Закат сотовой экспансии: почему российские компании продают операторов в Грузии и Армении - SOVA
экономика

Закат сотовой экспансии: почему российские компании продают операторов в Грузии и Армении

Российские компании, которые на волне популярности сотовой связи решили создать на постсоветском пространстве международные холдинги, постепенно уходят с рынков, включая Южный Кавказ – Грузию и Армению. Кто приходит им на смену и как это скажется на развитии телекоммуникационный услуг – в материале SOVA.

SOVA LOGO NEW SMALL экономика Beeline, featured, Veon, Грузия-Россия, Хвича Макацария

Компания CBS Group Хвичи Макацария договорилась о покупке 100% Veon Georgia (в Грузии предоставляет услуги под брендом Beeline) у холдинга Veon с российскими корнями. Сумма сделки составила 45 млн долларов.

Veon со штаб-квартирой в Амстердаме был создан в результате объединения российского «Вымпелкома» и украинского «Киевстара» в 2009 году, затем к ним присоединились активы египетского бизнесмена Нагиба Савириса в Италии, Азии и Африке. В общей сложности холдинг был представлен в 20 странах мира с совокупной абонентской базой около 200 млн человек. Veon Georgia работает в Грузии более 15 лет – с марта 2007 года.

В октябре 2020-го компания продала свою «дочку» в Армении Veon Armenia за 51 млн долларов. Покупателями, как и в случае с Veon Georgia, стали местные бизнесмены. Таким образом, менее чем за два года холдинг, почти наполовину принадлежащий россиянам, полностью свернул свою деятельность на Южном Кавказе. 47,9% Veon подконтрольны Letterone Investment Holdings, ее основатели и основные акционеры – российские бизнесмены Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев, попавшие под западные санкции после начала войны в Украине.

Уход из Армении, где Veon работал с конца 2006 года, холдинг объяснял желанием упростить свою структуру и направить усилия на рынки с «более привлекательными возможностями роста». Продажа грузинского подразделения тоже соответствует стратегии оптимизации структуры, заявил его гендиректор Каан Терзиоглу.

С чего все начиналось

На фоне бешеного роста популярности сотовой связи в РФ российские сотовые операторы – МТС и «Вымпелком» – решили заняться экспансией в бывших странах СССР. На пике реализации этой стратегии «Вымпелком» успел выйти на рынки семи cоседних стран (до объединения с активами египетского бизнесмена) – Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении, Грузии и Украины, потратив на это сотни миллионов долларов. А крупнейший сотовый оператор России МТС был представлен еще в пяти странах – Украине, Беларуси, Узбекистане, Туркменистане и Армении.

Для начала работы в новой стране они покупали уже действующих игроков (например, МТС в июле 2004 года заплатила 121 млн долларов за 74% крупнейшего сотового оператора Узбекистана Uzdunrobita с 210 тысячами абонентов) или строили бизнес с нуля. Так, «Вымпелком» в июле 2006 года приобрел в Грузии 51% компании Mobitel (за 12,6 млн долларов), у которой не было ни одного абонента и даже лицензии на сотовую связь третьего поколения (3G), и за полгода построил сеть.

Сейчас правопреемница Mobitel – Veon Georgia – по собственным данным, обслуживает 1,4 млн абонентов (около 25% рынка). Компания утверждает, что является лидером по использованию мобильного интернета, а также технологии 4G – ей пользуются 92,5% интернет-абонентов оператора. Но она все равно уступает по количеству абонентов двум игрокам, который появились на рынке примерно на десять лет раньше, – Magticom (2,3 млн человек по итогам 2021 года) и Silknet/Geocell (1,8 млн). Magticom, по данным Transparency International – Georgia и Национальной комиссии по коммуникациям Грузии, принадлежит зятю экс-президента Эдуарда Шеварднадзе Георгию Джохтаберидзе (54%) и бизнесменам, связанным с семьей Бадри Патаркацишвили.

Основные владельцы Silknet – Георгий Рамишвили (58,81%) и Алекси Топурия (27,15%). В марте 2018 года Silknet, который на тот момент специализировался на услугах широкополосного доступа в интернет по оптоволокну, приобрел Geocell у скандинавской TeliaSonera за 153 млн долларов.

Сколько люди тратят на мобильную связь

По данным Национальной комиссии коммуникаций Грузии (GNCC), в 2021 году пользователи Magticom в среднем тратили на сотовую связь 10,9 лари в месяц (около 4 долларов по нынешнему курсу), Silknet – 10,1 лари, а Beeline – только 6,8 лари.

«Мы рады сообщить о выходе нашей компании в Грузию. <…> Этот рынок, несомненно, имеет большой потенциал для развития», – говорил тогдашний гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов летом 2006 года, когда компания только приобрела лицензию на работу в стране. Теперь, очевидно, у нее изменились приоритеты, и она не ограничится уходом из Грузии и Армении.

Холдинг Veon намерен оптимизировать свои активы на тех рынках, которые не отвечают определенным критериям, сказал Терзиоглу на телефонной конференции для инвесторов 4 августа. Среди них – большая численность населения, низкий уровень проникновения сети 4G, финансовых, развлекательных и образовательных услуг. «Мы постараемся оптимизировать наш портфель для рынков, в которые мы не вписываемся», – сказал глава компании. Cейчас Veon продолжает работать в семи странах – России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Пакистане и Бангладеш.

