«Абхазию превращают в полигон»: зачем Россия восстанавливает аэропорт в Сухуми - SOVA
политика

«Абхазию превращают в полигон»: зачем Россия восстанавливает аэропорт в Сухуми

Оккупированная Абхазия постепенно трансформируется из курортной зоны в военную. Об этом говорит возросший интерес Москвы к стратегическим объектам в регионе после начала полномасштабной войны в Украине. Восстановив железнодорожное сообщение и начав инфраструктурные работы по строительству военно-морской базы в Очамчире, российские инвесторы приступили к реконструкции Сухумского аэропорта. А это значит, что Абхазия может стать мощной военной базой России на Южном Кавказе, считают эксперты.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Абхазия, Бабушера, Грузия-Россия, Лаша Дзебисашвили, Паата Закареишвили, сухумский аэропорт

Строительство воздушной гавани в поселке Бабушера недалеко от Сухуми уже вызывает серьезные опасения как у местных жителей, так и у грузинских экспертов. Аэропорт может использоваться в военных или околовоенных целях, считают они. На данный момент в Абхазии уже есть один военный аэродром в Бомборе, и не исключено, что объект в Бабушере будет использоваться в тех же целях, говорит конфликтолог Паата Закареишвили.

Соглашение между Сухуми и Москвой о реконструкции аэропорта, который не функционирует уже более 30 лет, было подписано в июне 2023 года – уже после полномасштабного российского вторжения в Украину.

Примечательно, что тендер на проведение работ выиграла компания ООО «Инфраструктурное развитие», принадлежащая Рашиду Нургалиеву – сыну и полному тезке замсекретаря Совета безопасности РФ, бывшего главы МВД Рашида Нургалиева.

Компания восстанавливает аэропорт на беспрецедентно льготных условиях, включая освобождение от налога на имущество и прибыль в течение периода окупаемости до 25 лет. Инвестиционный проект предусматривает реконструкцию всего комплекса, в том числе аэродрома, аэровокзального терминала, объектов, обеспечивающих грузопассажирские перевозки. Аэродром и аэровокзальный комплекс останутся в «государственной собственности» и передадутся инвестору в пользование на 49 лет.

РФ поглощает всю Грузию: как борются в Тбилиси и Сухуми 

Стоит отметить, что международной лицензии у Сухумского аэропорта нет, поэтому авиасообщение будет возможно только с Россией. А аналитики еще в декабре 2021 года отмечали, что реконструкция объекта бессмысленна, ведь он будет убыточным из-за малочисленности населения, дефицита специалистов и техники.

В Москве, впрочем, говорят, что установление прямого авиасообщения с Абхазией – это часть стратегии по развитию туризма.

«Аэропорт не работает уже 30 лет. Этот факт серьезно сдерживает развитие деловой и туристической сферы республики. Для России новый аэропорт решит сразу две важные задачи – снимет крайнюю загруженность с аэропорта Сочи и с многостороннего автомобильного пункта пропуска «Адлер», которые на сегодняшний день являются главными точками входа в Абхазию для российских граждан», – говорил ранее глава Минэкономразвития России Максим Решетников.

Паата Закареишвили, однако, сомневается, что аэропорт будет использован исключительно в гражданских целях:

«Там очень мало людей и рядом есть аэропорт в Адлере, который обеспечивает полеты в любую точку, поэтому вряд ли Бабушерский аэропорт будет загружен гражданскими рейсами. Но вот военные цели – это вполне может быть. Также этот аэропорт может служить для помощи в обходе санкций».

О том, что Сухумский аэропорт подходит для военных маневров, говорит и профессор Университета Грузии Лаша Дзебисашвили:

«Любая инфраструктура подходит для военных маневров, будь это аэропорт, порт или другая транспортная инфраструктура. Главное – чтобы все параметры были соблюдены, а так как Сухумский аэропорт имеет посадочную полосу около 2 километров, и даже еще во время грузино-абхазской войны Грузия не раз сама использовала его в своих военно-транспортных целях, как и Россия уже после войны тоже не раз сажала в этом аэропорту военные самолеты, то любой такой объект подходит под военные и военно-гражданские цели».

Нота упрека: Москва требует от Сухуми разрешения на передачу «Пицунды» третьим лицам

При этом, по словам Дзебисашвили, пока сложно однозначно сказать, будет ли Бабушера использоваться исключительно как авиабаза:

«Там нет складов, ангаров, которые нужны для военных самолетов. Поэтому в таком виде подразумевать, что это будет чисто военный объект, – это, конечно, абсолютный нонсенс и абсурд.

Это фундаментальная работа – перегнать туда военную технику без всякой логистики, без военно-технических работ, которые надо там проделать. Это не месяц и не два. Тут надо как минимум полгода работать, чтобы полноценную базу открыть. Но еще раз повторю: любой гражданский объект, тем более аэропорт, может быть использован в краткосрочной перспективе для каких-то военных целей, например, чтобы посадить самолет, закачать бензин и полететь дальше. И в этом плане в краткосрочной перспективе для каких-нибудь целей минимального масштаба их можно, конечно, использовать как запасные варианты».

