Перестановка Ираклиев: зачем «Грузинской мечте» рокировка и станет ли премьером Кобахидзе


Когда олигарх Бидзина Иванишвили во второй раз «навсегда» уходил из политики и с поста председателя созданной им партии, должность лидера «Грузинской мечты» он завещал Ираклию Кобахидзе. Месяц назад, в третий раз вернувшись в политику в качестве «почетного председателя партии», Иванишвили, судя по всему, решил возложить на Кобахидзе новые обязанности – теперь уже премьер-министра страны. SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, Ираклий Гарибашвили, Ираклий Кобахидзе

Лидера «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе часто называли преемником основателя данной политической силы в СМИ. Он сам описывал себя следующим образом:

«На третьем месте в списке «Грузинской мечты» находится магистр права, окончивший Тбилисский государственный университет и Дюссельдорфский университет. Я также являюсь доктором права этого же университета и профессором в Тбилисском университете. Кроме того, я занимаю должность вице-президента Парламентской ассамблеи Совета Европы. На этом я сделаю паузу и не буду углубляться далее. Это я, Ираклий Кобахидзе, занимающий третью позицию в списке».

Позиция Кобахидзе в списке «Грузинской мечты» оказалась значительно выше его места в симпатиях грузинского избирателя. Это подтверждают данные последнего опроса, проведенного Международным республиканским институтом США (IRI). По результатам исследования, Кобахидзе занимает лишь 12-е место среди популярных политиков. Он оказался ниже таких оппозиционных фигур, как Алеко Элисашвили, Георгий Вашадзе и Шалва Нателашвили.

Тем не менее, наиболее вероятным кандидатом на пост нового премьер-министра Грузии считается Ираклий Кобахидзе. Уже стало известно, что вместо него на пост лидера партии «Мечта» будет назначен действующий премьер Ираклий Гарибашвили, который 29 января объявил о своей отставке. Таким образом, можно ожидать изменения в правящей команде.

Кобахидзе является представителем нового поколения руководителей «Грузинской мечты». Он присоединился к партии в 2015 году, за год до выборов в парламент. В тот период он занял должность исполнительного секретаря «Мечты» и вошёл в политический совет. Кроме того, в 2016 году Кобахидзе стал заместителем главы избирательного штаба партии, а в 2020 году уже возглавил этот штаб.

Одним из значительных событий в его политической карьере стали драматические события 20 июня 2019 года, когда Кобахидзе, занимавший пост спикера парламента, уступил свое место депутату Госдумы РФ Сергею Гаврилову. Присутствие российского депутата-коммуниста на председательском месте вызвало массовые протесты в Тбилиси, которые были подавлены силовыми методами. В результате жестких действий спецназа в так называемую «Ночь Гаврилова» Кобахидзе был вынужден уйти с поста спикера парламента.

В Грузии назначен новый премьер-министр: какая цель у олигарха Иванишвили?

Отставка, однако, не означала его полного исчезновения с политической арены. Напротив, вскоре Ираклий Кобахидзе занял важную должность председателя партии «Грузинская мечта», которую ему передал сам Бидзина Иванишвили. Олигарх тогда отмечал, что будущий лидер партии – «очень одаренный человек». Тем не менее, критики власти утверждали, что его талант в основном заключался в умении угождать Иванишвили и преследовать оппонентов. Кобахидзе особенно преуспел в использовании жесткой риторики против своих политических противников. Считается, что именно он ввел в обиход в Грузии термины «деструктивная оппозиция» и «партия войны», а также активно стремился демонизировать «Единое национальное движение» и его союзников.

Одной из ключевых задач лидера «Грузинской мечты» стало развитие антизападной риторики. Ему было доверено делать заявления, которые вызывали недовольство со стороны международных партнеров. В частности, Кобахидзе, участвуя в переговорах с оппозицией при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля, впоследствии объявил о выходе «Грузинской мечты» из так называемого «Соглашения Мишеля». Критики в тот момент утверждали, что Кобахидзе в прямом эфире изменял курс страны.

Лидер партии «Мечта» проявил себя во время обсуждения законопроекта, аналогичного российскому закону об иноагентах. Он активно поддержал спорную инициативу «Силы народа», подчеркивая положительные аспекты данного репрессивного законопроекта. Участников массовых протестов против голосования в парламенте он называл соучастниками насилия и возглавил кампанию, направленную на деморализацию 21-летнего Лазаре Григориадиса, который был обвинен в участии в беспорядках во время этих акций. Председатель «Грузинской мечты» уделял особое внимание внешнему виду Григориадиса и его «неопределенной ориентации».

