JmbdQC4gFqL4oyozETZf9MP1CV3iwJAD политика featured, Ангела Меркель, барак обама, Владимир Путин, Дело Скрипаля, Джо Байден, Дональд Трамп, Донбасс, Крым, Навальный, новичок, санкции, Эмманюэль Макрон

Санкционное оцепление. Или как Москва погружалась в изоляцию

Джо Байден обещает вселить страх в Кремль. Пытаясь спрогнозировать, что ждет мир с избранием в США нового президента, обозреватель CNN Ник Робертсон, вероятно, не ушел далеко от истины. В мировых СМИ активно обсуждают, какой будет внешняя политика преемника непредсказуемого Дональда Трампа. Многие аналитики сходятся во мнении: Байден не только сблизит позиции с Европой, но и усилит антироссийскую риторику. А ведь во многом именно от курса флагмана западной цивилизации зависит, останется ли Москва изгоем для всей Евроатлантики.

Не право сильного, а сила права. К XXI веку человечество, кажется, определилось с общими правилами игры, делающими мир безопаснее. Страны Запада, как адепты демократии, делают выбор в пользу правовых, а не силовых методов решения спорных вопросов. И это вовсе не из слабости – альянс НАТО, объединивший северную Атлантику, остается самым мощным военным блоком в мире. Тем не менее, Запад призывает конвертировать силу в чувство ответственности.

Без попытки №5

Байден выведет антироссийские санкции на качественно новый уровень. Мировые СМИ предсказывают ухудшение отношений Москвы с Западом после смены администрации в Белом доме. И не то чтобы при бизнесмене Трампе наблюдалась политическая оттепель, просто новый президент-демократ может проявить больше принципиальности и преданности идеям.

Стоит отметить, что в свое время Байден был свидетелем попыток Белого дома «перезагрузить» отношения с Кремлем. Именно в его бытность вице-президентом в администрации Обамы Вашингтон и Москва вместе нажимали красную кнопку, но не ту, что задействует ядерные арсеналы, а другую – призванную очистить политический кэш. И сегодня тот опыт, вероятно, только помешает новому лидеру Америки с оптимизмом выстраивать свои отношения с Россией.

Джо Байден станет четвертым главой Белого дома за время эпохи Путина. И все его предшественники так или иначе пытались реабилитировать куражный диалог времен Клинтона-Ельцина.

«Я абсолютный демократ»: Путин в цитатах

В 2001 году на тот момент новый президент США Джордж Буш-младший «посмотрел в глаза» новому президенту России Владимиру Путину и «заглянул ему в душу». Потом была война в Грузии.

В 2009-м новый президент Барак Обама предложил «перезагрузку» уже протеже Путина Медведеву, а в 2012-м, когда Владимир Владимирович запланировано возвращался в Кремль, через Дмитрия Анатольевича Обама передал тому слова: «Я буду более гибким». В Москве слово «гибкость», очевидно, истолковали как «прогиб». Потом был Крым и война в Донбассе.

Следующий глава Белого дома, в победе на выборах которого усматривали российский след, открыто восхищался Путиным, называя его «шахматистом мирового класса». Трамп назначил ответственным за внешнюю политику Рекса Тиллерсона – человека, много лет проработавшего в Москве, и хотел вернуть Россию в G7, против чего выступали другие члены элитного клуба. Но и 45-му президенту США не удалось выровнять кривую отношений с Москвой. Кроме самоуправства на постсоветском поле, которое Кремль считает своим «задним двором», российское присутствие все отчетливее стало проявляться в других уголках планеты – от Сирии, до Центральноафриканской республики.

Что же касается Байдена, судя по его настрою, он не намерен ни заглядывать Путину в глаза, ни проявлять в его отношении гибкости. Кандидат-демократ в ходе предвыборной кампании говорил, что Москва не хочет его избрания президентом США:

«Потому что они знают, что я их знаю, а они знают меня»

В ходе избирательной гонки Байден называл своего соперника Трампа «щенком Путина», и негодовал, почему этот «щенок» никак не реагирует на то, что Россия платит террористам за головы американских солдат в Афганистане. В Кремле от таких обвинений открещивались в похожем ключе: «Может это прозвучит грубо, но это на 100% чушь собачья. Это недипломатично, но это чушь собачья».

