Армении следует стремиться к смене руководства и восстановлению внешнеполитического курса, который проводил Серж Саргсян, – считает Артак Закарян.


Член исполнительного органа РПА Артак Закарян написал: "От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной.

Причины этой тенденции варьируются, но в основном связаны с международными событиями. Я полагаю, что одной из возможных причин является то, что США утратили статус единственной глобальной силы, на которую возлагаются все надежды, поскольку с начала 2000-х годов их действия в Ираке, Ливии и Сирии оказались неэффективными, что отрицательно сказалось на их репутации как на Востоке, так и за его пределами.

Завершение американской политической доминации обусловлено ростом влияния других стран, прежде всего Китая, России и Индии, которые всё активнее выступают в роли альтернативных центров геополитического влияния. На мой взгляд, складывающийся баланс сил в Евразии может быть выгоден и для коллективного Запада. В таких условиях, условно говоря, "мелкие и средние" государства получают шанс реализовывать более самостоятельную внешнюю политику, стремясь разнообразить свои внешние связи, партнеров и союзников.

По сути, многовекторная внешняя политика заключается в том, чтобы избежать геополитической зависимости от одной великой державы, чтобы иметь возможность маневрировать между несколькими серьезными игроками в свою пользу. Это требует дипломатических навыков, а также экономического и политического веса.

Рассмотрим ситуацию на примере Объединенных Арабских Эмиратов, которые на протяжении многих лет сохраняют зависимость от США в области безопасности, несмотря на то, что не полностью отказываются от американского влияния. В отдельных областях Абу-Даби предпочитает сотрудничество с Пекином, в других — с Вашингтоном, но при этом активно развивает экономические связи с Москвой.

В последние годы такую политику проводит и Саудовская Аравия, добивается более тесных экономических и даже военных связей с Китаем, восстановления отношений с Ираном, но в то же время пытается подписать соглашение о безопасности с США в обмен на нормализацию отношений с Израилем. Эр-Рияд не отказывается от своих традиционно близких отношений с Вашингтоном или не меняет США на Россию или Китай. Вместо этого Королевство Королевство Саудовская Аравия, безопасность которого по-прежнему во многом гарантируется Вашингтоном, предпочитает многовекторную политику, и пока это помогает повысить свой авторитет и значение на Ближнем Востоке.

Диверсификация внешнеполитических стратегий наблюдается не только у государств, традиционно ориентирующихся на США. В Центральной Азии Казахстан уже более трех десятилетий успешно балансирует между Россией и Китаем. В данной ситуации США выступают в роли дополнительного балансирующего фактора, что приносит пользу Астане. Казахстан стремится минимизировать свою зависимость от России, используя сложную ситуацию, в которой Москва оказалась из-за конфликта на Украине.

Тем не менее, многовекторная политика наблюдается не только в крупных и ресурсно обеспеченных государствах Ближнего Востока и Центральной Азии. Небольшие страны, такие как Азербайджан и Грузия, также активно участвуют в этой международной стратегии.

Нефтяные и газовые ресурсы Баку придают Азербайджану стратегическое значение, и страна активно использует это для продвижения своих интересов в отношениях с Россией, Ираном, Турцией и Западом. В последнее время Азербайджан значительно укрепляет свои связи с Китаем, подает заявку на членство в БРИКС и улучшает свое положение в Шанхайской организации сотрудничества. Азербайджан стремится развивать как западное, так и восточное направление внешней политики, сохраняя при этом дружеские отношения с Россией и нормализуя связи с Ираном.

Другой пример - Грузия. Традиционно ее считали прозападной и антироссийской страной. Но сегодня Тбилиси также проводит многовекторную политику, одновременно расширяя связи с Китаем и Турцией, одновременно пытаясь регулировать отношения и с Россией. По тому же пути идет Турция, а также Узбекистан, несмотря на свою зависимость от России.

Многопрофильная внешнеэкономическая стратегия подразумевает установление прагматичных и деловых связей с различными актерами, что как раз и соответствует запросам стран Центральной Азии, Южного Кавказа и Ближнего Востока в настоящее время.

Управление отношениями между Китаем и США или США и Россией несет в себе значительно большие риски, чем взаимодействие с несколькими государствами, когда ни одна из крупных держав не обладает достаточной силой и влиянием для реализации своих ключевых дипломатических задач. Примером этому служит современная история Ближнего Востока: когда страна стремится установить свою гегемонию в этом регионе, она часто принимает ошибочные решения в области внешней политики и сталкивается с сопротивлением со стороны местных государств.

Безусловно, наличие множества акторов не обеспечивает окончательного успеха в процессе региональной стабилизации и может способствовать возникновению нового соперничества, что лишь усугубит действующие конфликты. Однако современная многовекторная политика и многополярный мир открывают новые возможности и преимущества. Увеличение влияния таких стран, как Китай, Россия и Индия, в сочетании с инструментами воздействия со стороны Запада, может способствовать формированию нового, более устойчивого баланса сил в регионе.

До 2018 года Армения осуществляла многоплановую и гармоничную внешнюю политику, ориентированную на свои интересы. Одной из ключевых причин, приведших к приходу Никола к власти, стало искажение этой политики, что сделало Армению страдающим и несостоятельным государством.

Никол мог бы продолжить успешную внешнеполитическую стратегию Сержа Саргсяна, что позволило бы Армении избежать тех нарастающих угроз и вызовов, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время. На данный момент существует возможность воспользоваться текущей международной ситуацией и развивать многовекторную внешнюю политику на ближайшие годы, основываясь исключительно на прагматичных интересах и государственных приоритетах. Однако правительство Никола не в состоянии реализовать этот план по очевидным объективным причинам.

Следовательно, Армении необходимо добиться смены власти, вернуться к внешней политике Сержа Саргсяна и установить стабильный, достойный мир. Таким образом, можно будет обеспечить безопасную перспективу развития государства".

Related posts