Журналист "Российской газеты" погрузился в богатую историю Грузии.


Политическая осень в Грузии наступила в период наибольших испытаний для радикальной оппозиции. Избиратели выказывают усталость.

"Уже действительно все это начинает утомлять," - произносит Тимур, мой попутчик в вагоне скоростного поезда, направляющемся из Тбилиси в Зугдиди. - "Уже вторую неделю одно и то же: выборы, проценты, похищенные голоса. Неужели нет ничего нового? Если бы ты был моим соседом, я бы каждое утро орал тебе в окно про эти бюллетени, а тогда..." Тимур на мгновение замер в размышлениях. И что тогда? Позволяю себе добавить: ты потеряешь голос, а у меня начнется нервное истощение. В итоге оба будем говорить только о бюллетенях.

Засмеялись даже наши соседи по вагону. Хотя вроде и не участвовали в нашей беседе. Но это же Грузия, всем до всего есть дело. Могут в любой момент вклиниться в беседу, и сразу на "ты".

Теперь о кратком моменте политического единства. Заядлые противники — как правительство, так и оппозиция — единодушно поздравляют Дональда Трампа с его победой. В этом хоре сложно выделить что-то необычное. Однако один человек все же сумел привлечь внимание: Михаил Саакашвили, находясь в больничной палате с решетками на окнах, поделился интересной историей. Однажды Трамп позвонил ему и сказал: "Миша, я собираюсь баллотироваться в президенты. Как считаешь, есть ли у меня шансы? В Америке во мне не очень верят". И что же вы думаете? Саакашвили решил поддержать Трампа и ответил: "Иди, я в тебя верю".

Если думаете, что я вам несмешные политические анекдоты пересказываю, то напрасно. Заметки из больницы от Саакашвили перепечатывают даже серьезные грузинские каналы. Как ему Трамп в больницу дозвонился? Так это не сейчас было, а 10 лет назад.

"Этот Саакашвили, конечно, не слишком умный, - с недовольством замечает житель Гори Георгий. - В нашем городе раньше был замечательный бюст Сталина в центре. Он никому не мешал. Я даже специально сфотографировал его на телефон. Когда Саакашвили был у власти, он распорядился его убрать. Теперь наш товарищ Сталин лежит лицом в грязи на одном из заводов. Я тоже это запечатлел для истории. Посмотри, посмотри. Разве нормальный человек такое может придумать?"

Ах да, я до Зугдиди не доехал. Вышел в Гори. Мне тоже поднадоели митинги в Тбилиси. Стали какими-то неинтересными: рутина. Захотелось в провинцию, ближе к простому народу. И вообще, почему все говорят только про позицию и оппозицию, а где тут у вас коммунисты? Почему о них молчат?

Совершенно серьезно: я много слышал положительного о них. Они выступают за мирное сосуществование Грузии и России и стремятся к восстановлению дипломатических отношений между странами.

Где их найти? В Гори езжай, посоветовали грузины. Там, наверное, 7 ноября они к памятнику Сталина цветы будут возлагать. А еще там проспект Сталина в самом центре. Там его отчий дом, музей, памятник и даже любимый вагон.

Если уж и вагон, то я отправляюсь в путь...

Путешествую около 90 километров на северо-запад, и всего через час на поезде я оказываюсь на проспекте Сталина. Хочу прояснить: я совсем не сторонник сталинизма, но история для меня – настоящая страсть. Больше всего мне нравится представлять, как жили выдающиеся личности прошлого (тиранов, лидеров, кумиров – выбирайте сами). Сын сапожника из забытого грузинского уголка стал фигурой, с которой считались на международной арене. Разве это не удивительный феномен? Как он жил здесь, что его окружало, в каких условиях прошло его босоногое детство?

Основные моменты. Музей Сталина произвел на меня глубокое впечатление: время, проведенное здесь, пролетает незаметно. Знаменитый вагон Сталина все еще на своем месте, как и его родной дом.

Однако коммунистов мне не довелось встретить.

Мне рассказали, что за любую демонстрацию символов советского периода грозит огромный штраф, а при повторном нарушении - 15 суток ареста. Но как же коммунистам обойтись без серпа и молота?

Да, и 7 ноября в Грузии будний день. В ноябре только один праздник: День святого Георгия Победоносца. Но это 23 ноября, до него еще дожить надо.

Related posts