(Не)работающий закон: почему в Грузию не пустили Азара, но принимали Лещенко


ED1323D8 B299 4D4F 80E1 7889E6F23FEE политика featured, закон об оккупированных территориях, Илья Азар, Лев Лещенко, российская оккупация в Грузии

В то время как российский певец Лев Лещенко наслаждался отдыхом в пятизвездочном отеле миллиардера Бидзины Иванишвили в Грузии, российского журналиста Илью Азара, представляющего независимое от Кремля СМИ, не пустили в страну. Оба гражданина России в разное время нарушали закон «Об оккупированных территориях Грузии». Диана Шанава исследовала, почему один и тот же закон в Грузии применяется по-разному.

Московский гость Иванишвили

25 июля в средствах массовой информации появилась новость о том, что певец Лев Лещенко, имеющий связи с российской политической элитой, находится в Грузии. Он выбрал для проживания гостиницу Paragraph, принадлежащую Бидзине Иванишвили, в курортном поселке Шекветили. Генеральный директор телеканала Mtavari Arkhi Ника Гварамия сообщил, что встреча с певцом была организована на самом высоком уровне. Согласно информации, миллиардер поручил заботиться о досуге Лещенко мажоритарному депутату от района Мтацминда-Крцаниси Беке Одишария и Лексо Тамазашвили, брату жены премьер-министра Ираклия Гарибашвили. Кроме того, как сообщает Mtavari Arkhi, в Батуми для Лещенко был закрыт ресторан Askaneli.

Этот визит, возможно, не привлек бы особого внимания, если бы не одна ключевая деталь. Лещенко нарушил «Закон об оккупированных территориях»: в 2013 году он выступал в Сухуми на праздновании «Дня независимости» региона Абхазия, который, отколовшись от Грузии, получил поддержку Москвы.

Министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава прокомментировала информацию о визите Лещенко в Грузию. Она отметила, что власти с радостью принимают туристов, включая тех, кто приезжает из России.

«Разъяснения по вопросу возможного нарушения законодательства предоставят Пограндепартамент и соответствующие организации. Насколько мне известно, это не так, но я не обладаю специальными знаниями в этой области. В качестве министра экономики хочу подчеркнуть, что мы рады приветствовать туристов из различных стран, особенно сегодня, включая наших соседей и российских туристов», — отметила Турнава.

На следующий день после публикаций о допуске в страну лица, нарушившего «Закон об оккупированных территориях», министерство внутренних дел Грузии поспешило успокоить недовольных граждан. В ведомстве отметили, что российский артист уже покинул территорию Грузии.

Лещенко стал известен благодаря своей поддержке официальной позиции Москвы, включая вопросы, касающиеся Крыма. В 2014 году он подписал совместное обращение к российскому обществу от имени представителей культуры в защиту позиции Путина по Украине и Крыму, что в итоге привело к его внесению в санкционный список Киева. Въезд Лещенко в страну запрещен. В январе 2018 года он также выступал в роли доверенного лица Владимира Путина на выборах президента.

Законодательство «Об оккупированных территориях» было установлено в Тбилиси после войны в августе 2008 года. В соответствии с этим законом, иностранцам разрешается пересекать территории Абхазии и Южной Осетии, которые не находятся под контролем грузинских властей, только через муниципалитеты Зугдиди (через реку Ингури) и Горное (Эргнети). В противном случае им может быть назначен штраф или тюремное наказание сроком от 2 до 4 лет.

Согласно информации от МВД, Лещенко без каких-либо препятствий пересек границу Грузии, так как на паспортном контроле не возникло никаких проблем, и в его паспорте не имелось отметок о въезде или выезде с оккупированных территорий.

Пропустить нельзя депортировать

Однако отсутствие штампа в последнее время не гарантирует, что человек не нарушал «Закон об оккупированных территориях». На контрольном пункте, расположенном на реке Псоу, печать о пересечении границы никогда не ставили. К тому же россияне могут въезжать в Абхазию и Южную Осетию, используя свои внутренние паспорта.

Конечно! В паспорте не оказалось штампа о посещении оккупированной зоны, и журналист «Новой газеты» Илья Азар не смог попасть в Грузию, так как его не пропустила грузинская пограничная служба несколько дней назад. По словам журналиста, представляющего либеральное издание, ему не сообщили причины отказа во въезде. Тем не менее, он выложил фотографию соответствующего документа, в котором галочкой был отмечен стандартный пункт: «Не удовлетворяет прочие требования, установленные законодательством Грузии».