Кобахидзе не только комментировал судебные процессы, но и активно принимал в них участие. Он представлял интересы своей партии в Конституционном суде, обвиняя президента Саломе Зурабишвили в «антиконституционных действиях» и инициируя процедуру импичмента из-за ее несогласованных поездок в Европу. Во время своих визитов президент призывала лидеров ЕС рассмотреть возможность предоставления Грузии статуса кандидата на вступление в Содружество, однако в правящей партии утверждали, что такие поездки лишь препятствуют евроинтеграции.

Тем не менее, «Грузинскую мечту» неоднократно упрекали в том, что она препятствует сближению с Европейским Союзом. После масштабного вторжения России в Украину возникли серьезные сомнения в сохранении прозападного курса. «Мечта» отказалась поддерживать антироссийские санкции, активно критиковала команду Зеленского и обвиняла Запад в попытках вовлечь Грузию в конфликт с Россией. Кобахидзе даже предложил провести плебисцит, чтобы «узнать мнение народа о желании открыть второй фронт».

Избирательная кампания, насыщенная ненавистной риторикой: характерные черты политической борьбы в Грузии.

С начала конфликта в Украине издание OC Media зафиксировало не менее 57 случаев, когда лидер правящей партии открыто высказывался с критикой в адрес западных представителей – дипломатов, членов Европарламента и учреждений ЕС. В связи с этим назначение Кобахидзе на пост премьер-министра, который известен своими недипломатичными нападками и агрессивной риторикой по отношению к стратегическим партнёрам, может восприниматься Западом как определённый сигнал.

На данный момент наблюдатели размышляют о причинах, по которым Бидзина Иванишвили решил произвести изменения в своей политической команде. Согласно одной из теорий, возвращение олигарха в политику связано с желанием минимизировать риски перед будущими парламентскими выборами. Кобахидзе, не обладающий ни международными связями, ни квалифицированной командой, ни хорошей репутацией, оказывается идеальной фигурой для Иванишвили, так как у него нет шансов стать самостоятельным политическим деятелем. Эксперты отмечают, что он абсолютно «стерилен» и предан бизнесмену. Эка Беселия, ранее работавшая с Иванишвили, в интервью телеканалу Formula также упомянула, что Кобахидзе является безусловным исполнителем всех указаний, несмотря на то, что олигарху он не слишком симпатичен.

Он всегда готов согласиться. Это спокойный исполнитель, способный на многое. Избиратели не проявляют симпатий к Кобахидзе. Мне известно, что внутри команды царила сложная атмосфера общения по этому поводу. Кобахидзе не смог наладить контакт с избирателями. Однако в этот выборный год Иванишвили максимально уменьшил риски неожиданных ситуаций, которые могли бы выйти из-под его контроля.

Не верю, что Иванишвили сам решил назначить Кобахидзе. Я помню, что у него не было к нему симпатии из-за его принципов и манеры поведения. Хотя он и не любил его, он оставил на посту, потому что в какой-то момент это показалось ему целесообразным. И сейчас его отношение не изменилось. Возможно, перед Иванишвили стояла определенная задача, или ему просто необходима такая модель управления. Может быть, он действительно хочет проиграть выборы? Назначив Кобахидзе премьером, он словно подает избирателям сигнал о том, что их ожидания не будут оправданы. И он действительно это сделал.

Существует еще одна теория, согласно которой Иванишвили решил провести рокировку перед выборами из-за скандалов, связанных с коррупцией, в которые был вовлечён Гарибашвили. В этом контексте репутация Кобахидзе выглядит более безупречно. По крайней мере, его имя реже упоминается в материалах и статьях критически настроенных СМИ, касающихся коррупционных схем и финансовых злоупотреблений.

Пока неясно, станет ли Ираклий Кобахидзе новым премьер-министром Грузии. В партии «Мечта» официально не раскрывают имя будущего главы правительства. Даже во время объявления о своей отставке Гарибашвили не упомянул о своем преемнике. Однако прозвучали некоторые намеки. Например, Мамука Мдинарадзе, которого считают частью команды Кобахидзе, высказал мнение, что новым премьером может стать текущий лидер партии.

Ираклий Кобахидзе в день, когда было объявлено о resign Гарибашвили, разместил на своей странице в Facebook экономический пост, содержащий элементы программного плана:

«Мы располагаем всеми необходимыми ресурсами, чтобы к 2030 году минимизировать разрыв с развитыми европейскими государствами, полностью избавиться от бедности и достичь высокого уровня доходов. Основным условием для этого, наряду с грамотной экономической стратегией, является поддержание мира и стабильности в стране.»

На данный момент известно только то, что Грузия временно осталась без премьер-министра. Решение о том, кто займет этот пост, будет зависеть исключительно от Бидзины Иванишвили. Эксперты уверены, что изменения в партии «Грузинская мечта» имеют значение лишь для самой партии, поскольку от смены Ираклия результата не изменится.

[а́мбави] Игра в русскую рулетку: какие последствия ждут «Грузинскую мечту» накануне выборов 2024 года.

Related posts