— Летают…
— Журавли…
— Куда они направляются?..
— В Европу!
«Никто из нас – как присутствующие здесь, так и те, кто остался дома – не собирается сдаваться. Мы никогда не позволим никому нарушать интересы нашей страны. Будь то политически осведомленные или нет, мы все ориентируемся на Европу. И мы добьемся этой цели», – утверждает Ани (имя героини изменено), активистка молодежного протеста против законопроекта «об иноагентах».
Девушка не старше 20 лет. Она пришла к зданию парламента в компании своих друзей-студентов из университета. Молодые люди уже более недели участвуют в протестах против так называемого «российского закона». Хотя основные акции завершились еще 18 апреля, в день первого слушания законопроекта, поколение Z, или Gen Z (рожденные на рубеже 2000-х), самоорганизовалось и продолжает ежедневно выходить на митинги. Каждый вечер они собираются у парламента и отправляются в шествие к различным государственным учреждениям, чтобы выразить свое недовольство: перекрывают дороги и создают неудобства для грузинской полиции. Устав от марширования, они возвращаются к парламенту, садятся в круг и начинают играть в детскую игру «Куда летят журавли».
С одной стороны, эта простая игра с ладонями кажется детской, но для поколения Z она имеет значимый организационный элемент: участники ощущают себя частью единого целого. Они объединены в стремлении к одной цели: «Да Европе, нет российскому закону».
«Куда мы направляемся?» — спрашивает собравшихся один из координаторов молодежной акции.
«В Европу!» — хором кричат протестующие.
Ценности, а не лидеры
Основным фактором, спровоцировавшим протесты поколения Z в марте прошлого года и вновь в этом году, стала нарастающая угроза для будущего Европы.
«Мы собрались здесь, чтобы выразить протест против российского законодательства, которое пытаются навязать нам. Наша цель — защитить европейское будущее, за которое мы сражаемся на протяжении многих веков, и с гордостью войти в Европейский Союз. Мы здесь для того, чтобы отстоять независимость нашего государства и не позволить правительству Грузии принимать решения от нашего имени», — утверждает один из участников молодежного митинга.
Еще в прошлом году в Грузии, когда был предложен законопроект «О прозрачности иностранного влияния», молодежь поколения Z стала лицом массовых протестов в Тбилиси. Эти молодые люди, возрастом от 11 до 26 лет, не знают, что такое жизнь при СССР, а информацию о правлении Шеварднадзе получили лишь на уроках истории. Они также не пережили эпоху правительства Саакашвили, поэтому сложно их запугать распространенной пропагандой о «девяти годах кровавого режима» – популярном нарративе «Грузинской мечты», направленном на дискредитацию предшествующего правительства. Молодежь не испытывает симпатий к «Мечте», но верит в идею евроинтеграции для Грузии.
По данным исследования Грузинского института политики (GIP), жизненные ориентиры поколения Z проявляются в противоречии между европейскими ценностями, которые они рассматривают как единственно возможное будущее для Грузии, и русификацией, которую они считают угрозой этим ценностям. Европейская культура кажется им более близкой и подлинной. Это поколение выросло в Грузии, где происходил медленный, но стабильный процесс европеизации. Поэтому они категорически отвергли законопроект, заимствованный из российского опыта, который ставил под сомнение место Грузии в европейском контексте.
Для многих участников прошлогодние акции стали первыми в их жизни. Те, кто не согласен с политикой властей, навязывающей ярлыки «иностранных агентов» СМИ и НПО, неожиданно проявили храбрость и стойкость: ускользали от спецназа, избегали «залпов» водометов и танцевали под звуки акустических пушек. Главное же – они неустанно возвращались к парламенту. Ни газ, ни робокопы не смогли их разогнать. Полиции приходилось преследовать молодежь по городу до семи утра. Уходя с Руставели, они быстро самоорганизовывались, доставали гаджеты, открывали карты и планировали, какие улицы следует заблокировать, а где лучше оставить пути для отступления. Когда правящая партия была вынуждена отозвать спорный законопроект, все начали говорить, что это – заслуга поколения Gen-Z.
После протестов в марте прошлого года Грузинский институт политики провел исследование среди молодежи поколения Z. Результаты показали, что это поколение проявляет более ярко выраженные проевропейские и антироссийские взгляды по сравнению с предыдущими поколениями. При этом их убеждения не связаны с поддержкой конкретных политических организаций или лидеров, а формируются на основе тех ценностей, которые они получают в университетах.
Исследователи подчеркивают, что наличие цифровой грамотности и многоязычия существенно снижает восприимчивость людей к дезинформации и манипуляциям со стороны политиков. В отличие от предыдущих поколений, современная молодежь ощущает себя менее радикальной, более организованной и свободной от обязательств следовать указаниям власти. Кроме того, протестующие стараются дистанцироваться даже от представителей оппозиционных партий, не позволяя им занимать главенствующую позицию в протестных акциях.
В исследовании отмечается, что в интервью участники поколения Z единодушно выделили ценности, а не авторитеты, как главные мотивации своего протеста.
Какое мнение имеет молодежь, выступающая против закона «об иноагентах» в Грузии?
