«Некоронованный царь Грузии»: что угрожает европейским перспективам Тбилиси - SOVA
политика

«Некоронованный царь Грузии»: что угрожает европейским перспективам Тбилиси

В июне-2022 решается судьба европейского будущего Грузии. В конце месяца станет известно, получит ли Тбилиси статус кандидата на вступление в ЕС. Пока ситуация не обнадеживает. Европарламентарии, чья поддержка – важный политический сигнал для принимающей решение Еврокомиссии, не скрывают разочарования демократическом откатом в Грузии. Страсбург принял резолюцию, в которой, кроме прочего, призвал ввести санкции в отношении олигарха Бидзины Иванишвили, считающегося теневым правителем страны со связями в России. Сигнализирует ли критические документ о том, что Тбилиси статус кандидата не получит?

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Бидзина Иванишвили, Гия Джапаридзе, Грузия-ЕС, Грузия-Россия, Давид Дарчиашвили, Европарламент, Ираклий Кобахидзе

Умением прислушиваться к рекомендациям западных партнеров правящая «Грузинская мечта» особо никогда не отличалась. К примеру, в 2021 году партия вышла из т. н. «Соглашения Шарля Мишеля». Получилось, что президент Европейского совета, лично приезжавший в Тбилиси, чтобы разрешить политический кризис, делал это впустую.

Своих критиков на Западе «Мечта» последовательно обвиняла в лоббировании интересов конкретной оппозиционной партии – «Единого национального движения» Михаила Саакашвили. А российское вторжение в Украину сделало вновь актуальным старый нарратив партии – о единственном правительстве в современной истории Грузии, при котором не было войны. Параллельно стал эксплуатироваться тезис о том, что отдельные силы в самой Грузии, а также в Украине и Европе пытаются втянуть Тбилиси в войну с Россией.

К примеру, на вопросы журналистов о том, почему Грузия не ввела свои санкции в отношении Москвы, премьер Ираклий Гарибашвили отвечал встречным вопросом: «Вы хотите войны?». Другой лидер «Мечты» Ираклий Кобахидзе обвинял оппонентов в расчете на отказ Евросоюза в предоставлении Тбилиси статуса кандидата. Последующими за этим народными волнениями, по его словам, намерена воспользоваться оппозиция, что приведет к войне с Россией.

Говоря о рисках войны, власти выступают рупором российской пропаганды, считает исследователь Центра Чавчавадзе Гия Джапаридзе. Такая риторика, по его словам, эффективно действует на неинформированные слои населения.

«Многие думают, что мы сейчас не находимся в состоянии войны с Россией. Но это не так. У нас есть соглашение о прекращение огня, но соглашения о мире с Россией у нас нет. И многие граждане об этом не знают, чем «Грузинская мечта» пользуется».

В 2012 году свою избирательную кампанию партия Бидзины Иванишвили строила «на принципах реалистичной оценки ситуации и прагматизма». В программе черным по белому было прописано: фактор Грузии не должен существовать в перечне противоречий между Западом и Россией.

«Грузия должна быть готова начать диалог с Россией с помощью международных механизмов, целью которого будет разработка стратегии поэтапного преодоления существующего кризиса».

Сигналы Запада отдались эхом: готов ли Иванишвили пожертвовать интересами Грузии

Придя к власти, Иванишвили официально провозгласил политику нераздражения Москвы. Которая, впрочем, скорее скатилась в политику тотальных уступок. В результате отдельные сегменты грузинской экономики попали в сильную зависимость от РФ. По словам директора Центра исследований России Давида Дарчиашвили, есть несколько объяснений, почему олигарх Иванишвили пытался направлять вектор грузинского будущего в сторону Москвы.

«Одно из объяснений – он действительно глубоко зашифрованный агент Кремля. И логично так думать, поскольку вряд ли бы ему дали возможность сделать миллиарды в России, а потом спокойно уйти, не имея обязательств. Многие такие миллиардеры при Борисе Ельцине потом становились приближенными к Путину. Но они служили тому видению путинского государства, которое у него есть. Все эти Дерипаски и Абрамовичи, когда надо было, занимались тем, что им говорил Путин. Думаю, что нашему Иванишвили тоже поступали директивы. В целом, по политике Грузии это было видно. Особенно после того, как мы услышали позицию властей по вопросу Украины. А всяким Соловьевым это нравилось».