Так или иначе, но, как отмечает The New York Times, «судя по первым признакам, российский лидер готовится к крайне враждебным отношениям со следующим президентом США».

Политика сдержек и противовесов

В отличие от США, где внешний курс через свой Госдеп почти единолично определяет президент, европейские партнеры Штатов долго и не всегда с успехом согласовывают общую позицию по ключевым геополитическим пунктам. Тем не менее, объединенная Европа не раз останавливала Москву, когда та пересекала красные линии.

Лидеры Старого Света – в первую очередь ее локомотивы Германия и Франция – всякий раз демонстрируют приверженность общим западным ценностям. Но в глазах Кремля это скорее слабость, чем сила. Российские скрепы выглядят брутальнее идеалов свободы и толерантности. И европейским лидерам приходится с этим считаться.

На последних президентских выборах главным соперником еврофила и атлантиста Эмманюэля Макрона стала лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, признающая референдум в Крыму и выступающая против антироссийских санкций. В первом туре их разделяли всего 3%.

Макрон, конечно, видит запрос правой аудитории и в пределах этики корректирует свою политику. Предложенная им концепция просвещенного ислама и критика в адрес радикалов в целом отвечают тенденции отката от идей глобализма. Конечно, глава Елисейского дворца даже в мыслях не мог бы произнести, что радикалов будет «мочить в сортире». Но не так давно Макрон, много критикующий Москву, сказал, что без доверительных связей с Россией невозможно гарантировать стабильность в Европе.

Люк Хардинг: соседи России должны жить в ожидании агрессии

«Мы должны продолжить разговаривать друг с другом». Это уже цитата другого политика – западного лидера с самым богатым опытом отношений с Россией. Канцлер ФРГ Ангела Меркель считает, что Москва остается важным стратегическим игроком на планете. И это несмотря на то, что, по ее мнению, «дезинформационные кампании и гибридные войны являются частью модели поведения России».

Велико влияние России и на саму Германию. Несмотря на многочисленные призывы отказаться от проекта строительства газопровода «Северный поток-2», Меркель пока поддерживает его. Как пишет Deutsche Welle, в том числе и потому, что не может позволить себе поддаться давлению из США: Трамп до последнего требовал остановить проект.

Помимо энергетических рычагов, как и во Франции, в ФРГ Кремль использует и идеологические. На последних выборах в Бундестаг ультраправая партия «Альтернатива для Германии» получила 94 мандата, став третьей силой в парламенте. Антимигрантская АдГ наиболее популярна в восточных землях ФРГ, т. е. в бывшей ГДР. И да, она тоже выступает за отмену антироссийских санкций, поддерживая Москву в таких вопросах, как война в Украине или операция в Сирии.

Так или иначе симпатизируют России и лично Путину многие другие евроскептики, популисты и политики правого толка. В лагере лоялистов оказались некоторые лидеры ЕС. К примеру, венгерский премьер Виктор Орбан, считающий «неразумными» санкции в отношении Кремля и, таким образом, вносящий раскол в ряды Содружества.

Для объединенной Европы консенсус по вопросу антироссийских санкций критически важен. Экономическое и финансовое сдерживание Кремля показало свою эффективность. И вполне предсказуемо, что для обуздания российской экспансии западная цивилизация предпочитает задействовать экономические механизмы ЕС, а не военные НАТО.

Под защитой санкций

Некоторые историки склонны начинать отсчет санкционной политики Запада в отношении России с 1137 года. Тогда были запрещены поставки продовольствия из Европы в Новгородскую республику. Если отмотать историю не так далеко, то можно вспомнить американские ограничения на торговлю с СССР 1974 года – знаменитую поправку Джексона-Вэника.