«Поколение, выросшее с мобильными устройствами»
Поколение Z обычно характеризуют как тех, кто «вырос с мобильниками в руках». Эта формулировка часто имеет негативный оттенок. Тем не менее, согласно исследованию GIP, именно навыки цифровой грамотности стали ключевыми для молодых протестующих, которые смогли опровергнуть правительственную пропаганду, представлявшую законопроект об «иностранных агентах» как аналогичный американскому.
Изобилие информации, которую «зеты» способны быстро обнаруживать и анализировать, придаёт им большую свободу по сравнению с предыдущими поколениями и снижает их подверженность манипуляциям.
Также уровень технологического прогресса позволяет грузинской молодежи более эффективно отслеживать в интернете те ценности и идеалы, к которым они стремятся. К подобным выводам пришли и журналисты издания Economist. По их данным, молодое поколение стран с развивающейся экономикой, в отличие от своих сверстников из развитых стран, имеет более высокое качество жизни по сравнению с родителями: они обладают большим объемом знаний и информацией, что позволяет им лучше осознавать свои цели и стремления.
«Мемы вместо насилия»
Параллельно, представители поколения Z проявляют более критический взгляд на радикальные аспекты грузинской политики и протестных движений, как указывается в исследовании GIP. Они предпочитают использовать мирные, ненасильственные и креативные формы выражения протеста, объединяя креативность и юмор.
На акциях этого года, как и в предыдущем, молодые люди стремятся донести ключевые идеи и атмосферу протестов мирным и понятным способом, используя плакаты и мемы, основанные на известных и запоминающихся шутках.
Представители поколения Z считают, что такой метод является более действенным и менее рискованным для достижения целей протеста. В результате, плакаты, которые молодежь использует на мероприятиях, с каждым днем становятся все более ироничными:
— «Мы посещаем клубы ради музыки и атмосферы!»
«Вы не сможете отравить меня газом — моя бывшая гораздо более токсичная!»
— «Я больше боюсь свою бабушку с тапком в руках, чем вас!»
— «Вы так провалились, что даже интроверты оказались в этой ситуации».
Грузинские представители власти и общественные активисты о законе о «иностранных агентах» в России.
«Сатанисты и анархисты»
Спустя всего несколько дней после того, как в марте минувшего года правящая партия отозвала законопроект «об иноагентах» из законодательного органа, «Грузинская мечта» начала активные действия, развернув кампанию черного пиара. В её прицел попали не только оппозиционные силы, но и молодые люди из поколения Z.
«Мы слышали много критических замечаний о том, что полиция переборщила. Это неправда и абсурд! Кто стал инициатором насилия? Насилие началось с молодежного крыла «Национального движения». Мы знаем всех их поименно, это так называемое движение «Гирчи» под руководством Зураба Джапаридзе и анархисты из Клуба Франклина. Я видел фотографии некоторых из них и был удивлён: несколько молодых людей были одеты в форму, напоминающую стиль сатанистов», — заявил 12 марта прошлого года в эфире проправительственного телеканала «Имеди» тогдашний премьер-министр Ираклий Гарибашвили.
После выступления премьер-министра с критикой молодежи также выступил председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе. Он отметил, что на митинге находились молодые люди, которых он охарактеризовал как «подконтрольных оппозиции», «заблуждающихся» и даже «сатанистов». Лидер партии «Мечта» прямо заявил, что существует серьезная проблема в том, что молодежь «подвергается промывке мозгов» в университетах.
Поколение Z не растерялось и в этой ситуации. Они решили применить «культуру отмены» к лекторам, которые выступали за «российский закон» в грузинском парламенте. Студенты Тбилисского государственного университета, крупнейшего в Грузии, объявили бойкот своему преподавателю Николозу Самхарадзе, который является депутатом и главой комитета по международным отношениям. Они прекратили посещение его занятий после того, как он выразил поддержку законопроекту о иностранных агентах.
В Тбилисском государственном университете несколько раз отменялись лекции Ираклия Кобахидзе из-за запланированных протестов. Студенты собирались принести плакаты в аудиторию и покинуть занятия мирно, без конфликтов. Однако, как только руководство вуза узнавало о намерениях учащихся, их информировали об отмене лекций. Тем не менее, это не остановило студентов от разрыва учебника, написанного Кобахидзе, во дворе университета.
[ФАКТ или ФЕЙК] Законодательство о «иностранных агентах» в Грузии
«Голос нового поколения»
Множество членов поколения Z к предстоящим парламентским выборам осенью этого года либо уже стали совершеннолетними избирателями, либо вскоре достигнут этого возраста. Это обстоятельство может значительно изменить политическую обстановку в Грузии, поддерживая проевропейские и реформаторские партии.
В то же время, появление поколения Z на политической сцене происходит в сложный период: последние годы внутренние политические события в Грузии характеризуются противостоянием между правящей партией «Грузинская мечта», стремящейся сохранить свою власть, и оппозиционным «Единым национальным движением», которое пытается вернуть себе утраченные позиции. В обществе все больше проявляются нигилистические настроения, а опросы свидетельствуют о растущем желании появления третьей силы – согласно последнему исследованию NED, более 60% граждан не идентифицируют себя с ценностями действующих политических партий. Несмотря на то, что у поколения Z уже есть достаточно убедительный голос, оно, вероятно, не сможет самостоятельно решить эти проблемы, однако у него есть шансы стать защитниками европейского будущего страны.