С другой стороны, отмечает Дарчиашвили, Бидзина Иванишвили хотел создать себе «феодальное собственное владение».

«Вот он – некоронованный царь, владеющий Грузией. Это желание в свое время было, как известно из сохранившихся разговоров, и Бадри Патаркацишвили и Бориса Березовского. Они думали сделать из Грузии банановую республики. Но Иванишвили, в отличие от Бадри, это удалось».

Возможно, народу Грузии придется выбирать между Иванишвили и европейским будущим. Открытое письмо с таким содержанием накануне голосования в Страсбурге опубликовали члены Европарламента Андрюс Кубилюс и Раса Юкнявичене. В ответ главный декламатор «Мечты» Ираклий Кобахидзе назвал евродепутатов «лоббистами» и «друзьями» ЕНД.

«А друг «Нацдвижения» не может быть другом Грузии», – добавил он.

Так или иначе, но 9 июня не два, а 308 депутатов Европарламента проголосовали за резолюцию о нарушениях свободы СМИ в Грузии. В нее, кроме прочего, был включен и призыв ввести санкции в отношении бывшего премьера Иванишвили и прописан целый перечень проблем, над которыми нужно поработать. На этот раз Кобахидзе заявил: «Такая резолюция не имеет ничего общего с европейскими ценностями и, скажу прямо: грош ей цена».

Эксперт Гия Джапаридзе считает, что пока Иванишвили «играет в кошки-мышки». Зная, что Европарламент дает рекомендации, а не принимает решения, «Мечта» рассчитывает разрешить разногласия с Еврокомиссией и странами-членами. Но Джапаридзе уверен: если вместе с Евросоюзом верные сигналы подадут и Соединенные Штаты, Иванишвили испугается.

Приговор критику власти: почему дело Ники Гварамия угрожает европейскому будущему Грузии

Возможно, именно с этим связана болезненная реакция правящей партии на резолюцию Европарламента. В «Грузинской мечте» впервые открыто заявили о том, что, возможно, Тбилиси следует отказаться от евроинтеграции, что многими было воспринято как шантаж. Депутат Дмитрий Хундадзе призвал отвергнуть статус кандидата, если Грузия «получит его с теми же несправедливыми обязательствами, что и отраженные в резолюции несправедливые обвинения».

Но прозападный курс – выбор подавляющего большинства населения, что подтверждало множество опросов. Свыше 70% грузин видят будущее страны в Евросоюзе. А последнее исследование CRRC Georgia показало: порядка 80% респондентов поддерживают подачу заявки на получение статуса кандидата ЕС.

Европейские и евроатлантические устремления Грузии закреплены и на законодательном уровне. Статья 78 Конституции гласит: «Конституционные органы в рамках своих полномочий должны принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в Евросоюз и Североатлантический альянс».

Возможно, нынешние органы власти с этим своим обязательством не справятся. Гия Джапаридзе убежден: если за оставшееся время Иванишвили и его команда не выполнят рекомендации Европарламента, это будет значить, что правительство «Мечты» пожертвовало будущим грузинской молодежи, чтобы превратить страну в «задний двор России».

Когда в 2019 году правящая партия посадила в кресло председателя парламента Грузии депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова, на улицы вышла главным образом молодежь. Она добилась отставки спикера Ираклия Кобахидзе. Тогда была обозначена одна из «красных линий» грузинского общества. Европейское будущее страны – еще одна «красная линия», считает Джапаридзе.

«Все власти, в том числе «Грузинская мечта», боятся молодежи. Если она возьмет все процессы в свои руки, то «Мечта» будет вынуждена сдать назад. Нам нужно пробудить молодежь, чтобы она поняла, что скоро не будет безвизового режима, что их будущее – под угрозой».

В свою очередь Давид Дарчиашвили констатирует: резолюция Европарламента, в отличие от «задницы Гаврилова в кресле» – нечто абстрактное для общества. Чтобы понять, чем это грозит будущему страны, нужно критическое мышление.

«Конечно, большая часть активного гражданского общества готова бороться за будущее, но вопрос теперь в том, примкнут ли остальные».

SOVA-блог: Иванишвили против Запада: торги будущим Грузии