Старинная ингушская башня, расположенная в Дошхакле. Снимок сделан в 1956 году. Хранится в архиве Джейрахско-Ассинского музея-заповедника.
Группа исследователей проанализировала генетический материал 131 человека и сделала интересные открытия. Они обнаружили, что в VI тысячелетии до нашей эры в этот регион пришли фермеры из северной части Месопотамии, что привело к значительным генетическим взаимодействиям. Охотники-собиратели южного происхождения разделились на две отдельные группы: одна направилась на север, за Кавказские горы, где объединилась с местной северной популяцией, а другая смешалась с прибывшими земледельцами из Месопотамии.
В IV и V тысячелетиях до нашей эры в речных долинах северопонтийской степи существовали культуры медного века, возводившие земляные курганы. Эти сообщества мигрировали с южных территорий и взаимодействовали с племенами, обитавшими как на севере, так и на юге Кавказа. Данное взаимодействие способствовало формированию майкопской культуры бронзового века, отличавшейся высоким уровнем развития.
Археологи обнаружили свидетельства передовых методов управления животноводческими стадами, применения колесных повозок для транспортировки, а также ранних попыток одомашнить лошадей и производства долговечных продуктов, таких как сыр. Исследователи подчеркнули, что образ жизни людей этой культуры был адаптирован к мобильной, кочевой экономике, которая идеально соответствовала обширным пастбищам Евразии.
На грани III тысячелетия до нашей эры возникло полностью кочевое скотоводство. Этот образ жизни практиковали общности, ассоциированные с ямной археологической культурой, которая охватила степные территории вплоть до Монголии и Карпат. В тот же период группы Кавказа начали миграцию на юг: носители куро-араксской культуры из Грузии переместились в Восточную Анатолию, Левант и Иран.
Антропологи выяснили, что степное и кавказское население различалось в социальной структуре. Оседлые древние жители Кавказа имели более высокий уровень кровного родства и тесных связей, которые были похоронены в одном или близлежащих курганов. У степняков таких связей было гораздо меньше.
В начале II тысячелетия до н.э. произошло еще одно значимое взаимодействие между этими общностями. В результате засух степи опустели, и люди начали мигрировать на Кавказ, где они адаптировались к оседлому образу жизни, характерному для горных регионов. Ученые считают, что этот период стал основой для формирования культурных и генетических характеристик современных народов Северного Кавказа.