Основываясь на интервью с вынужденными переселенцами из Нагорного Карабаха, данных из публичных источников и многомесячных анализах, авторы предварительного отчета под названием "Почему армяне покинули Нагорный Карабах?" пришли к выводу, что события, затронувшие арцахских армян, представляют собой акты этнической чистки, а лица, ответственные за эти действия, должны быть привлечены к уголовной ответственности.
В ходе подготовки отчета участие приняли такие организации, как FREEDOM HOUSE, Международное партнерство по правам человека (IPHR), украинская организация, занимающаяся расследованием международных преступлений, а также ряд ведущих правозащитных организаций Армении.
В Брюсселе журналист Арменпресс встретился с Симоном Папуашвили, директором по Южному Кавказу в организации IPHR и одним из авторов доклада.
Говоря о подготовке отчета, выводах и следующих действиях, Папуашвили подчеркнул, что, основываясь на собранных доказательствах, они планируют обратиться в Международный уголовный суд с ходатайством о наказании виновных.
Симон Папуашвили детально изложил инструменты, которые могут быть использованы в международной судебной системе для привлечения к ответственности высших должностных лиц Азербайджана и тех, кто виновен в преступлениях против армян, проживающих в Арцахе.
Ваша организация, совместно с Freedom House и несколькими другими учреждениями, разработала доклад, основанный на конкретных фактах и данных. Что послужило причиной создания исследования под названием "Почему армяне отсутствуют в Нагорном Карабахе?"
- Я представляю международную неправительственную организацию "Международное партнерство по правам человека" (IPHR), штаб-квартира которой находится в Брюсселе. У нас есть региональные офисы в Грузии и Украине. Мы работаем в Восточной Европе, России, на Южном Кавказе и в Центральной Азии.
Таким образом, данный регион является нашими приоритетом, и наша задача как организации заключается в оказании помощи местным правозащитным группам и организациям. На протяжении более десяти лет мы успешно сотрудничаем с несколькими ключевыми организациями политической сферы Армении, с которыми у нас установлены прочные партнерские связи.
Нас попросили реализовать программу по расследованию международных преступлений, совершенных в контексте войны 2020 года, что мы и сделали.
Мы наблюдали за развитием событий после подписания соглашения о прекращении огня и периодически собирали сведения о крупных столкновениях, которые имели место в этот период. В октябре 2022 года мы инициировали миссию по установлению фактов с целью задокументировать преступления, совершенные азербайджанскими войсками на границах Армении в сентябре 2020 года.
Затем мы изучили, как блокада Лачинского коридора сказалась на жителях Нагорного Карабаха. После оккупации этого региона Азербайджаном 19 сентября 2023 года наши армянские партнеры обратились к нам с просьбой о содействии в расследовании насильственного перемещения населения из Нагорного Карабаха.
Совместно с нашими партнерами мы содействовали в создании методики расследования случаев насильственных перемещений и этнических чисток. Кроме того, мы провели обучение для примерно 25 представителей армянского гражданского общества, которые с ноября прошлого года занимаются проведением интервью с людьми, изгнанными из Нагорного Карабаха.
В рамках данного фактологического проекта приняли участие примерно шесть организаций, среди которых наша организация, Freedom House, а также украинская структура, занимающаяся расследованием международных преступлений, и несколько ведущих правозащитных организаций из Армении.
Проведено свыше 300 бесед с теми, кто был вынужден покинуть Арцах. В то же время мы активно собирали данные из открытых источников, в частности, о разрушении армянского культурного наследия в Арцахе, используя анализ спутниковых изображений.
Мы также собираем то, что мы называем доказательствами связи (linkage evidence, которые показывают связь между преступниками и подозреваемыми - ред.). Это помогает нам определить, какие азербайджанские подразделения были вовлечены в различные периоды, которые мы исследовали, чтобы понять их общую структуру и сделать то, что мы, юристы, называем атрибуцией, приписывание преступлений конкретным лицам.
Основываясь на проанализированных нами фактах, можно утверждать, что имеющиеся события могут квалифицироваться как преступление против человечности или потенциальная высылка гражданского населения.
В представленном докладе события, связанные с армянами Арцаха, квалифицируются как этнические чистки. Вопрос анализируется в контексте правовых норм, включая международное уголовное право, права человека и гуманитарные аспекты. Какие выводы вы сделали в процессе составления этого отчета?
- Мы зафиксировали несколько систематических и грубых нарушений прав человека и международных преступлений, включая внесудебные казни, пытки или депортации, уничтожение культурных ценностей и имущества. Это были основные зафиксированные нами преступления.