Паата Закареишвили, в свою очередь, убежден: реконструкция Сухумского аэропорта вписывается в общий контекст создания в регионе военной инфраструктуры и логистики. Речь, в частности, идет о строительстве морского порта в Очамчире и восстановлении железнодорожного сообщения оккупированного региона с РФ.

«Абхазию превращают в мощную военную базу России на Южном Кавказе. Такой мощной базы у России нет даже в Гюмри, которая находится там по договору с Арменией. У нее нет таких ресурсов, которые есть у абхазской инфраструктуры. Там [в Гюмри] есть только железная дорога и аэропорт, а здесь – целый морской порт и несколько аэропортов. Так что, конечно, абхазские аэропорты, тем более в контексте уязвимости Севастополя и Крыма, вызывают интерес России к военным объектам на Черном море, ближе к Турции, к члену НАТО, и дальше от Украины».

В конце прошлого года, после удара ВСУ по десантному кораблю «Новочеркасск» в порту Феодосии (Крым), в сети появилась информация о начале строительства военно-морской базы в оккупированной Абхазии. Тогда Telegram-каналы опубликовали снимки, на которых видно, что по состоянию на 26 декабря в порту Очамчире находится около 50 судов, хотя за неделю до этого их было 0. На изображениях также была видна разница глубины дна в порту. О выводе большей части кораблей Черноморского флота из Севастополя сообщало также американское издание The Wall Street Journal.

[áмбави] Побег в Очамчире: Путин спасает флот от Украины и ставит под удар Абхазию

Планов по созданию российской военно-морской базы в Очамчире, правда, не скрывали и де-факто власти в Сухуми. Еще 5 октября в интервью российскому изданию «Известия» Аслан Бжания подтвердил подписание соглашения с Кремлем.

Сейчас порт представляет собой пункт базирования сторожевых кораблей Погранслужбы ФСБ России. Эта структура, в частности, занимается охраной т. н. границ самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии.

В то же время, в Москве все чаще стали говорить об использовании и железнодорожного потенциала Абхазии. После грузино-абхазского конфликта (1992-1993 гг.) долгое время железная дорога пребывала в запустеньи. При этом и в 90-е, и в 2008 году эта часть гражданской логистической инфраструктуры использовалась Россией для перевозки тяжелой военной техники. А в 2010-м после получения кредита от России началось частичное восстановление железнодорожного полотна, которым занималась РЖД. За счет российского кредита был произведен ремонт 104 км. дороги от реки Псоу (на границе с Россией) до ж/д вокзала в Сухуми.

В 2021 году по дороге уже прошли составы с 439 тысяч тоннами груза, а к 2022-му тоннаж увеличился до 796 тысяч. Кроме того, прошлым летом свой первый рейс из Сочи в Гагру совершил электропоезд «Ласточка».

На этом же фоне в Москве все чаще стали говорить о восстановлении через территорию Абхазии железнодорожного сообщения с Тбилиси. О разблокировании транспортных коммуникаций упоминали и в Сухуми. Комментируя возможное начало железнодорожного транзита через регион, лидер самопровозглашенной республики Аслан Бжания ссылался на предложение Владимира Путина создать «бесшовный» транзит от Ирана до Дальнего Востока.

Бжания отмечал, что Абхазия «может войти в этот путь» и интегрироваться в эту историю, если Грузия проявит заинтересованность. Де-факто лидер также рассказал, что не так давно в регионе находилась группа специалистов РЖД, которые исследовали восточный участок Абхазской железной дороги.

Дворец принца Ольденбургского в Гагре могут передать российскому инвестору

Официальный Тбилиси информацию о возможном запуске железнодорожного сообщения опровергал. В июне прошлого года тогдашний премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили сказал:

«Речь идет о введении в заблуждение общественности о том, что ведутся тайные переговоры о восстановлении Абхазской железной дороги. Я с ответственностью заявляю, что никаких переговоров по этому вопросу не ведется».

Премьер добавил, что восстановление сообщения через Абхазию возможно лишь в случае объединения страны.

Между тем, руководствуясь своими интересами и связями, де-факто власти Сухуми, кажется, в очередной раз поступилось интересами населения региона. В частности, по информации Telegram-канала «Абхазский портал», в рамках реконструкции Сухумского аэропорта некоторых собственников домов на первой береговой линии у моря планируется переселить. А предложенная компенсация, по их словам, не соответствует истинной стоимости домов и земельных участков.

Де-факто власти пока все отрицают, но делают это довольно невнятно. 27 марта «министр» энергетики Джансух Нанба провел встречу с местными жителями, на которой заявил: информация о переселении людей не соответствует действительности, но «чтобы построить современный аэропорт, отвечающий всем международным требованиям, существующей территории не хватает».

Паата Закареишвили в этой связи отмечает: в контексте возможного использования аэропорта для обхода санкций и в качестве военного плацдарма, переселение местного населения видится де-факто правительству Абхазии не такой уж большой жертвой.

«Реконструкция памяти»: Абхазия в 1917-1921 годы и советские мифы