Неофициальная предвыборная кампания в Абхазии началась за полгода до намеченной даты президентских выборов, которые запланированы на март следующего года. Возможно, это не совсем преждевременный старт, поскольку правительство страны рассматривает возможность переноса выборов на более ранний срок. Конституция Абхазии допускает проведение внеочередных выборов в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в случае смерти или отставки президента. К счастью, сейчас нет никаких чрезвычайных обстоятельств, оппозиция не угрожает власти, и остается лишь один вариант — досрочная отставка Аслана Бжания с поста президента. Согласно статье 65 Конституции, "Президент Республики Абхазия может в любой момент подать в отставку. Вопрос об отставке рассматривается Парламентом Республики Абхазия, а решение принимается квалифицированным большинством голосов".
Однако в данной ситуации наблюдается определенная нелогичность: уходить в отставку ради того, чтобы участвовать в новых выборах? Тем не менее, текущему руководству страны нелогичность поступков никогда не вызывала особых сомнений. Их больше беспокоит другой вопрос: кому передать административные ресурсы, без которых Аслану Бжания невозможно победить на выборах. Если президент решит уйти, его полномочия на предвыборный период до вступления в новый срок нового президента перейдут к вице-президенту Бадре Гумба.
И это проблема, потому как Аслан Бжания понимает, что преданность вице-президента может в любой момент измениться, и не исключено, что он выберет себе другого хозяина. Так случается даже с волшебными палочками, что уж говорить о простых смертных. Поэтому над решением и формулировкой, ломают голову "мозговые центры" и не только сухумского дворца на набережной Махаджиров.
Пока кто-то шевелит извилинами, Аслан Бжания радостно путешествует по России (вместе с вице-президентом) и создает видимость полного благополучия в стране, в которой было бы еще лучше, если бы ему не мешали оппозиционные и неправительственные организации, некоторые депутаты парламента. В борьбе с ними он достаточно успешно разыграл карту антироссийских настроений, тем самым открыв себе доступ к различным схемам по выводу земли из собственности Абхазии.
Ситуация с небольшой группой независимых журналистов выглядит гораздо сложнее: им закрыли доступ к информации, лишили финансовой поддержки, а также подвергли преследованию со стороны анонимов различного рода, вплоть до тщательной проверки личных счетов. Однако они не собираются сдаваться. Президент попытался ужесточить наказания за выражение мнений, приравняв их к клевете, но не смог собрать достаточное количество голосов в парламенте. Если бы аналитические центры внимательно изучили текущую обстановку, они бы поняли, что количество независимых журналистов настолько незначительно, что они не представляют реальной угрозы для власти. Более того, их присутствие создает видимость свободы слова в стране и позволяет недовольным гражданам высказывать свои протесты.
В сущности, остаётся лишь обеспечить гарантии верности вице-спикера Бадры Гумба, и именно этим занимается Аслан Бжания.
Но вернусь к предвыборной кампании. Аслан Бжания ведет ее, внушая тезис о благополучии, которое обрушилось на страну с его приходом. Об этом намедни он сообщил армянскому изданию "Новый ковчег". Признаюсь, что после прочтения интервью Аслана Бжания у меня возникло ощущение, что речь идет не об Абхазии, а о какой-то другой стране. Столько комсомольского задора и оптимизма я давно не видела ни у одного политика, даже в странах, где нет проблем с водой и светом, а пенсионеры получают намного больше, чем 3 тысяч рублей, с высоким уровнем образования и медицины и так далее. И вот мне подумалось: может, Аслан Бжания попутал Абхазию с другой страной? Ну не может же быть, что он действительно настолько не владеет ситуаций? И это даже с учетом того, что он редко бывает в Абхазии, а если бывает, то за заборами либо своего офиса, либо резиденции.
Заглавие интервью, достойное внимания: Мое счастье заключается в том, что у меня есть шанс улучшить жизнь людей в Абхазии. Так говорит Аслан Бжания о своём главном счастье, которое, по непонятным причинам, абхазское общество не замечает и не оценивает. Однако президент страны говорит об успехах так, будто его слова останутся незамеченными.
В центре внимания оказывается излюбленная тема Бжания — перевыполнение бюджета. Президент с гордостью сообщает, что "доходная часть государственного бюджета Республики Абхазия увеличилась более чем на 120%. Это дало нам возможность справиться с рядом социальных и экономических задач".
