На фоне растущего давления со стороны Запада и внутреннего политического кризиса в Грузии углубляется кризис экономический. Лари продолжает обесцениваться, несмотря на попытки Национального банка страны замедлить этот процесс путем интервенций. Резервы истощаются быстрее, чем это ожидалось.
Только за прошедший месяц Национальный банк Грузии продал свыше 200 миллионов долларов. Вопреки надеждам, обменные курсы продолжают расти. По мнению наблюдателей, если в начале октября это было связано с предвыборными ожиданиями, то сейчас кризис определяется недоверием западных лидеров к результатам выборов.
Лидеры западных стран заявляют, что Грузия сворачивает с евроатлантического курса и делает значительные шаги назад. Страна остается без помощи, которую получала от Запада с 90-х годов. Будущее Грузии стало неопределенным для бизнесменов и инвесторов, которые не спешат вкладывать средства. Такие же настроения и у многих грузин.
В интервью "Эху Кавказа" экономист Георгий Кепуладзе сообщил, что в октябре Национальный банк провел интервенции на сумму 210 миллионов долларов, согласно официальной информации. Однако результаты этих мер оказались незначительными. По мнению эксперта, искусственное регулирование валютного курса демонстрирует ограниченную эффективность, особенно для стран с ограниченными природными ресурсами. Ситуация в Грузии, по его словам, выглядит особенно неблагоприятно.
"Неопределенность продолжает оставаться с нами. С момента обретения независимости мы никогда не находились в полной изоляции. Наше стремление к сближению с Европой всегда было сильным. Сегодня мы сталкиваемся с новой реальностью, которая затронет даже тех, кто считает себя вне политики. Ситуация постепенно повлияет на каждого из нас. Мы порой воспринимаем безвизовый режим с Европой как простой бонус, но на самом деле это важный элемент нашей политики. Выборы представляют собой базовое испытание для демократии, и если мы его проваливаем, то обсуждение демократии становится неуместным", - отмечает Кепуладзе.
Эту точку зрения поддерживает и Роман Гоциридзе, бывший председатель Национального банка Грузии. Он отметил, что 210 миллионов долларов, реализованные на аукционе, — это лишь малая часть общей картины. Существует также платформа Bimatch, на которой можно осуществлять сделки, однако информация о транзакциях Национального банка становится известна лишь через месяц. Например, в сентябре на этой платформе было продано 106 миллионов долларов, а в октябре объем торгов составил около 600 миллионов. Однако граждане Грузии узнают об этих данных лишь к концу ноября, подчеркивает экс-глава главного банка страны.
"В 2020 году, в условиях пандемии, Национальный банк реализовал 200 миллионов долларов, а в следующем году, когда страна столкнулась с изоляцией, эта цифра увеличилась до 350 миллионов долларов. То, что происходит в данный момент, представляет собой настоящую катастрофу!" - отметил Гоциридзе в интервью "Эхо Кавказа".
Он также отметил, что Грузия получила значительную поддержку от Запада во время пандемии. "За считанные дни мы получили 1,5 миллиарда евро от Европы. Это были как денежные средства, так и вакцины, а также разнообразные субсидии. На протяжении тридцати лет мы постоянно получали помощь от Запада. Каковы будут наши перспективы в условиях текущей изоляции? Мне трудно это представить. Возможно, они рассчитывают на финансовую поддержку от Венесуэлы или на Орбана, который выступает марионеткой Путина?" – добавил Гоциридзе.
Экономисты считают, что проводить интервенции для поддержания стабильности курса лари станет все более затруднительно. Главной причиной этого является истощение резервов, которые, по мнению специалистов, с трудом восстанавливались на протяжении последних 12 лет. На начало 2022 года объем резервов в иностранной валюте составлял 5,4 миллиарда долларов, однако к октябрю 2024 года он сократился до 4 миллиардов долларов.
Данный процесс ассоциируется с невыгодными, антик запада законодательными инициативами, реализованными грузинским правительством. В ближайшие месяцы поддерживать стабильность валюты станет все сложнее. Эксперты утверждают, что контролировать ситуацию удастся не дольше конца текущего года. В противном случае, нестабильность может оказать негативное влияние на стоимость топлива и продуктов питания.