Отменили ее только в 2012 году, т. е. уже в эпоху путинской стагнации. Но санкционный станок продолжил работу: закон, отменявший поправки, одновременно задействовал персональные ограничения в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека – тот самый «список Магнитского».

Крымский пакет

Самый мощный санкционный удар по России последовал за аннексией Крыма и началом войны в Донбассе в 2014 году. Политические и экономические ограничения ввели США, Евросоюз и многие другие страны.

Санкции стали одной из главных причин финансового кризиса в России и девальвации рубля. Их общий негативный эффект на приток капитала за первые три года оценивается примерно в 280 млрд долларов. А по мнению аналитиков Bloomberg, только с 2014 по 2018 год Россия лишилась почти 6% своего ВВП.

Помимо прямого влияния на экономику, есть и т. н. дополнительные эффекты, в виде роста «токсичности российского бизнеса» для всего мира и утечки мозгов. Экономист Сергей Гуриев с самого начала предупреждал: санкции ударят по налогоплательщикам. Что называется: «денег нет, но вы держитесь». При этом он считает, что санкции – «это не катастрофическое развитие событий, но достаточно существенный удар по российской экономике».

Ответный удар Москвы, стоит признать, нанес вред и ей самой. Россия ввела эмбарго на продукцию западных стран. И не многого добилась. Для ЕС реальный ущерб оказался небольшим – на это указывает тот факт, что на ликвидацию последствий эмбарго Брюссель выделил незначительную сумму, большая часть которой оказалась невостребованной. Так, на компенсации фермерам выделили 125 млн евро. Но на ноябрь 2014 года из этой суммы потратили лишь около 37 млн.

Для самой России эмбарго проявилось не только в отсутствии пармезана на прилавках магазинов. Решение Кремля значительно увеличило цены на продукты питания, сократило производство продовольствия и даже привело к злоупотреблению дешевыми заменителями цельного молока в сырных продуктах. Пальмовое масло и сухое молоко сказали политике импортозамещения «спасибо».

«Крымские» санкции, тем временем, возымели не только экономический эффект. Они продемонстрировали, что условный «западный мир» не просто не приемлет силового перекраивания границ в Европе, но и способен в нужный момент консолидироваться. К США и ЕС присоединились Канада, Австралия, Япония и многие другие страны, в том числе Грузия.

Ограничения предусматривали замораживание активов и визовые ограничения для лиц, включенных в «черные списки». Это как россияне, так и граждане Украины из Крыма и Донбасса. Компаниям самих стран, наложивших санкции, запрещалось поддерживать деловые отношения с лицами и фирмами, включенными в списки.

Первый «Новичок»

4 марта 2018 года в британском городе Солсбери были отравлены бывший сотрудник ГРУ (Главное разведывательное управление РФ) Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Злоумышленники использовали боевое отравляющее вещество класса «Новичок», разработанное во времена СССР. Позже британские спецслужбы назвали имена двух подозреваемых россиян – офицеров ГРУ, признавшихся лишь в том, что ездили в Солсбери посмотреть на знаменитый шпиль.

В причастности к покушению Лондон открыто обвинил Москву, заявив, что она нарушила Конвенцию о запрещении химического оружия. Более того, министр безопасности Бен Уоллес возложил ответственность за инцидент лично на Путина. Россия обвинения отвергла, назвав отравление провокацией, которая могла быть организована спецслужбами самой Великобритании или Соединенных Штатов.

Разразился дипломатический скандал: Лондон выслал 23 российских дипломата. Большинство стран Евросоюза, а также США, Канада, Австралия и другие из солидарности предприняли аналогичные шаги. Грузия тоже присоединилась, выслав одного сотрудника секции интересов РФ при посольстве Швейцарии. Россия же ответила симметрично – выдворила 23 сотрудников британского посольства в Москве и далее по списку – персонами нон грата были объявлены ровно столько иностранных дипломатов, сколько россиян были вынуждены вернуться на родину.