Российский журналист прибыл в Тбилиси 23 июля через Стамбул, но в конечном итоге вернулся обратно в Москву, как он сообщил в социальных сетях. Азар отправился в Грузию в служебной командировке, чтобы освещать конфликт между «двумя Грузиями» — одной, стремящейся к прогрессу и интеграции с Европой, и другой, придерживающейся ультраконсервативных взглядов.

В дальнейшем Илья Азар сообщил, что, по сведениям, полученным от его коллег из разных источников в Тбилиси, причиной отказа стало посещение журналистом Абхазии в 2020 году, куда он отправился в командировку. Журналист пересек границу не в соответствии с требованиями грузинского законодательства.

В 2018 году российский журналист свободно побывал в Грузии после рабочей поездки в Абхазию и Южную Осетию, и у него не было никаких трудностей на границе в аэропорту Тбилиси. Об этом Илья Азар делился в интервью нашему изданию.

Илья Азар: российская журналистика движется в неправильном направлении.

Азар подтвердил, что нарушил действующее законодательство, однако подчеркнул, что «журналист, учитывая особенности своей профессии, часто вынужден быстро находиться на месте событий и не всегда может позволить себе, например, затратить двое и более суток на поездку в Крым через Украину, когда речь идет о срочной теме, вместо нескольких часов прямого рейса из Москвы». Кроме того, он добавил, что, по его мнению, Грузия также должна быть заинтересована в получении объективной информации от либеральных средств массовой информации из этих регионов.

Как позже отметил Илья Азар в своих социальных сетях, закон «Об оккупированных территориях» в основном применяется к профессиональным журналистам, которые вынуждены «саморазоблачаться» в своих публикациях. Он также указал, что публичные личности, благодаря своим «полезным связям», нередко получают исключения, как это произошло в случае с Львом Лещенко.

(Не)работающий закон?

В грузинских средствах массовой информации все чаще сообщается о том, что российские публичные фигуры без препятствий посещают страну, нарушая закон «Об оккупированных территориях». Одним из самых заметных нарушителей этого законодательства стал экс-мэр Москвы Юрий Лужков, который вместе с супругой побывал в Грузии в мае 2017 года.

На вопрос о том, каким образом Лужков, который в период своего мэрства в Москве посещал как Южную Осетию, так и Абхазию, смог беспрепятственно приехать в Грузию, представители грузинского МВД ответили, что в его паспорте отсутствовали записи о поездках в эти самопровозглашенные регионы. Также не было никаких данных в соответствующей базе, созданной после принятия закона об оккупированных территориях.

Следственные действия против Лужкова тогда не были инициированы из-за истечения срока давности, поскольку с момента его визита в Абхазию и Южную Осетию прошло более шести лет. В МВД также заверили, что экс-мэр будет добавлен в перечень нежелательных лиц и лишится возможности въезда в Грузию.

Кроме Лужкова, в обход закона «Об оккупированных территориях» Грузию также посетил французский актер с российским гражданством Жерар Депардье, который стал известен в Грузии благодаря своей позиции относительно правового статуса Абхазии.

В 2013 году Депардье приехал в Абхазию, что стало нарушением грузинского законодательства о оккупированных территориях, которое запрещает въезд в этот регион без согласия Тбилиси.

Прибытие актера стало темой активного обсуждения в региональных СМИ. В интернете также можно было найти множество фотографий и видеороликов с его участием в Гаграх и Сухуми.

Жерар Депардье примет участие в грузинском кино: что вызывает недоумение?

Конечно!

Тбилиси в то время упрекнул французского актера в нарушении закона «об оккупированных территориях». Однако в октябре 2013 года Депардье, направляясь из Астаны в Баку, ненадолго заглянул в столицу Грузии. Он провел время в компании грузинских друзей, прогуливаясь по городу и наслаждаясь местными блюдами и винами. При пересечении границы у него не возникло никаких проблем.

В то время начальник пресс-службы МВД Грузии Нино Гиоргобиани сообщила, что в паспорте Депардье отсутствовал штамп, подтверждающий его поездку в Абхазию.

«Таким образом, пограничники не имели оснований для его остановки на границе Грузии. Для этого необходим был документ, который подтверждал бы его пребывание на территории Абхазии. Однако его паспорт не содержал никаких отметок», — отметили в МВД Грузии.

В последние годы в грузинском обществе все больше обсуждается недостатки реализации закона «Об оккупированных территориях». Многие считают, что основная проблема заключается в избирательности его применения.Конечно! Конечно!

Related posts