Следует подчеркнуть, что указанные преступления имели масштабный и систематический характер, представляя собой элемент государственной стратегии Азербайджана, ориентированной на устранение этнических армян с данной территории.
Наше исследование не ограничивалось лишь событиями 19 сентября и последующими днями; оно также охватило влияние многочисленных нарушений режима прекращения огня и различных инцидентов, произошедших в 2020, 2021 и 2022 годах, на восприятие безопасности среди населения Арцаха. Если обратиться к аспектам преступлений, указанным в статье 7 Римского статута Международного уголовного суда, можно увидеть, что они указывают на формирование атмосферы принуждения.
Исходя из собранных нами свидетельств и многочисленных бесед с беженцами, мы пришли к очевидному выводу: с 2020 года жители Арцаха испытывают постоянное чувство угрозы. Это состояние незащищенности стало следствием множества актов насилия, которые оказали серьезное влияние на их повседневное существование, особенно в период блокады.
Практически все аспекты, начиная от нехватки медикаментов и заканчивая ощущением одиночества, способствовали появлению данного чувства. После проведения военной операции 19 сентября 2023 года, этнические армяне, находящиеся в Нагорном Карабахе, фактически оказались в ситуации, когда единственным выходом стало бегство. Мы также проанализировали, как именно происходил этот процесс изгнания и какие последствия он имел для людей.
Наши наблюдения указывают на то, что мы сталкиваемся с явлением этнических чисток.
Когда речь заходит об этнических чистках, следующим этапом необходимо установить ответственность. В представленном отчете четко указывается, что Азербайджан целенаправленно осуществлял деарменизацию Нагорного Карабаха. Как можно привлечь Азербайджан к ответственности за эти действия?
При разработке данного отчета или проекта, направленного на установление фактов, одной из наших задач было создание исторической памяти, хотя это не являлось основной целью. Мы стремились также инициировать и применить определенные правовые стратегии, направленные на устранение проблем безнаказанности, а также найти инновационные способы обеспечения доступа к правосудию для этнических армян, вынужденных покинуть свою родину, и облегчить процесс возмещения ущерба. В этой связи мы изучили и активировали ряд правовых инструментов и механизмов.
Одним из таких инструментов является ЕСПЧ, однако наша организация в нем не участвует, поскольку многие квалифицированные армянские организации работают над возбуждением судебных дел в Европейском суде. Правительство Армении также подало иск против Азербайджана в Европейский суд. А мы больше концентрируемся на индивидуальной уголовной ответственности, полагаясь на Международный уголовный суд.
С этой целью мы исследуем все доступные нам варианты, принимая во внимание, что Армения подписала Римский статут. В настоящее время мы подготавливаем отчеты для Международного уголовного суда в рамках статьи 15. Один из этих отчетов будет посвящен многочисленным нарушениям режима прекращения огня, которые были связаны с военными преступлениями, совершенными Азербайджаном на территории Армении. Второй отчет будет охватывать случаи насильственных перемещений и этнических чисток, произошедших с 19 сентября 2023 года.
Мы планируем продемонстрировать прокурору Международного уголовного суда, что преступления, которые мы изучали, подпадают под юрисдикцию этого суда. Важно, чтобы расследование и судебное преследование виновных в этих деяниях, учитывая их серьезность и масштаб, происходили в интересах справедливости.
Чтобы достичь этой цели и повысить вероятность того, что Суд начнет расследование, мы активно взаимодействуем с различными государствами, подписавшими Римский статут. В основном речь идет о странах Европы, хотя этим дело не ограничивается; мы стремимся побудить их инициировать так называемое "Обращение государств-участников", что является одним из путей для начала расследования Международным уголовным судом.
Например, это сделали более 40 стран в начале 2022 года, когда Россия развязала полномасштабную войну против Украины. Теперь его могут реализовать одна или несколько стран, заинтересованных в поддержке нашей работы по решению проблемы безнаказанности.
Еще одним из инструментов, который мы анализируем, является концепция "Судебного процесса в рамках универсальной юрисдикции". Что подразумевается под "универсальной юрисдикцией"? Это правовая идея, позволяющая государству привлекать к ответственности лица, независимо от их гражданства или места совершения правонарушения.
Идея состоит в том, что некоторые преступления настолько серьёзны по своей природе, что долг цивилизованных стран - привлечь к ответственности тех, кто их совершил. Это довольно хорошо разработанная правовая концепция, существующая уже несколько десятилетий, и большинство европейских стран в соответствии со своим уголовным законодательством имеют возможность инициировать расследование событий, происходящих в Арцахе.