Что за задачи - непонятно, и почему это перевыполнение бюджета не почувствовали на себе граждане и жители Абхазии, почему при таких успехах упал уровень жизни простых людей? Ответы на эти вопросы есть, и их можно найти в официальном документе - в проверке Контрольной палаты всех без исключения районов Абхазии. Диагноз специалистов в ответ на бахвальство Аслана Бжания (особо подчеркну, что не оппозиционных и не имеющих отношения к НПО) - "низкий уровень планирования, в результате чего искусственно завышен процент исполнения доходной части бюджета, а также установлен низкий уровень администрирования доходов".
Однако на этом история не заканчивается. Аслан Бжания делится информацией о снижении уровня преступности, но у меня складывается впечатление, что наш президент либо забыл о коррупции, либо за последние пять лет перестал воспринимать её как преступление, так же как и нецелевое использование бюджетных средств и резервных фондов. Известная всем история с высоковольтной линией "Ачгуара", которая после "успешного" ремонта требует новой реконструкции, а виновные так и не понесли наказания, говорит сама за себя. Коррупционные схемы явно прослеживаются во всех "инвестиционных" инициативах, поддерживаемых президентом. На прошедших выходных Белорусский расследовательский центр опубликовал интересные факты о одном из инвестиционных проектов, находившемся под контролем Бжания. Судьба 20 гектаров прибрежной земли в Абхазии, переданных близким к Лукашенко людям, ничем не отличается от схем, когда-то проводимых бывшим губернатором Краснодарского края Ткачевым. О каких 15 миллиардах инвестиций может идти речь, если на самом деле речь идет лишь о строительстве забора вокруг территории, которая ожидает своей перепродажи по выгодной цене?
Я не стану касаться рассказа Бжания о том, как улучшилась военная безопасность страны, чтобы не раскрыть случайно какие-либо секреты. Однако отмечу, что всем известны специальные автомобили для работников Министерства обороны, которые, безусловно, представляют собой важный элемент оборонных нужд.
После того как Вооруженные силы Абхазии обеспечили полную боеготовность для отражения возможных угроз, Аслан Бжания переключился на программу льготного кредитования. Похоже, что он считает эту инициативу, запущенную еще до его вступления в должность, своим личным успехом. Однако, лучше бы он воздержался от упоминания об этом, поскольку данная программа, предоставляемая российскими банками малому и среднему бизнесу в Абхазии, при его правлении стала инструментом коррупции. По всей видимости, президент не в курсе, что в местных СМИ появилась информация о том, что некоторые абхазские чиновники и депутаты парламента, не имеющие права заниматься предпринимательской деятельностью, получили одобрение на льготные кредиты. Неясно, стоит ли ему гордиться своим кураторством этой программы или, как президенту, разумнее было бы дистанцироваться от нее. Впрочем, это не имеет большого значения, ведь наша прокуратура игнорирует коррупционные схемы даже на самом верхнем уровне и боится смотреть в сторону руководства страны, где ситуация действительно запущена.
Но самой главной своей заслугой Аслан Бжания считает "привлечение инвестиций". Попробуем опять обратиться к официальной статистике. В структуре собственных доходов результаты бурной инвестиционной деятельности, которой так гордится наш президент, совершенно не прослеживаются. Страна по-прежнему "в долгах, как в шелках" - внутренние и внешние долги сопоставимы с собственными доходами, основные доходы страны, как и прежде, составляет тот самый НДС, который Бжания обещал отменить пять лет назад (почти 70 %) и таможенная пошлина (более 20 %).
Вернусь к началу своего размышления — к задумке о переносе даты президентских выборов. Вопрос, который возникает, таков: зачем успешному президенту Аслану Бжания, у которого, казалось бы, все идет прекрасно, подавать в отставку и изменять сроки выборов? Дело в том, что в январе Абхазия столкнется с серьезными проблемами. Энергетический кризис, о котором Аслан Бжания не упомянул в своем интервью, по-прежнему актуален. Грузинские энергетики, хоть и обещали абхазскому президенту поддержку в поставках электроэнергии, выполняют свои обязательства, но молчат о том, что уровень воды в водохранилище уже достиг критической отметки. В Грузии приближаются выборы, и власти могут измениться, поэтому Бжания спешит действовать. В противном случае финансовые средства, предназначенные для его выборной кампании, могут уйти на оплату электричества, поставляемого из России. Проведение выборов в условиях отсутствия света и воды — это заведомо провальная стратегия, которая не оставляет Бжания шансов на успех в выборах 2025 года.