ЛНР. Тогда местные СМИ писали, что это вызвало недовольство рабочих – они говорили о нехватке денег на подорожавшие продукты для себя и заявляли, что вряд ли все коллективы согласятся что-то жертвовать. Похожие новости тогда пришли и с Сахалина. А в мае источники издания Meduza сообщали о случаях принуждения к «пожертвованию» из зарплаты бюджетников уже в пяти регионах страны.

«За Родину-мать не страшно умирать»: как российских школьников учат любить Родину

География «благотворительности» расширялась с каждым месяцем. В середине октября жаловаться на принуждение сдавать деньги для мобилизованных стали жители Башкирии. Там, по словам одной из жительниц Илишевского района, с работников «Башкиравтодора» требовали сдать в бухгалтерию по 2 000 рублей (более 30 долларов) с человека. В ноябре, по информации издания «Важные истории», учителям из Подольска предложили скинуться по три тысячи (50 долларов) «на трусы и носки» для военных.

Сбор пожертвований и гуманитарной помощи для российских военных с начала вторжения в Украину был организовыван также в Белгороде, Новосибирскеи других городах России. Деньги на поддержку армии, по информации издания «Медиазона», собирает Общероссийский народный фронт (ОНФ). Также для сбора пожертвований был создан фонд «ЗаЩИТа», сообщало Минобороны.

Еще в мае сам президент Владимир Путин поручил регионам поддержать военнослужащих и их семьи. Позже издание «Важные истории», изучив данные системы «Электронный бюджет», подсчитало, что выделенные на поддержку военных из региональных бюджетов 4,8 млрд рублей (порядка 80 млн долларов) почти кончились. Самая большая статья запланированных расходов, 4,2 млрд рублей, – это компенсации семьям погибших, и 85% выделенных средств уже потратили. Такие темпы расходования, писало издание, косвенно подтверждают, что потери в Украине выше официально признанных. Из чего, по прогнозам экспертов, в скором времени следует ожидать очередное «раскулачивание бюджетников».

Поколение Z: уроки патриотиZма в России

«У кого нет денег на помощь, поезжайте копать окопы»

Помощь для российских военных собирают не только бюджетники, но и школьники. Еще в апреле SOVA писала о том, как от учащихся некоторых школ требовали нести продукты и вещи первой необходимости для военнослужащих «второй армии мира».

А в сентябре стали появляться жалобы родителей учеников школ и воспитанников детсадов на «принудительно-добровольные» сборы денег на «тренажеры для реабилитации» российских солдат, раненных на войне в Украине. Такие факты, в частности, были отмечены в Новосибирске.

При этом, юристы подчеркивают, что похожие «благотворительные сборы» законодательно запрещены. Организаторы могут подпасть под уголовную статью. Но родители уверяют: отказаться все равно нельзя – в противном случае педагоги и воспитатели испортят жизнь ребенку.

Впрочем, в ноябре кампания по сбору средств на нужды российской армии коснулась теперь уже и самих учителей, а также других сотрудников образовательных учреждений. По словам Светланы, преподавателя одной из школ Ульяновска, на совещании директор предложил всем перечислить заработок одного дня в пользу СВО, а от класса – организовать подарки на Новый год для мобилизованных.

«Конечно, возник вопрос: если мы такая богатая страна, если у нас вторая армия в мире и все идет «по плану», почему военные не обеспечены всем необходимым и почему учителя должны перечислять им деньги на элементарные предметы личной гигиены?».

Как Россия отправляет зэков на фронт: Ольга Романова – о «запутинской тюрьме» и ужасном шансе заключенных

По словам педагога, тем, кто не поддержал инициативу, сославшись на нехватку средств, предложили ехать копать окопы за шесть тысяч рублей в месяц в «ДНР».

«Вместо того, чтобы просить помощь у состоятельных людей, получивших свои капиталы благодаря тесным связям с властью, в России устраивают поборы с самых незащищенных слоев населения. Лично я ни при каких условиях не собираюсь перечислять деньги и «спонсировать войну», даже, если будет угроза увольнения.  родителей своих учеников заставлять не буду. Но в целом, эта ситуация заставила многих, как минимум в нашей школе, задуматься, так ли все хорошо у нашей армии, если учителя, у которых одна из самых низких зарплат в России, собирают деньги на носки и трусы для мобилизованных».