kejkejkets интервью featured, Грузия, Давид Залкалиани, Залкалиани-Лавров, зураб абашидзе, Россия, Сергей Лавров

Абашидзе: иллюзий не было до встречи, нет и сейчас

Встреча глав МИД Грузии и России на полях Генассамблеи ООН стала неожиданностью для грузинской общественности. Это первый подобный формат с 2008 года. Чего ожидать в отношениях между Тбилиси и Москвой - на вопросы СОВЫ ответил специальный представитель премьер-министра по отношениям с Россией Зураб Абашидзе.

-Когда Грузия и Россия начали готовить встречу глав МИД двух стран, и кто был инициатором?

Грузинская делегация работала в интенсивном режиме в эти дни в Нью-Йорке. На высоком уровне обсуждались сложные темы, связанные с оккупированными регионами, так называемой бордеризацией, вопросом деоккупации. Встречи проводились с нашими международными партнерами. На одной из подобных встреч с нашими западными партнерами было высказано пожелание, рекомендация, что было бы целесообразно иметь коммуникацию с российской стороной. То есть по инициативе наших швейцарских друзей была организована подобная встреча министров иностранных дел. Наша делегация проводила консультации по этому поводу до самой встречи с западными партнерами Тбилиси. И вот встреча состоялась на уровне министров, и обсуждались прежде всего те вопросы, которые я уже упоминал выше.

-Мы постоянно слышим от западных партнеров о необходимости диалога между Грузией и Россией. Почему именно сейчас созрели стороны, спустя одиннадцать лет после августовской войны?

Да, вы правы, наши партнеры, в принципе, поддерживают саму идею диалога. Этот диалог мы ведем с 2009 года, создан формат Женевских дискуссий, с 2012 года действует так называемый Пражский формат, в рамках которого мы обсуждаем вопросы более практического характера. Так что я не могу сказать, что все эти годы диалога не было. Но сейчас состоялась встреча на более высоком уровне. Я думаю, что в определенной степени это важное событие. Другое дело, какие результаты встреча принесет. Не ожидания, что случится прорыв. Иллюзий не было и до встречи. Нет и сейчас. Это процесс. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы снизить напряженность прежде всего у линии оккупации, облегчить жизнь людям, проживающим там, остановить этот процесс. Важно также способствовать тому, чтобы за Женевой последовали конкретные шаги. Обо всем этом и беседовали господин Залкалиани и Лавров.

-Значит ли, что эта встреча ради встречи, если изменений политики Москвы ожидать не приходится. Может, стоит ожидать встречи Зурабишвили-Путина в будущем?

Я не говорил, что это встреча ради встречи. Я сказал, что одна встреча не даст прорыва. Ситуация очень сложная. В 2008 году мы оказались в тупике. Наши отношения были прерваны. Россия признала независимость грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии. Найти выход из этого положения очень сложно. Но диалог необходимо вести. Мы всегда об этом говорили. Мы поддерживаем идею встреч на высоких уровнях, но при понимании того, что на этих встречах будут обсуждать сложные, актуальные вопросы наших взаимоотношений.

Что касается возможности встречи на уровне президентов, сегодня разговор этого не касался. Подобная подготовка сейчас точно не ведется.

-Были ли на встрече другие стороны, посредники или эта встреча велась тет-а-тет?

Нет, эта встреча была организована швейцарской стороной. Насколько мне известно, они присутствовали в начале встречи. Более детально об этом расскажет наша делегация по возвращении.

Сейчас мы готовимся к Женеве, которая пройдет в первой половине октября. Важно, чтобы на этой встрече случился хоть какой-то шаг вперед. Есть и пражский формат, в котором есть определенные изменения в связи с новой должностью господина Карасина. Посмотрим….

-Почему грузинская общественность узнала о встрече Залкалиани-Лаврова от российской стороны, почему нет совместного фото, что случилось?

Это было не так. Подобные встречи проходят в штаб-квартире ООН довольно часто. Это принятая практика, когда стороны встречаются импровизированно. Мы видели, как встретились президенты Армении и Азербайджана. У них тоже нет дипломатических отношений. Мы видели президента Зеленского с Лавровым. А глава грузинского МИД уже говорил о том, что инициатива последовала от его швейцарского коллеги. Об этом было заявлено нашим министром, что обсуждается возможность подобной коммуникации. Поэтому мы ничего не скрывали.

За день до встречи глава российского МИДа Сергей Лавров озвучил привычные послания в адрес Тбилиси. Речь шла о НАТО и неприемлемости интеграции Грузии в Альянс. Это было символично для вас?

Он коснулся вопроса отношений России и НАТО. Грузия в эти отношения никак не вовлечена. У нас есть свой выбор и стратегическая линия по сотрудничеству с НАТО и ЕС. Он также затронул вопрос возобновления прямого авиасообщения с Грузией и высказал свое мнение по данному вопросу. Он заявил, что поддержал бы идею восстановления рейсов. Я бы со своей стороны отметил, что запрет прямых авиаперелетов случился именно по инициативе России. Тогда мы дали этому соответствующую оценку. Если будет принято решение о восстановлении, мы будем считать, что это шаг в правильном направлении, и будем ждать решения.

-Сейчас очень много спекуляций на тему нейтралитета. Допускаете ли вы возможность, что правительство «Грузинской мечты» откажется от своей евроатлантической интеграции?

Этот вопрос нигде не обсуждается и не обсуждался никогда.

 

Марта Ардашелия

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => интервью