Недавняя культурная политика правительства Грузии столкнулась с сильным недовольством со стороны представителей культурной сферы. Ежегодный литературный конкурс Litera оказался под угрозой из-за инициативы Теи Цулукиани – министра, чья репутация вызывает споры. С момента своего назначения в Министерство культуры она начала вводить свои правила, что вызвало критику. Оппоненты Цулукиани обвиняют её в намерении вмешиваться в творческий процесс и вводить цензуру.
Директор Дома писателей Ната Ломури не исключает возможность того, что литературная премия Litera 2021 может не быть вручена. Это произойдет, если министерство культуры не пойдет на компромисс. Премия была создана в 2015 году совместно Минкультом и Домом писателей. Однако в этом году в состав жюри впервые вошел представитель, назначенный властями. При этом никаких предварительных консультаций с Домом писателей не проводилось, что сделало это назначение настоящим неожиданным событием.
В результате авторы, чьи произведения оказались в лонг-листе, начали поочередно снимать свои работы с конкурса. Это вызвало эффект домино, затронув даже членов жюри – четверо из пяти отказались выполнять свои обязанности. В конечном итоге назначенный министерством культуры публицист и журналист Иосеб Чумбуридзе остался единственным в составе жюри.
Как сообщила Ната Ломури, несмотря на множество усилий, ни министерство, ни сама министр Цулукиани не отозвались на ее обращения. Она отметила, что Дом писателей попробует заново сформировать состав жюри, однако признала, что это окажется нелегкой задачей.
«Мне неизвестно, сколько времени потребуется для формирования нового жюри и кто согласится на это. В ближайшие дни ситуация будет неопределенной. Я не могу утверждать, что конкурс не отменят. Все варианты возможны. Если жюри не удастся собрать, а писатели заберут свои произведения, как можно будет провести конкурс?! На данный момент проведение конкурса вызывает сомнения. Надеюсь, что мы сможем наладить связь с министерством, и они пойдут нам навстречу – отзовут назначенного ими члена», — сообщила Ломури агентству IPN.
Страсть, интимные отношения и конфликт в грузинской литературе.
Отмена литературного конкурса – это крайняя мера, отмечает директор Дома писателей. Она подчеркивает, что если министерство культуры не изменит своего решения, «то мы окажемся в безвыходной ситуации». Ната Ломури также отметила, что выделенные ведомством Теи Цулукиани 50 тысяч лари (примерно 16 тысяч долларов) на данный момент не использованы. В случае окончательной отмены конкурса Litera, эти средства вернутся в бюджет Министерства культуры.
В шести категориях конкурса должны участвовать 110 книг. На момент начала скандала свои работы представили 70 авторов. Однако точно сказать, сколько книг будет конкурировать за награду, нельзя, так как ежедневно к бойкоту присоединяются новые писатели. Их число уже приблизилось к 20.
Пенцентр Грузии, который объединяет множество писателей, выступил с настоятельным требованием «незамедлительно» принять меры. Они выражают опасения, что премия может оказаться под влиянием политической ситуации.
Цулукиани приняла решение создать культурную жандармерию и возродить самые мрачные традиции тоталитарного контроля над культурной сферой. Мы убеждены, что подобное дерзкое вмешательство министра в литературный процесс является оскорбительным для авторов и членов жюри. Ни писатели, ни члены жюри не должны сталкиваться с любыми попытками политического влияния.
Под заявлениями, которые завершаются фразой «мы не позволим контролировать грузинскую литературу партийными структурами», уже подписались 115 человек. Все они ожидают реакции от Теи Цулукиани.
На данный момент только ведомство министра предоставило комментарий. Более того, оно указало на Дом писателей, заявив, что организация литературного конкурса находится в его полном ведении, а Минкульт не принимает участие в этом процессе. Однако многие восприняли решение министерства как попытку оказать давление. В связи с возникшим скандалом министерство передало право вручения другой награды – детской литературной премии имени Якова Гогебашвили – организации «Творческая Грузия».
Интересно, что Министерство культуры и ранее утверждало состав жюри премии Litera. Дом писателей выбирал четырех авторов и направлял их на утверждение в Минкульт. Однако за все время существования премии ведомство ни разу не ставило под сомнение этот выбор. С приходом Теи Цулукиани ситуация изменилась.
Поэт Звиад Ратиани подал жалобу против Грузии в Европейский суд в Страсбурге.
Писатели и другие деятели искусства недовольны не только самим фактом назначения члена жюри, но и личностью этого человека. Иосеб Чумбуридзе проявил себя как человек, не принимающий альтернативные точки зрения. Он славится своими антиизвестными взглядами, выпадами в адрес журналистов и оппозиции, а также критикой коллег по перу.
В современных средствах массовой информации его обозначают как ОДР – офицер действующего резерва. Это название использовалось для обозначения работников советского КГБ, которые выполняли свои обязанности под прикрытием в государственных и гражданских организациях.
На данный момент в заявлениях Чумбуридзе нет указаний на намерение покинуть состав жюри. Таким образом, будущее премии Litera остается неопределенным. Неясно, кто будет включен в лонг-лист к моменту, когда в ноябре потребуется выбрать шорт-лист. Церемония награждения запланирована на декабрь.
Реакция писателей
В лонг-листе присутствует моя книга «Ордрошобана». Однако я принял решение не участвовать в любых проектах, финансируемых министерством культуры. Я уже обсудил это с моим издателем, и, следовательно, «Ордрошобана» будет выведена из конкурса Litera. Я не могу мириться с Цулукиани. Пока она занимает пост министра культуры, я буду полностью бойкотировать это ведомство.
Автор Тореса Моси
В 19 лет я завершил работу над «Забытыми», а в 21 год книга увидела свет. Боль, которую я накопил и выразил в процессе написания, стала результатом действий организаторов подобных мероприятий — людей, далеких от культуры, чьи подходы и поступки наносят вред молодежи. Я не могу предать свою книгу. Размышляя об этом, я наткнулся на пост Торесы, который, на мой взгляд, поступил правильно. Тем, кто искренне заботится о недавнем беспорядке, бескультурье и несправедливости, вряд ли удастся участвовать в конкурсе, организованном «министерством культуры, спорта и молодежи».
Мате Саралишвили, автор
«Я не могу участвовать в конкурсах, организованных министерством культуры, пока его возглавляет человек, далекий от культуры и представляющий режим, провоцирующий насилие. Это мой личный протест против этой позорной чиновницы, но не против конкурса Litera, лауреаткой которого я была в 2017 году».
Наталья Авалиани, дизайнер
Поскольку шорт-лист еще не был обнародован, я до сих пор воздерживался от принятия решения. Однако сегодня я присоединяюсь к своим уважаемым коллегам, которые в знак протеста сняли свои произведения с конкурса. Я призываю всех писателей, которые беспокоятся о будущем страны, грузинской культуры и литературы, и кто считает, что мы не должны возвращаться к советскому прошлому, выразить свою позицию и поднять голос против этого недопустимого явления.
Ираклий Какабадзе, поэт
Извините, но это невозможно. Четыре выбранных члена жюри, но один назначен «сверху». Это крайне неприятно и рискованно. Я долго сдерживалась, основываясь на нескольких доводах и поддерживая Litera. Но, увы, я тоже отказываюсь участвовать с моей книгой в конкурсе.
Эка Кеванишвили, автор
«До настоящего момента я избегал бойкотировать литературный конкурс Litera, поскольку, хоть у меня и крайне негативное мнение о министре, мне нравилась сама концепция конкурса. Однако после того, как министр назначила своего представителя в жюри – что явно демонстрирует ее личную заинтересованность в выборе лауреатов, как это делали представители агитации в советские времена, – я пришел к выводу, что конкурс утратил свою значимость, и теперь не вижу места для своей книги в лонг-листе!»
Джаба Заркуа, автор
Мой первый сборник под названием «Разрыв» исключён из литературной премии Litera. Намеченные цели Ти Цулукиани были известны давно, а сегодня ситуация окончательно прояснилась. Я никого не агитирую. Однако приемы Цулукиани выглядят довольно комично. Министры рано или поздно становятся экс-министрами. Это всего лишь вопрос времени.
Элена Квирквелия, поэтесса
«Четыре избранных участника и один назначенный Теей член жюри. Именно поэтому я решил отказаться от участия своей книги в конкурсе Litera. Это не свобода, а весьма рискованный прецедент».
Давид Кашиашвили, репортер
«Тея, верни микрофон! (Ранее бывший министр культуры забрала микрофон у журналистки Mtavari Arkhi и так и не вернула его, — прим. ред.) Я, как свободный гражданин независимой Грузии, не приму жюри, установленное «сверху». Я снимаю свои «М@йлы об Афганистане» из лонг-листа. Тея, верни микрофон!»
Рати Муджири, представитель журналистики
Это трудный выбор, так как в Грузии существует всего несколько литературных наград, и каждая из них имеет большое значение для авторов. Litera вызывает у меня особые чувства – она стала первой литературной наградой, которую я получил. Однако «Цветы роботов» – это книга, которая выступает против властных структур, и она не вписывается в этот контекст. Текущая ситуация вызывает серьезное беспокойство: мы все ближе к Беларуси, и каждый из нас должен делать все возможное, чтобы противостоять этому злу. Необходимо задействовать все доступные средства!
Георгий Шония, автор
«Для всех нас это [назначение члена жюри] абсолютно недопустимо, так как это первый случай в истории премии Litera. Против этого решения выступили не только мы, авторы работ, вошедших в лонг-лист, но и многие другие представители литературного сообщества, включая писателей и иллюстраторов.»
Стойкая Тея
Тея Цулукиани – долгожительница в правительстве «Грузинской мечты». Она стала частью кабинета министров в 2012 году, сразу после того как партия пришла к власти, и оставалась в нем, несмотря на смену пяти премьер-министров.
В течение восьми лет Цулукиани занимала пост руководителя министерства юстиции, работая в области международного права. После парламентских выборов 2020 года она впервые была избрана депутатом. Тем не менее, её пребывание в парламенте оказалось кратковременным – всего три месяца. В марте 2021 года её назначили министром культуры, спорта и молодежи.
Приступив к обязанностям в Министерстве культуры, Цулукиани сразу же дала понять, что намерена осуществлять строгий контроль над ситуацией. Она вызвала много обсуждений своим заявлением о желании быть в курсе всех событий, включая политические взгляды представителей искусства. В интервью на проправительственном телеканале Post TV, министр отметила: «Если, например, в театре есть актер, который высказывает свою точку зрения, я, безусловно, постараюсь выяснить, что стало причиной его иного мнения».
Эти высказывания вызвали бурю осуждения в отношении чиновницы. Знаменитая оперная певица, меццо-сопрано Анита Рачвелишвили, в частности, отметила, что не станет выступать на сцене Грузии, пока «культурную сферу будет курировать Цулукиани».
Министр, принявшая решение назначить своего представителя в жюри литературного конкурса, тем не менее, в некоторых ситуациях проявляет демократический подход. К примеру, когда стало известно о планах труппы театра Руставели посетить Москву с гастролями, Цулукиани сразу же отметила, что «не будет вмешиваться в дела творческих личностей».