Обычно это военные преступления, преступления против человечности или преступления геноцида, а также преступления пыток и насильственных исчезновений, которые подлежат универсальной юрисдикции.
По мере того, как мы собираем больше доказательств о преступниках, которые могут быть связаны с преступлениями, которые мы расследуем, мы намерены возбудить дела против этих преступников в различных европейских странах. Нашими целями будут лидер Азербайджана, а также другие высокопоставленные чиновники Азербайджана или те, кого мы можем связать с рассматриваемыми преступлениями, и которые были причастны к замыслу, заказу или осуществлению этих преступлений.
Универсальная юрисдикция может служить инструментом для возмещения ущерба жертвам. Как вам, вероятно, известно, коррумпированная политическая элита Азербайджана преимущественно направляет свои незаконно полученные средства в те юрисдикции, которые они считают надежными, в основном в европейские страны. В результате эти активы накапливаются в различных формах, таких как недвижимость, а также в виде акций компаний и других инвестиционных инструментов.
Сейчас мы находимся в процессе определения того, где могут находиться эти активы, и намерены возбудить несколько уголовных дел в различных европейских юрисдикциях, где, как мы надеемся, преступники будут осуждены, а также надеемся, что жертвам будет предоставлена компенсация через эти счета и активы.
Третий правовой инструмент, который мы планируем применить, — это целевые санкции. В Соединенных Штатах это может быть Глобальный закон Магнитского, в Европейском Союзе — Глобальный режим санкций в сфере прав человека. Великобритания также имеет собственную систему санкций. Как только мы завершим сбор наших доказательств, мы обратимся к этим странам или группам стран с просьбой наказать тех преступников, которых мы сможем идентифицировать.
Мы применяем все возможные юридические и полулегальные методы для того, чтобы привлечь к ответственности за серьезные нарушения прав человека. Мы стремимся к тому, чтобы одна или несколько из этих тактик оказались успешными, что позволит нам честно назвать все по именам, выявить правонарушителей и обеспечить жертвам справедливую компенсацию.
Обсуждение юридических обязательств становится по-настоящему конструктивным в контексте стран или лидеров, которые проявляют к ним уважение. Однако, несмотря на множество решений международных судов, Азербайджан продолжает вести антиармянскую и агрессивную политику, пронизанную ненавистью. Как можно добиться того, чтобы официальный Баку начал уважать эти решения и права армян, проживающих в Арцахе?
Безусловно, при обсуждении международного права возникают определенные ограничения, которые становятся особенно заметными в контексте таких правовых институтов, как Международный суд или Европейский суд по правам человека. Эти учреждения занимаются не столько уголовной ответственностью отдельных лиц, сколько вопросами, связанными с ответственностью государств за совершенные преступления.
К примеру, когда Европейский суд по правам человека накладывает штрафы за правонарушения и требует от государства выплатить компенсацию пострадавшим, эти средства не поступают от виновных лиц, а берутся из бюджета налогоплательщиков. Компенсации финансируются из государственных средств. Хотя влияние этого механизма весьма ограничено, методы, о которых я упомянул, касаются индивидуальной уголовной ответственности.
Итак, предположим, нам удастся рассмотреть дело об универсальной юрисдикции в одной из европейских стран в отношении высокопоставленных чиновников Азербайджана, эти чиновники в лучшем случае не смогут поехать в Европу, потому что если они это сделают, то их арестуют.
Кроме того, в ряде европейских стран возможно проведение судебных разбирательств без участия обвиняемых, что позволяет привлекать их к ответственности заочно. Если нам удастся добиться успешного выдвижения обвинений, мы сможем обратиться к их активам, находящимся на Западе, а не в Азербайджане.
Мы имеем возможность изъять данное имущество и передать его тем, кто пострадал. Аналогичная ситуация касается и Международного уголовного суда. Особая ценность этого суда заключается в его способности преследовать высокопоставленных лиц, включая глав государств, и выдавать ордера на арест, как это произошло, например, с Путиным. В результате, Путин теперь не сможет посетить Европу, так как его арестуют при любом приезде.
Это не безупречные методы, а юридические стратегии, которые могут, с одной стороны, увеличить стоимость правонарушений авторитарных руководителей, таких как Ильхам Алиев, а с другой — содействовать в поиске способов оказания помощи жертвам для получения компенсации.
Армянские новости - NEWS.am