Грузия: "На грани мира и конфликта" или "Между Европейским Союзом и Россией"


Парламентские выборы в Грузии сыграют ключевую роль в определении дальнейшего пути развития государства.

Миллионы грузин в стране и за рубежом принимают участие в парламентских выборах, которые президент Саломе Зурабишвили назвала "референдумом", выбором между Европой и Россией.

Правящая партия "Грузинская мечта" столкнётся с четырьмя ключевыми оппозиционными силами: "Единым национальным движением", "Сильной Грузией", "Коалицией за изменения" и "Гахария — за Грузию".

Все они поддержали "Грузинскую хартию", инициированную президентом Зурабишвили. В этом документе содержится призыв к оппозиции исключить "Грузинскую мечту" из власти и не допустить формирования ею коалиции.

Оппозиционные силы заявляют, что правящая партия, находящаяся у власти с 2012 года, утратила доверие населения в результате принятия спорного закона о "иностранных агентах", который был заимствован из российского законодательства. Этот закон стал причиной широкомасштабных протестов, а Европейский Совет в значительной степени из-за него приостановил процесс интеграции Грузии в Европейский Союз.

"Грузинская мечта", созданная и возглавляемая миллиардером Бидзиной Иванишвили, представила ряд законопроектов, которые, как утверждает оппозиция, соответствуют российским стандартам.

Внутри правящей партии не согласны с этим утверждением; они настаивают на том, что их стратегия выстроена на прагматических принципах и обеспечивает стабильность отношений с Москвой.

В 2008 году с помощью России Грузия потеряла два крупных региона, 20% своей территории. Российское вторжение, по заявлениям политиков правящей партии, может повториться.

Бидзина Иванишили и премьер-министр Ираклий Кобахидзе обещают восстановить отношения с ЕС, утверждая, что Грузия может войти в Единую Европу уже к 2030 году, причём на своих условиях.

"Как правительство мы однозначно проевропейское, и мы доказали это своими действиями, -- говорил Кобахидзе в интервью Euronews. -- Вы знаете, что мы -- христианская нация, а Европа всегда ассоциировалась с христианством. Она защищала его, защищала христианство для Грузии. Поэтому Европа всегда была естественным выбором для Грузии и для грузин. И это одна из причин, возможно самая веская, почему мы хотим быть полноправным членом европейской семьи".

Опросы общественного мнения часто показывают неоднозначные результаты, поскольку значительная часть из них инициируется политическими партиями.

Согласно данным британской компании Savanta, партия "Грузинская мечта" занимает первое место, хотя и не обладает абсолютным большинством, получив 35% голосов. На втором месте находится "Коалиция за перемены" с показателем в 19%.

Представитель "Коалиции за перемены" Марика Микиашвили рассказала Euronews, что она, конечно, рада второму месту своей партии, но приоритетом остаётся недопущение победы "Грузинской мечты".

В настоящее время мы рассматриваем возможность формирования коалиционного правительства, способного привести к значительным изменениям и возобновить диалог о вступлении в Европейский союз. Главным приоритетом является создание коалиции, нацеленной на укрепление демократических принципов.

Микиашвили говорит, что ради немедленного отстранения "Грузинской мечты" её движение готово войти в коалицию с третьей политической силой, "Единым национальным движением", партией Михаила Саакашвили.

На протяжении многих лет Грузия настойчиво стремится к интеграции в Европейский Союз. Согласно результатам опроса, проведенного в марте 2023 года, 85 % граждан Грузии поддерживают движение страны в сторону Европы.

Тем не менее, "Грузинская мечта", которую оппозиционные силы упрекают в открытом противодействии европейскому направлению, удерживала власть на протяжении трех сроков.

За последние четыре года её популярность значительно снизилась. "Это во многом связано с катастрофическими решениями, принятыми в последние годы, - заявил в интервью Euronews Шалва Дзебисашвили, заведующий кафедрой политики и международных отношений в Университете Грузии. - Эти выборы не являются обычными. Люди понимают, что выбор "Грузинской мечты" приведет к сохранению нынешнего положения и отказу от европейского пути развития".

Проевропейские активисты заявляют, что их беспокоит запугивание избирателей в преддверии выборов. Если популярность правящей партии и упала, она по-прежнему, по словам Дзебисашвили, контролирует ЦИК, суды и тысячи госслужащих.

"Нас волнует ситуация в удалённых регионах, где на граждан может оказываться давление, как прямое, так и косвенное, с целью заставить их отдать голоса за "Грузинскую мечту". Мы получаем тревожные сообщения о том, что людям приходится показывать доказательства своего выбора, и им угрожают увольнением," — комментирует Элен Кинцурашвили, координатор программ Немецкого фонда Маршалла.

Она отмечает, что в странах, таких как Польша, для грузинской диаспоры не предусмотрено достаточное количество избирательных участков, так как, по её утверждению, существует лишь один участок, расположенный в Варшаве.

Кроме того, есть опасения, что Россия попытается вмешаться в ход выборов, как это было в Молдавии, где, по утверждениям властей, Москва развернула кампанию по дезинформации и покупке голосов.

Специалисты также предполагают, что в случае нехватки голосов у "Грузинской мечты" партия может не признать свое поражение.

"Идея о том, что партия не желает признать свое поражение и отдать власть без сопротивления, порождает социальное напряжение. Существует опасение, что они могут прибегнуть к силовым методам," - отмечает Шалва Дзебисашвили.

Премьер-министр Кобахидзе опровергает данные заявления.

"Россия не имеет влияния в Грузии. Здесь нет политических партий, на которые они могли бы повлиять. Нет медиа-каналов с их влиянием. Поэтому российская сторона не может повлиять на выборы".

Related posts