Судьи: Конституция Грузии не предусматривает увольнение президента по «утрате доверия»


sud новости импичмент, Конституция Грузии, Президент Грузии, Саломе Зурабишвили

Судьи Конституционного суда Грузии, выступившие против импичмента президента Саломе Зурабишвили, отметили, что Конституция не содержит положения о возможности отстранения президента на основании «утраты доверия».

Три судебных деятеля — Ирина Имерлишвили, Георгий Кверенчхиладзе и Теймураз Тугуши — выразили мнение, что своим решением Конституционный Суд закладывает формальную и юридическую базу для политических убеждений, согласно которым президент Грузии может быть устранен с поста за нарушение Конституции лишь из-за отсутствия доверия к нему.

Также, как считают авторы, выражающие несогласие, инициаторы конституционного обращения и представители грузинского правительства даже не упоминают о том, что три визита или любые действия, предпринятые президентом Грузии, негативно сказались на осуществлении внешнеполитических инициатив правительства.

В процессе реализации международных отношений все конституционные органы, включая президента Грузии, обязаны оказывать поддержку правительству в осуществлении внешней политики и своими действиями не препятствовать достижению внешнеполитических целей, к которым правительство стремится в рамках определенной стратегии.

Мы поддерживаем мнение наших партнеров о том, что в международной политике президенту необходимо проявлять осторожность, чтобы его высказывания были согласованы с правительством и не воспринимались отдельно от официальной позиции государства.

Наши коллеги, в сущности, корректно понимают соотношение полномочий между президентом и правительством Грузии в рамках Конституции страны, подчеркивая церемониальную функцию президента в качестве главы государства и рассматривая правительство как институт, отвечающий за формулирование и осуществление внешнеполитической стратегии.

Мы также согласны с мнением о том, что действия президента Грузии за пределами страны могут негативно сказаться на внешнеполитической линии правительства. Тем не менее, ни авторы статей, ни наши коллеги не отмечают, что президент каким-либо образом причинила вред или препятствовала реализации внешней политики правительства Грузии своими противоречивыми визитами или высказываниями, сделанными во время этих поездок.

Конституционный суд: нельзя оправдывать нарушение одной нормы соблюдением другой.

В материалах дела отсутствуют свидетельства того, что президент Грузии высказывала мнения, которые противоречат внешнеполитическим курсам правительства, и/или касалась вопросов, выходящих за пределы своей церемониальной роли как главы государства, и/или осуществляла действия, способные нанести вред внешней политике Грузии.

В текущем деле отсутствуют какие-либо доказательства того, что правительство вмешивалось в осуществление внешней политики, проводимой президентом Грузии. Более того, как авторы конституционных представлений, так и представители грузинского правительства не утверждают, что три визита или действия, предпринятые президентом Грузии в их ходе, каким-либо образом повредили процесс реализации внешней политики правительства и/или противоречили установленным принципам этой политики.

Таким образом, представленные в деле доказательства не свидетельствуют о том, что действия президента Грузии отрицательно сказались на внешней политике грузинского правительства.

Согласие членов нашей команды на отставку президента Грузии основано на предположении, что её действия могут влиять негативно на реализацию внешнеполитических инициатив правительства Грузии в дальнейшем. В этой связи Конституционный суд Грузии устанавливает правовую и формальную платформу для политических позиций, согласно которым президент может быть отстранён от своей должности за нарушение Конституции, если ему «не доверяют».

На наш взгляд, Конституция Грузии не содержит положений, которые бы позволяли увольнять президента страны в случае потери доверия со стороны иных органов власти.

Инициаторы импичмента и Конституционный суд Грузии обязаны отреагировать на уже произошедшие события и оценить действия президента страны, которые могут противоречить Конституции Грузии, только в тех случаях, когда он/она превышает свои полномочия или, действуя в рамках своих полномочий, нарушает компетенцию правительства или иные конституционные нормы. В данном случае наличие любого из упомянутых обстоятельств очевидно не было акцентировано.

Учитывая все вышесказанное, мы полагаем, что доказательства, представленные в данном деле, не подтверждают того, что президент Грузии, совершая оспариваемые визиты, превысила свои полномочия или каким-либо образом воспрепятствовала правительству Грузии в реализации своей внешней политики.

Таким образом, доказательства, представленные в данном деле, не служат основанием для действий президента Грузии, противоречащих Конституции страны», — отмечается в документе.

Отметим, что данную точку зрения не поддержали шесть судей Конституционного суда Грузии. Наоборот, они указали на то, что Саломе Зурабишвили нарушила главный закон государства — Конституцию.

Конституционный суд: президент Грузии совершила нарушение Конституции.

Related posts