8 ноября Азербайджан отмечает день торжества — дату, когда под руководством верховного главнокомандующего, президента Ильхама Алиева, страна успешно завершила 44-дневный конфликт за свою независимость. Этот день символизирует освобождение исторической столицы Карабаха, города Шуша, который был под армянской оккупацией. Шуша, считавшаяся неприступной крепостью, была взята штурмом азербайджанскими солдатами в бескомпромиссной борьбе...
8 ноября 2020 года стал знаковым моментом, который изменил не только судьбу Азербайджана, но и весь постсоветский регион, насыщенный множеством "территориальных конфликтов". Этот день разделил историю на "до" и "после". Азербайджан оказался первой и единственной страной, сумевшей полностью восстановить свою территориальную целостность. Без компромиссов, болезненных уступок и унизительных соглашений. Мы достигли этого результата самостоятельно, без помощи извне. Наша победа не была дарована нам иностранными друзьями или покровителями. И, возможно, самое важное и обидное для многих: до сих пор никто не смог повторить успех Азербайджана в этом постсоветском пространстве.
Наверное, трагическая история "территориальных конфликтов" постсоветского пространства -- это классический пример: для того чтобы заручиться серьезной международной поддержкой в восстановлении своей территориальной целостности, мало быть правым в своей войне. "Правовая папка" того, что в течение 28 лет мир называл "армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом", была сформирована уже в первую половину девяностых. Там присутствовало и признание Азербайджана в нынешних границах, которые включают Карабах, и четыре резолюции Совета безопасности ООН, требовавшие немедленного вывода армянских оккупационных войск с территории Азербайджана. И более чем четверть века всё это оставалось на бумаге. А ведущие страны мира в лучшем случае не замечали происходящего, в худшем -- открыто помогали Армении.
Однако с таким непроницаемым безразличием столкнулся не только Азербайджан. Достаточно вспомнить Грузию: в 1993 году, когда трагедия в Сухуми никого не трогала, и никто не задавался вопросом, откуда у абхазских сепаратистов появилось современное вооружение и кто эти "неизвестные самолёты", которые наносили удары по грузинским позициям. И в августе 2008 года, когда западные страны, которые ранее восторгались реформами Саакашвили, по сути предали Грузию ради очередного "перезагрузки" политической ситуации.
Дополнительные размышления вызывает ситуация в Украине, в частности, аннексия Крыма Россией в 2014 году. В это время те же западные державы, которые поддерживали украинский Майдан, забыли о своих обязательствах, закрепленных в Будапештском меморандуме, где они обязались защищать территориальную целостность Украины. Сегодня, хотя Украина получает международную помощь, этого недостаточно для достижения победы. Разрыв между заверениями западных лидеров и реальной поддержкой, которую получает Киев, остается значительным.
Наконец, можно вспомнить и печальный опыт президента Молдовы Владимира Воронина, который пытался продвинуть вопрос восстановления территориальной целостности своей страны за счёт уступок Москве. Но в последнюю минуту был вынужден отказаться от предложенного Кремлем "плана Козака", который не решал, а консервировал конфликт, и у Молдовы уже не оставалось бы рычагов для его решения.
И тем резче контраст с Азербайджаном, который восстановил свою территориальную целостность без внешней поддержки, без унизительных политических уступок, и это был не "выигрыш в политическую лотерею", а результат продуманной и выверенной политики. Поэтапной. Пошаговой. Той, которая позволила отвернуться от кошмара девяностых. Покончить с "вооруженной самодеятельностью" и выстроить действительно чёткую систему государственного управления. Реализовать свою нефтяную и газовую стратегию, "насытить" военный бюджет, не распыляя нефтедоллары в дешёвом, но дорогостоящем популизме, а направить их на решение своей главной общенациональной задачи -- восстановления территориальной целостности страны. Не прогнуться и не уступить на переговорах. Не брать на себя унизительных обязательств по будущему статусу, не подписывать на бумаге обязательств с предоставлением сепаратистам разного рода политических "вкусняшек". Нужно было, стиснув зубы, строить страну и армию. Вести изнурительную и часто незаметную "игру в долгую", не размениваясь на быстрый эффект и аплодисменты из-за рубежа.
И, что самое важное: для того чтобы освободить свои территории от захватчиков, необходимо было сначала добиться ещё одной победы — поверить в себя, в свою нацию, в своего президента — будущего триумфального верховного главнокомандующего. Не поддаться отчаянию. Не поддаться мнениям в духе "нужно смириться с реальностью".
Наш путь к этой победе был долгим. Намного более затяжным, чем 44 дня беспрерывного успешного контрнаступления, которое сегодня заняло своё место в мировой истории. На этом пути произошло множество событий, которые на первый взгляд могли показаться незначительными, но уже тогда отражали нашу силу воли и решимость. Это и сражение Мубариза Ибрагимова, и ставшая знаковой фраза "Vur, komandir, vur!" в 2014 году, когда армянские оккупанты организовали "вертолётную провокацию" на фоне учений. Это четыре дня боёв в апреле 2016 года, когда Азербайджан продемонстрировал мощь своей современной армии, и стало очевидно, что "линия Оганяна" не так неприступна, а военный выход из конфликта возможен. Это операция Гызылгая-Гюннют. Это "живые буквы" на тактических учениях в мае 2020 года с призывом: "Жди нас, Шуша!" И наконец, это выдержка и самообладание, когда в оккупированной Шуше устраивали пьяные танцы и проводили "инаугурацию" Араика Арутюняна.
Это уникальное и беспрецедентное единство проявилось за все 44 дня конфликта. Полное доверие к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, который в тот момент с уверенностью заявил: "Я знаю, что, как и когда нужно действовать".
Еще один горький и трагичный итог тех дней. За эту победу нам пришлось заплатить ужасную цену — 3 тысячи жизней наших шехидов. Каждый день страна прощалась с сыновьями. Но мы не погружались в скорбь. Это было общее, негласное решение: о слезах мы позаботимся позже. А сейчас важнее всего одержать победу. Это понимали все. Те, кто прощался с самыми дорогими людьми, произносили: Vətən sağ olsun! Жители азербайджанских городов, пострадавших от армянских ракетных атак — Тертер, Гянджа, Барда — в телеэфире говорили: не останавливайте наступление! Мы не имели права упустить свой шанс. Ошибки и размышления были недопустимы. Наша задача заключалась в победе.
И мы победили. Мы сделали это. Мы проломили армянские оборонные укрепления. Прошли долину реки Араз, Восточный Зангезур, взяли штурмом Гадрут и поднялись по скальным обрывам Дашалты в Шушу. В историческую столицу Карабаха, которая ждала нас 28 лет. И дождалась. Чтобы сегодня, через четыре года, названия сёл и городов, которые мы читали в военных сводках, упоминались теперь в хрониках великого возвращения и возрождения. Азербайджан писал свою новую, победную историю. Чтобы наша страна получила новый статус и новый вес на международной арене -- уже как страна-победитель. Чтобы азербайджанские вынужденные переселенцы возвращались к своим домам. Чтобы новые поколения наших детей росли с гордостью за эту победу. За победу, которую у нас уже не отнять. Потому что рай по-прежнему под сенью клинков, а достойный мир можно получить только на конце боевого копья.
Поскольку шехиды остаются в памяти, а родина едина. С Днём Победы, Азербайджан!