Русские против «российского» закона: как грузины относятся к активизму граждан РФ - SOVA
политика

Русские против «российского» закона: как грузины относятся к активизму граждан РФ

Принятый парламентом Грузии закон «О прозрачности иностранного влияния» критики власти и западные партнеры Тбилиси называют «российским». В 2012 году в РФ действительно бы утвержден очень похожий закон, поначалу казавшийся безобидным, но вскоре превратившийся в мощное орудие репрессий. С тех пор многие россияне покинули страну, в том числе, перебрались в Грузию. И некоторые граждане РФ теперь уже здесь выступают против закона об иноагентах. В самой Грузии, впрочем, не все приветствуют активность россиян, не сумевших остановить репрессии у себя дома.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-Россия, закон об иноагентах, протесты в Грузии-2024

«Контрибуция моего любимого русского соседа». Так грузинский режиссер-документалист Анна Дзиапшипа подписала фотографию на своей страничке в Facebook, на которой изображен небольшой столик, уставленный бутылками с водой, снэками, молоком, физраствором для промывания глаз от слезоточивого газа и масками для лица.

screenshot 2024 05 15 at 16.55.55 политика featured, Грузия-Россия, закон об иноагентах, протесты в Грузии-2024

«Контрибуция моего любимого русского соседа»

Этим самым «русским соседом» является основатель и хост частного кинотеатра в Тбилиси Андрей. Он приехал в Грузию в марте 2022 года – сразу после начала широкомасштабного российского вторжения в Украину.

«Я не могу назвать себя борцом за свободы, но я насмотрелся достаточно за жизнь в России», — признается владелец кинотеатра.

Андрей поддерживает протестующих в Тбилиси, потому что сам был свидетелем принятия закона «Об иноагентах» в РФ и видел, что происходило после. По мнению молодого человека, любой репрессивный закон, ограничивающий права определенной части обществ, всегда используется как «тренировка перед большими репрессиями». В сложившейся ситуация, считает Андрей, можно выразить человеческую солидарность от лица бизнес. И в целом, зачастую важнее не объем помощи, а сам факт ее присутствия.

В комментариях к посту многие грузины благодарят Андрея за поддержку. А один из них поделился своей историей о том, как в одном из экспатских баров ребят, возвращавшихся с акции протеста, угостили текилой и пожелали победы в борьбе с репрессиями.

В том, что перебравшиеся в Тбилиси россияне не должны отказываться от гражданской активности, убежден тату-мастер Сергей. Он переехал в Грузию в 2021 году – до начала полномасштабной войны в Украине. Сделал это осознанно. В своем блоге Сергей делится переживаниями, связанными с акциями против закона об иноагентах.

Молодой человек живет на проспекте Руставели. В беседе с SOVA Сергей рассказал, что за месяц протестов он привык к слезоточивому газу, который через окна просачивается в квартиру, и к ощущению небезопасности по возвращении домой.

До того гражданин России участвовал в акциях в поддержку Украины – 24 февраля, к примеру, он вместе с грузинами стоял у здания парламента, чтобы выразить свою солидарность с украинским народом и осудить действия кремлевского режима. Он считает, что выходить на акции в другой, не «своей» стране – личный выбор каждого. Но, если ты живешь в каком-то месте, которое считаешь своим домом, если тебя окружают друзья и близкие и твоим правам, правам твоих друзей что-то угрожает, то выходить надо.

«Нужно выходить, помогать, поддерживать так, как ты это можешь делать независимо от того, есть ли документы, делающие человека не туристом, или нет».

Сергей ходил на митинги в России, и для него каждое собрание – угроза жизни и безопасности. Опыт жестких задержаний и бесчеловечные действия российского ОМОНА не позволяет так же бесстрашно выходить на улицы. Но грузины, которые так жадно борются за свободу и добиваются своего мирными протестами, – уникальны, считает он.

«Грузия научила меня тому, что ты можешь все поменять. Ты – свободен! Ты можешь делать все что хочешь».

Пострадавшим на митинге протестующим Сергей предлагает укрытие в своей квартире. Он говорит, что не может позволить себе стоять на передовой, рискуя своей свободой, поскольку возможный арест и проблемы с законом могут закончиться депортацией в Россию. И все, же в силу своих возможностей, он помогает, потому что по себе знает, каково это противостоять полиции.

На одной из весенних акций в Тбилиси уже задержали россиянина – белгородца Андрея Раутберга. Вместе с другими манифестантами он участвовал в демонтаже камер наружного видеонаблюдения на здании парламента Грузии. После акции к нему домой пришли силовики, провели обыск и предъявили обвинения по статьям о порче городского имущества и нападении на полицейского. Как говорят друзья Раутберга, последнего он не совершал.

По вменяемым белгородцу статьям, согласно Уголовному кодексу Грузии, предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 11 лет.

Сами протестующие в Тбилиси по-разному смотрят на участие иностранцев в антиправительственных акциях. Одни считают, что граждане других стран не должны вмешиваться во внутренние процессы, другие, напротив, убеждены, что, если активность иностранцев не противоречит интересам государства, то они вправе поддерживать гражданское общество Грузии.

Такую позицию, в частности, занимает Марита Лапк – предпринимательница, чей бренд серебряных украшений с грузинской письменностью призван популяризировать древнюю культуру страны.

Марита считает, что каждый человек, независимо от его гражданства или наличия ВНЖ, имеет право на свое мнение. Для нее, как гражданки Грузии, главное – чтобы высказываемые ими взгляды не противоречили суверенитету и территориальной целостности страны.

Блогер и преподаватель танца Vogue Мари, в свою очередь, говорит, что, человек имеет полное право высказывать свое мнение и стоять рядом с протестующими на акциях, если живет в стране какое-то длительное время, платит налоги, пользуется государственными сервисами.

Девушка в своем Instagram-блоге начала дискуссию о том, почему экспаты не выходят с грузинами на протесты. Ее сторис разлетелись по Telegram-каналам и чатам, и в личные сообщения Мари пришли люди с разными откликами.

Одни говорят, что боятся выходить из-за агрессии со стороны правоохранительных органов, другие признаются, что ходят на митинги второй год и делают это самостоятельно – без поддержки аполитичных друзей или компании.

Аполитичность приезжих больше похожа на защитный механизм, чем на обоснованную позицию, связанную с идеологией, говорит Мари.

«Это защитный механизм и раковая опухоль, которая привела Россию к тому, к чему привела. Многие из этих аполитичных людей просто придерживаются позиции «тише едешь – дальше будешь» и «меньше знаешь – крепче спишь».

При этом многие как многие грузинские активисты, так и российские релоканты убеждены: каждый, кто знает, к чему может привести принятие закона об иноагентах, может делиться своим опытом, чтобы предотвратить повторения в Грузии российского сценария. Мари призывает:

«Рассказывайте про то, как вы пострадали от этого закона и не только от него – закон об ЛГБТ-пропаганде у нас впереди. Рассказывайте, как от него пострадали ваши близкие, друзья. Рассказывайте истории, придавайте их огласке».

 

Софья Демина