Но помимо выдворения граждан РФ, Евросоюз и США ввели персональные санкции в отношении причастных к отравлению. Попали в список и Александр Петров с Русланом Бошировым – те самые подозреваемые в покушении на Скрипалей. Правда, это их сценические псевдонимы. Как выяснилось позже, Петров – это военный врач и полковник ГРУ Александр Мишкин. Его партнер по тур-поездке – полковник ГРУ и герой России Анатолий Чепига.

«Новичок» Навального

О санкциях в ответ на применение «Новичка» на Западе заговорили снова спустя два года. Отравление лидера российской оппозиции Алексея Навального произошло в Томске, но лечили его врачи берлинской клиники «Шарите».

Позже лаборатория Бундесвера установила, что против Навального использовали именно «Новичок». А Организация по запрещению химического оружия подтвердила эту версию.

В том, что за отравлением стоят российские власти, на Западе, кажется, мало кто сомневается. Как считают в ЕС, это стало возможно «только с согласия администрации президента» и при участии ФСБ. Евросоюз, к которому присоединились другие европейские страны, в том числе Грузия, призвал Москву сотрудничать с ОЗХО и «обеспечить беспристрастное международное расследование».

«Путин скормил Макрону полнейшую чушь о Навальном»

Москва не только исключила свою причастность к отравлению, но и намекает на чужую. В телефонном разговоре с Макроном Путин назвал обвинения «голословными». Но это только часть официального коммюнике. Источники же газеты Le Monde выяснили, что еще Путин назвал Навального «простым баламутом в интернете», который сам принял «Новичок». Дескать – попытка дискредитировать Россию. Говорят, эти слова привели президента Франции в ярость.

«Путин скормил Макрону полнейшую чушь о Навальном, самостоятельно принимающем смертельное отравляющее вещество, которое можно найти только в строго охраняемых российских военных хранилищах. Мы понимаем, что такие дурацкие, сбивающие с толку и часто противоречивые вещи Путин говорит в такого рода ситуациях у себя дома, но сказать такое президенту Франции?.. Макрон считает, что нельзя врать президенту Франции, как какому-то русскому крестьянину», — привел Business Insider цитату источника во французских спецслужбах.

Санкции имени Навального: беспрецедентный ответ ЕС

Как и в случае с отравлением Скрипалей, Запад вновь не ограничился словами. 15 октября «за использование химического оружия для попытки убийства Алексея Навального», Евросоюз ввел санкции против директора ФСБ Александра Бортникова и пяти других высокопоставленных чиновников и силовиков. Ограничения коснулись и НИИ органической химии и технологии, который занимался разработкой «Новичка».

США санкции не ввели, но пообещали: если окажется, что власти РФ причастны к покушению, это отразится на российско-американских отношениях. В Госдепе, к примеру, сказали, что Вашингтон может принять меры, «на фоне которых померкнет реакция американского общества на российское вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году».

Трамп, впрочем, успел выразить только свое беспокойство. Но пока он был увлечен своей предвыборной кампанией, группа конгрессменов предложила ввести свои санкции имени Навального. Шесть сенаторов подготовили законопроект, предусматривающий заморозку активов и отмену виз дли лиц, причастных к инциденту. Документ также призывает активизировать контакты с Германией, чтобы убедить ее отказаться от «Северного потока-2».

В том, что США присоединятся к санкционному ответу Европы на отравление Навального, сомневаться не приходится. Если этого не сделает Трамп, то непременно сделает Байден – поборник сплоченной Евроатлантики. Избранный глава Белого дома ранее раскритиковал действующего президента за молчание, «равносильное соучастию». Байден также выразил уверенность, что ответственность за «возмутительное и наглое покушение» лежит именно на «российском режиме», который настолько параноидален, что не желает терпеть никакой критики или инакомыслия.

Примечательно, что в отличие от многих мировых лидеров, президент России не стал поздравлять Байдена с победой на выборах. А вот Навальный поздравил, заявив, что американцы выбрали новую власть на основе свободного и честного голосования: «Это привилегия, которая доступна не всем странам».

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика