Для жителей оккупированного Ахалгори вновь начнется выдача «пропусков» — разрешений от фактических властей Цхинвальского региона на посещение других частей Грузии, информирует телеграм-канал «Чреба». Это касается как местных жителей, так и их родственников, которые покинули данный район после августовской войны 2008 года и с тех пор живут в компактных поселениях беженцев в Церовани и Цилкани.
С 26 октября 2023 года жителям Ахалгори больше не выдают «Документы». В преддверии «парламентских выборов» (назначенных на 9 июня 2024 года — ред.) стало известно, что процессом вновь будет руководить Резо Девидзе, который ранее занимался выдачей так называемых пропусков. Местные жители называют его коррупционером и утверждают, что он близок к Гаглоеву.
Он представляет региональное отделение партии власти «Ныхас», кандидатом от которой на президентских выборах выступил нынешний фактический лидер Цхинвальского региона Алан Гаглоев.
Председатель регионального отделения партии «Ныхас» Резо Девидзе привезет и распределит пропуски для жителей Ленингорского района (также известного как Ахалгорский район), а также для граждан Грузии из Церовани, которые позволят им пересекать границу.
Неясно одно: кто поручил КГБ передать свои функции Резо? Председатель регионального отделения партии не должен быть связан с выдачей пропусков — это всегда было прерогативой КГБ республики. Однако перед выборами необходимо было чем-то похвастаться перед населением, показать, что они проявляют заботу. Вот и придумали с пропусками. И даже КГБ одобрил это, — отмечает автор.
Стоит отметить, что известные как «пропуски» начали выдаваться жителям Ахалгорского района с эпохи фактического лидера Эдуарда Кокойты. Приостановка их выдачи произошла с 26 октября 2023 года. Причиной этого послужила новая попытка изменить порядок оформления этих «документов».
Второй причиной является необходимость пересмотреть перечень тех, кто, по мнению фактической власти, действительно должен находиться в Ахалгорском районе. Алан Гаглоев не раз сам проверял списки заявителей и обнаружил случаи, когда местным жителям отказывали в пропусках, в то время как разрешение получали люди, имеющие к району лишь косвенное отношение.
Один из «депутатов» по имени Заза Дрияев предложил, чтобы «пропуска» выдавались не районной «администрацией» Ахалгори, а «КГБ» региона. С этого момента их выдача была прекращена. Гражданская активистка Тамара Меаракишвили сообщала, что некоторые пожилые люди были вынуждены продавать скот и уезжать на зиму к своим детям в Церовани, если срок действия их «пропусков» истек.
При Эдуарде Кокойты вопрос с «пропусками» оставался неизменным – ахалгорцам всегда их предоставляли.
При новом фактическом лидере Леониде Тибилове, который имеет опыт работы в КГБ, методы изменились – началось открытое вымогательство: «пропуски» начали выдавать местные органы «КГБ». Они же устанавливали тарифы на их получение. Со временем сборы с населения начали расти, и власти находили различные предлоги для досрочного аннулирования ранее выданных «документов», продолжая при этом требовать деньги.
Люди расходовали около 100 долларов на приобретение «пропуска». Так как эти пропуска предназначались для 8 000 человек, а 6 000 из них получали их за плату, данный «бизнес» оказался весьма доходным.
При фактическом лидере Цхинвали Анатолии Бибилове разрешения выдавались местным «КГБ», и обстановка была относительно ясной.
Ситуация изменилась с приходом Алана Гаглоева: вновь началась практика «торговли» документами. Кроме того, их выдачей занимались лица без должного опыта в канцелярском деле, из-за чего документы часто терялись. Людям приходилось трижды предоставлять необходимые бумаги, а затем ожидать месяц и более для их получения.
Случаи коррупции в Ахалгорском районе непосредственно связаны с личностью Резо Девидзе, о котором уже упоминалось. Он занимал должность заместителя главы местной администрации Ахалгори и не стеснялся получать взятки от жителей района, включая продукты питания, такие как сыр, а также домашних птиц, как кур и уток.
На текущем этапе пересекать линию оккупации имеют право лишь те жители Ахалгорского района, чьи «пропуска» еще актуальны.