Мнение: минимальная зарплата в Грузии застряла в 90-х годах


georgia minimum wage 1024x683 1 новости OC Media, ЗАРПЛАТА

Данный материал подготовлен в рамках сотрудничества с изданием OC Media. Оригинальную версию на английском языке можно найти по этой ссылке.

С 1990-х годов Грузия пережила множество изменений — десятилетия, отмеченные гражданскими конфликтами, политическими кризисами и экономическими трудностями. Однако есть одна сфера, где страна, по сути, осталась в том далеком времени: уровень минимальной заработной платы.

Минимальная зарплата в частном секторе Грузии последний раз пересматривалась в 1999 году и в настоящее время составляет всего 20 лари (около $7,50) в месяц. Это одна из наименьших минимальных зарплат в мире — такой суммы хватает лишь на покупку нескольких литров молока.

Несмотря на значительную поддержку со стороны общества в отношении увеличения минимальной заработной платы, сменяющиеся правительства предпочитали оставить это решение рынку. Это не только является резким отказом государства от своих обязательств перед гражданами, но и грубым нарушением международных норм прав человека. Время обратить на это внимание.

Трудовые практики Грузии, включая вопросы минимальной заработной платы и другие аспекты социально-экономической политики, будут внимательно изучены в Женеве на неделе, начинающейся 4 марта. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам стартует процесс оценки выполнения Грузией одного из ключевых международных соглашений ООН — Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ICESCR).

В Пакте подчеркивается, что каждый индивид обладает правом на «справедливые и благоприятные условия труда», что включает в себя «справедливую оплату труда», способствующую «достойному существованию для себя и своей семьи». Комитет интерпретировал данное положение как требование для государств устанавливать минимальную заработную плату. В то же время, они акцентируют внимание на том, что простое введение минимальной зарплаты недостаточно: она должна также индексироваться с учетом прожиточного минимума, быть закреплена в законодательстве и установлена на уровне, который гарантирует работникам «достойную жизнь».

В настоящее время Грузия не соответствует ни одному из указанных критериев. Минимальная заработная плата в стране была введена указом президента, а не через законодательные акты, и отсутствует механизм, позволяющий индексировать ее в соответствии с уровнем прожиточного минимума. Очевидно, что она не гарантирует «достойный уровень жизни».

Стоит отметить, что в Грузии вряд ли кто-то действительно получает всего 20 лари в месяц. В 2022 году медианная заработная плата составила 1040 лари (390 долларов), тогда как «неофициальная» минимальная зарплата, как утверждают, составляет около 350 лари (130 долларов). Тем не менее, многие находят способы обойти неофициальные минимумы, что чаще всего негативно сказывается на женщинах-работниках больше всего.

Исследование, проведенное Международной школой экономики при Тбилисском государственном университете в 2022 году, выявило, что 11,9 % мужчин и 24,6 % женщин получают доход ниже 350 лари в месяц. Особенно настораживает то, что 11,7 % женщин и 5,4 % мужчин зарабатывают менее 250 лари (94 доллара).

Ниже представлена информация о прожиточном минимуме в Грузии, который, согласно оценкам властей, необходим для получения достаточного количества калорий для выживания. Одной из причин, по которой важно государственное регулирование зарплат, является предотвращение подобных злоупотреблений. Просто наличие «рынка» не является достаточным.

Еще одной причиной является необходимость обеспечения того, чтобы люди получали достаточную оплату для комфортного существования, а не лишь для выживания. По этой причине международное законодательство четко устанавливает требование, согласно которому минимальная заработная плата должна обеспечивать «достойный уровень жизни».

Права человека не определяют конкретное число, которое бы обозначало, что такое «достойная жизнь», так как экономические реалии и представления о комфорте варьируются в разных странах. Вместо этого важным аспектом является то, обеспечивает ли минимальная заработная плата возможность людям реализовывать свои основные права, согласно международным стандартам: доступ к пище, медицинским услугам, воде, санитарии, жилью, одежде, транспортным расходам и прочим необходимостям.

Это говорит о том, что прожиточный минимум в Грузии, который составляет примерно 250 лари, не может служить адекватной основой для определения минимальной заработной платы. Этот минимум формируется исключительно на основе продуктовой корзины, которая является глубоко неверной, и ориентирована только на физиологические потребности. Минимальная заработная плата, соответствующая стандартам прав человека, должна принимать во внимание не только расходы на питание.

Более результативным методом, как недавно отметил специальный докладчик ООН по вопросам крайней бедности и прав человека, является установление правительством минимальной заработной платы на основе опубликованных данных о «прожиточном минимуме» или же путем расчета собственного прожиточного минимума. Хотя существуют различные способы определения прожиточного минимума, большинство из них точно соответствует требованиям «достойной жизни», которые прописаны в международных нормах прав человека.

Недавние данные о прожиточном минимуме в Грузии показывают следующие цифры: 1 272 лари ($480) в месяц (оценка 2021 года от грузинского профсоюза «Сеть солидарности»); 1 706 лари ($640) в месяц (оценка 2022 года, проведенная Фондом показателей заработной платы); и 2 371 лари ($890) в месяц (оценка 2021 года от Кампании за чистую одежду, объединяющей неправительственные организации и профсоюзы в швейной отрасли).

Как бы ни сложилась ситуация в Грузии, одно очевидно: эпоха 1990-х осталась в прошлом, как и время мизерной заработной платы. Комитет ООН должен напомнить Грузии о ее обязательствах и предложить «дорожную карту», которая в сотрудничестве с независимыми профсоюзами работников поможет установить минимальную заработную плату, учитывающую основные права человека и обеспечивающую достойное качество жизни для граждан Грузии.

Автор: Джефф Визе — ведущий консультант в организации Human Rights Watch.

Related posts