«Ираклий Гаврилович!»: почему западный курс нового премьера Грузии ставят под сомнение


Первое заседание правительства Грузии под руководством нового премьера Ираклия Кобахидзе проходило на фоне акции протеста. Члены студенческого движения собрались у здания государственной канцелярии, чтобы выступить против его назначения главой правительства. Бывший лидер «Грузинской мечты», которого последовательно обвиняли в продвижении антизападных нарративов, теперь предлагает правительственную программу под названием «Для построения европейского государства». Эксперты, впрочем, считают: с назначением Кобахидзе в стране изменится немногое, поскольку реальная власть по-прежнему находится в руках олигарха Бидзины Иванишвили.

Новый логотип SOVA маленький политика, Бидзина Иванишвили, Грузинская мечта, Грузия-ЕС, Грузия-Россия, Ираклий Кобахидзе

«Неприемлемый премьер»

«Ираклий Гаврилович». С таким девизом 12 февраля представители студенческого движения встретили Ираклия Кобахидзе у здания правительства в его первый рабочий день на посту премьер-министра Грузии. В то время как чиновник объявлял о новых кадровых назначениях в своем кабинете, активисты напоминали о трагических событиях «Ночи Гаврилова» в июне 2019 года, когда Кобахидзе, занимая должность спикера парламента, уступил свое место депутату Госдумы РФ Сергею Гаврилову.

Приход российского коммуниста к власти завершился стихийными протестами и жестким разгонным акциями демонстрантов. Критики власти возлагают ответственность за произошедшее на Кобахидзе. На фоне возникших беспорядков спикер парламента был вынужден уйти в отставку, но позже его избрали лидером правящей партии «Грузинская мечта». Теперь Кобахидзе снова продвинулся по служебной лестнице, став премьер-министром. Оппозиционные и гражданские группы считают это назначение недопустимым.

Основатель Европейско-грузинского института (EGI) Георгий Мелашвили отмечает, что многие решения, принимаемые «Грузинской мечтой», действительно вызывают серьезные сомнения. Однако почетный председатель партии Бидзина Иванишвили руководствуется не стандартами приемлемости, а своей собственной, порой трудноразоблачимой логикой. Для того чтобы понять, почему Иванишвили выбрал Ираклия Кобахидзе на пост премьера, необходимо разобраться в его взглядах на грузинскую политическую ситуацию.

Для него грузинская политика не является политикой в привычном смысле, как это принято на Западе; она скорее воспринимается как менеджмент. Он видит Грузию как корпорацию, и для него не так важно, кто займет пост генерального директора. Главное – чтобы его желания были удовлетворены именно так, как он хочет. С этой перспективы Кобахидзе представляется более подходящей кандидатурой, так как он обладает более тонким умом и лучшими возможностями для продвижения взглядов «Грузинской мечты» и их представления нашим западным партнерам.

Семь новых постановок «Мечты»: от Иванишвили до Кобахидзе.

Эксперты полагают, что изменения в правительстве представляют собой лишь поверхностные изменения, и ожидать настоящих преобразований не стоит.

«Если говорить откровенно, у меня нет значительных ожиданий от премьерства Кобахидзе. Не думаю, что произойдут серьезные изменения по сравнению с периодом, когда у власти был Гарибашвили. Возможно, будет усилен акцент на юридических аспектах, в чем он, безусловно, компетентен, но каких-либо заметных улучшений в контексте евроинтеграции Грузии я не предвижу», – отмечает Мелашвили.

Похоже, что президент Саломе Зурабишвили разделяет это мнение. В день, когда было утверждено новое правительство под руководством Кобахидзе, она разместила в Facebook цитату своего прадеда, грузинского общественного деятеля и публициста Нико Николадзе.

Чиновники, которые на протяжении 25 лет оставались на одних и тех же постах, при назначении нового губернатора неизменно говорят, что он «единственный», «неповторимый», «орел», «не человек, а ангел» и так далее. Однако, как только этого «орла» переводят на другую должность и приходит его преемник с иным стилем руководства, чиновники тотчас же начинают называть его «единственным», «орлом» и так дальше. С легким намеком они дают понять, что «предшественнику» до такого уровня было далеко…

Лицом к Европе или прозападная маска

В день, когда грузинское парламентское бюро зарегистрировало вопрос о новом составе кабинета министров под руководством Кобахидзе, кандидат на пост премьер-министра представил свою программу, названную «Для создания европейского государства». Позже было объявлено, что первым визитом в качестве премьер-министра Кобахидзе отправится в Брюссель – столицу Евросоюза и место расположения штаб-квартиры НАТО. Однако, по мнению Георгия Мелашвили, этот шаг может вновь стать лишь показателем «прозападной маски» правительства, которое проводит авторитарную политику внутри страны.

Мы продолжаем наблюдать атаки на противников, независимые медиа, НПО и так далее. Поездка Кобахидзе с первым визитом в Брюссель, а не в Ереван или Баку, не является значимым сигналом. Все понимают, что ключевые решения принимаются не Ираклием Кобахидзе или Ираклием Гарибашвили. Это еще одна попытка «Грузинской мечты» сохранить западную маску, чтобы удержать поддержку своего прозападного электората, без которого выиграть выборы невозможно.

Хотя не ожидается значительных изменений во внешнеполитическом курсе «Мечты», кандидатура Кобахидзе может оказаться более приемлемой для Запада, так как Гарибашвили нередко высказывал резкие критические замечания в его адрес.