Но дело может быть не только в этих критериях. Аналитики не исключают и политических мотивов ухода холдинга с грузинского рынка: ситуация в регионе обостряется и риски для оператора растут.

При этом в Армении продолжает работать МТС, чья «дочка» Viva-MTS является лидером рынка. «Честно говоря, нам никто не мешает <…> в Армении. Будут интересные предложения [о продаже активов], совет директоров МТС будет рассматривать. Но пока на повестке дня эта тема не стоит», — говорил крупнейший акционер МТС Владимир Евтушенков в интервью РБК в июне 2021 года. Спустя год, в июне 2022-го, МТС решила укрепить менеджмент армянского подразделения, назначив его гендиректором своего вице-президента по интернету вещей и промышленной автоматизации Армена Аветисяна.

Что известно про покупателя

В пресс-релизе Veon покупателем 100% Veon Georgia называется «бывший местный партнер» холдинга, а в материалах компании уточняется, что речь – про офшор Miren Invest, зарегистрированный на Британских Виргинских островах. Эта компания Хвичи Макацария несколько лет владела 20% Veon Georgia, но в конце 2021 года продала их Veon.

Макацария ранее владел другим телекоммуникационным провайдером – магистральным оператором Caucasus Online, который является хабом для транзита телекоммуникационного трафика между Европой, Южным Кавказом и Ближним Востоком. Ему принадлежит линия связи, проложенная по дну Черного моря от побережья Болгарии до Грузии. Эту компанию грузинский бизнесмен продал азербайджанскому холдингу NEQSOL Насиба Хасанова, контролирующему местного сотового оператора Bakcell. В 2019 году Bakcell купил у МТС ее украинскую «дочку» за 734 млн долларов.

Но против продажи Caucasus Online азербайджанскому инвестору выступила Национальная комиссия по коммуникациям Грузии, которая потребовала вернуть оператора прежнему собственнику – Хвиче Макацария. Этого не было сделано, поэтому регулятор несколько раз выписывал компании штрафы на общую сумму почти 1 млн лари и назначил в ней внешнего управляющего.

В 2018 году Макацария приобрел 100% тбилисской газораспределительной сети Tbilisi Energy через компанию Waltbay, зарегистрированную на Маршалловых островах. Эта сделка (ее сумма не раскрывается) положила конец многолетней тяжбе между правительством Грузии и казахской госкомпанией «Казмунайгаз»: в 2009 году в тбилисской компании был назначен сторонний управляющий из-за накопившихся долгов, а в 2017-м «Казмунайгаз» подал иск в международный арбитраж, потребовав компенсации в размере 180 млн долларов – вложенных инвестиций. По данным Transparency International – Georgia, в 2019 году 50% Waltbay (а значит, и половину Tbilisi Energy) приобрел Насиб Хасанов через офшоры, став владельцем уже второго крупного актива в Грузии.

В сентябре 2020 года другая компания бизнесмена Best Energy Group приобрела 24,5% тбилисской электрораспределительной компании «Теласи» у грузинского государственного «Партнерского фонда» за 10,5 млн долларов. Более 75% «Теласи» принадлежит российской госкомпании «Интер РАО».

Основные активы Хвичи Макацария входят в бизнес-группу Caucasus Business Solution (CBS Group), основанную в марте 2013 года. Помимо энергетической сферы она представлена в нефтяном бизнесе, недвижимости (например, ей принадлежит один из крупнейших торговых центров столицы Tbilisi Mall), финансовом консалтинге, сфере развлечений («Лотерейная компания Грузии», имеющая эксклюзивные права на проведение в стране лотерей) и ресторанном бизнесе («Интурист Батуми», Black Sea Hotels Group), общественном транспорте («Тбилисский микроавтобус» – оператор маршрутных такси) и др.

CBS Group помогает компаниям холдинга привлекать инвестиции, определять приоритетные направления и риски, внедрять новые технологии, быть прозрачными, повышать производительность и квалификацию каждого сотрудника, говорится на ее сайте

Что будет дальше с Beeline в Грузии

«Руководство компании и новый грузинский акционер полны решимости продолжать развивать компанию и поддерживать цифровую трансформацию в стране», — заявил глава Veon Каан Терзиоглу, объявляя о продаже сотового оператора в Грузии.

CBS Group уже анонсировала ребрендинг, который, по информации SOVA, намечен на осень. «Наряду с технологическим развитием компании будет запланирована смена бренда, которая будет включать работу под новым именем и обновление идентичности», — говорится в ее сообщении. Группа намерена создать на базе Veon Georgia «грузинскую современную и высокотехнологичную компанию».

Гендиректор компании Лаша Табидзе обещал продолжать активную работу над укреплением и модернизацией сети и дальнейшим развитием цифровой экосистемы. Но представители оператора и ее нового акционера пока не говорят, повлияет ли смена собственника на тарифы и услуги компании.

Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при поддержке МИД Чешской Республики и посольства Чешской Республики в Грузии.

czech logo mfa экономика Beeline, featured, Veon, Грузия-Россия, Хвича Макацария