Назначение Кобахидзе не меняет основную позицию правящей партии и их критику Запада, однако придаёт этим высказываниям большую сложность и изощрённость, что усложняет их восприятие. В отличие от Гарибашвили, который был более откровенным и запомнился своими неудачами на международных форумах, Кобахидзе, вероятно, будет выражать аналогичные идеи, но с использованием более утончённой риторики. Гарибашвили не обладал таким уровнем западного образования, как Кобахидзе, что позволяет последнему с приятной улыбкой защищать самые антизападные взгляды «Грузинской мечты», одновременно поддерживая двойственные стандарты, — отмечает основатель Европейско-грузинского института.

«Советская система в новом обличье»: Давид Дарчиашвили о переменах в «Грузинской мечте» и прогнозах Иванишвили.

Следует отметить, что Ираклий Кобахидзе, как и его предшественник, также сделал ряд некорректных заявлений в адрес дипломатов из Европы и США. Эксперты подчеркивали, что бывший лидер «Грузинской мечты» исполнял особую роль в распространении антизападных нарративов. Именно ему было поручено объявить о выходе правящей партии из так называемого «Соглашения Шарля Мишеля». Как позже проанализировало издание OC Media, председатель правящей партии в первые шесть месяцев после начала войны в Украине не менее 57 раз публично критиковал западных представителей, включая дипломатов, европарламентариев и институты Евросоюза.

По мнению Георгия Мелашвили, вряд ли риторика Кобахидзе изменится после его назначения на пост премьер-министра.

«Я не предполагаю такого развития событий. Однако, даже если Кобахидзе внесет небольшие изменения, у него всегда будет возможность обратиться к спикерам: парламенту, председателю парламента и представителям партии-сателлита «Сила народа», которые смогут озвучивать те сообщения, которые, возможно, ему будет неудобно произнести. Тем не менее, это не изменит сути дела. Эти сообщения останутся месседжами правящей партии.»

«Продолжение прагматичной политики»

Тбилиси, в свою очередь, продолжает получать положительные отзывы из Москвы. На этот раз похвалу выразил заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин. Он отметил, что, несмотря на отсутствие дипломатических отношений с Грузией, Россия планирует и далее стремиться к сближению.

Что касается дипломатических связей с Тбилиси, то, как известно, они были прерваны в 2008 году по инициативе режима Саакашвили. К сожалению, восстановление этих отношений связано с политическими условиями, которые не соответствуют новым реалиям в регионе. Мы, в свою очередь, несмотря на отсутствие дипломатических связей, планируем продолжать содействовать нормализации отношений с Грузией.

Галузин отметил, что наблюдается положительная динамика в торгово-экономических отношениях между Россией и Грузией.

Благодаря практичному подходу грузинского руководства удалось преодолеть трудный этап в двусторонних отношениях, который был обусловлен известной провокацией радикалов в Грузии в 2019 году. В минувшем году был отменен визовый режим, действовавший с 2000 года, для краткосрочных поездок граждан Грузии в Россию, а также восстановлено прямое авиасообщение.

Ираклий покинул пост, Ираклий остался на месте: «Грузинская мечта» провела кадровые изменения.

Дипломат уверен, что данные меры были восприняты правительством и подавляющим числом граждан Грузии с одобрением.

О «прагматизме», который исповедует правительство «Грузинской мечты», ранее говорила и официальный представитель МИД России Мария Захарова. В ответ на вопрос о том, как министерство оценивает результаты отношений России со странами СНГ, а также с Грузией и ее непризнанными регионами в 2023 году, Захарова отметила: Москва не осталась в долгу перед Тбилиси и в ответ на «прагматичную политику» руководства страны восстановила прямые авиарейсы и сняла визовые ограничения для граждан Грузии.

В прошлом году руководство Грузии придерживалось прагматичного подхода к России. Они отменили визовый режим для краткосрочных поездок граждан Грузии, который действовал с 2000 года, и восстановили прямые авиарейсы. Это содействовало улучшению взаимодействия между людьми и способствовало укреплению торгово-экономических связей. Грузия нацелена на дальнейшую нормализацию двусторонних отношений, при условии, что Тбилиси также предпримет соответствующие шаги.

Георгий Мелашвили предупреждает, что похвала из Кремля служит крайне тревожным знаком для Грузии. Основатель Европейско-грузинского института в этой связи вспоминает один из недавних эпизодов в истории страны, который иллюстрирует, как Москва осуществляет свои интересы на Кавказе. В частности, он упоминает покушение на бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе: 9 февраля 1998 года в центре Тбилиси его кортеж подвергся обстрелу из гранатомета и автоматического оружия.

Этот текст иллюстрирует, что когда Россия недовольна, это создает серьезные трудности для Грузии. Почему произошел этот теракт? Причиной стало то, что Шеварднадзе в партнерстве с Алиевым-старшим поддержал реализацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который ослабил влияние Кремля на Кавказе и заложил основы для западных интересов в регионе. Таким образом, когда Грузия начинает отстаивать свои национальные интересы и стремится защититься от Российской Федерации, она получает не одобрение от Кремля, как это происходит сейчас, а совершенно иное сообщение.

В Грузии назначен новый премьер-министр: какова цель олигарха Иванишвили?

Related posts