oc media новости OC Media, Евгений Пригожин, ЧВК Вагнер

Северокавказские наемники Вагнера не смогли смыть свои грехи украинской кровью

Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.

Уход из жизни босса «Вагнера» Евгения Пригожина и снижение роли наемников на Украине мало способствовали ослаблению опасений на Северном Кавказе по поводу возвращения тысяч наемников, ранее осужденных за грабежи, изнасилования и убийства.

В апреле на улице был зарезан 38-летний житель Цхинвали (Цхинвала), Южная Осетия.

Известно, что Сослан Валиев, известный в народе как «Цугри», имел отклонения в развитии и пользовался большой любовью в обществе, а нынешний президент Алан Гаглоев и бывший президент Эдуард Кокойты осудили его убийство и выразили соболезнования его семье.

Его убийца, Георгий Сиукаев, был арестован на следующий день. Сиукаев уже отбывал срок за убийство, совершенное в 2014 году в Донецке. До освобождения он провел в тюрьме всего несколько недель, согласившись служить в «Вагнере» — российской частной военной компании, основанной покойным Евгением Пригожиным.

С тех пор он носил позывной «Арбалет» и служил на оккупированных Россией украинских территориях, принимая участие в полномасштабном вторжении в Украину в 2022 году.

Сиукаев был одним из тысяч наемников «Вагнера», получивших свободу в обмен на участие в боевых действиях в Украине. Многие наемники были осуждены за убийства, изнасилования и другие тяжкие преступления, что вызывает опасения по поводу их возвращения к мирной жизни после прекращения боевых действий или истечения срока контракта.

В январе Пригожин объявил, что «первая волна» ранее осужденных наемников «Вагнера» завершила свою военную службу. Вскоре после этого многие из них были награждены президентом Владимиром Путиным.

В феврале Пригожин заявил, что его группа прекратила набор заключенных, а в июне объявил, что 32 тыс. бывших заключенных выполнили свои договорные обязательства с Вагнером.

В отдельном интервью прокремлевскому политтехнологу Константину Долгову Пригожин заявил, что всего в ряды Вагнера вступили 50 тыс. осужденных, около 20% из которых погибли во время боевых действий в Украине.

До этого года пенитенциарная служба России, МВД и Генпрокуратура регулярно публиковали статистику о преступлениях, совершенных, в том числе, бывшими членами «Вагнера». Прекращение этой деятельности вынудило журналистов искать иные источники или полагаться на информацию, распространяемую немногими оставшимися в России некоммерческими организациями.

Убийца жены, наркоман, герой войны

В другом громком деле на Кавказе «Вагнер» завербовал из колонии бывшего сотрудника милиции Северной Осетии Вадима Техова. Он был приговорен к 16 годам лишения свободы за жестокое убийство бывшей жены, нарушение запретов и участие в массовой драке с ингушами в Северной Осетии.

На записях камер видеонаблюдения видно, как Техов наносит своей бывшей жене Регине Гагиевой 21 удар ножом. Через шесть дней она скончалась от полученных ран, не приходя в сознание.

Тысячи жителей Северной Осетии приняли участие в ее похоронной процессии, а местные активистки феминистского движения осудили власти за то, что они не обеспечили ее безопасность. По имеющимся данным, Гагиева искала защиты у полиции с ноября 2017 года, а Техов, на которого в момент нападения был надет электронный маячок, должен был находиться под домашним арестом.

Бой в Украине, судя по всему, не реабилитировал Техова: как только закончился его контракт с Вагнером, он был пойман на торговле наркотиками в Украине. Он снова избежал тюремного срока, заключив очередную сделку с силами Пригожина.

По истечении срока второго контракта Техов вернулся в свой дом в центре Владикавказа, столицы Северной Осетии. Родственники его бывших жен опасаются расправы над ними за то, что они способствовали его заключению в тюрьму.

«Мы не можем добиться ответа от начальника тюрьмы, где содержался Техов, — рассказывает OC Media Роксана Гагиева, сестра Регины. «Как его освободили?».

«Он особо опасный преступник, рецидивист», — добавила она.

Прием, оказанный Техову во Владикавказе после его возвращения из Украины, свидетельствует о том, что люди обеспокоены вербовкой Вагнера и последующим возвращением опасных преступников в свои общины.

По словам североосетинского журналиста Руслана Тотрова, преступления, совершенные бывшими членами «Вагнера» по всей России, находятся под пристальным вниманием общественности, которая называет осужденных, ставших наемниками, «свободными пушками».

«Это абсолютно неуправляемые снаряды, выпущенные из огненной топки по пока еще мирным российским городам», — сказал Тотров в интервью OC Media. «Эти люди будут страдать посттравматическим стрессовым расстройством, что неудивительно, и, кроме всего прочего, у них есть судимости за особо тяжкие преступления».

Возвращение к прежней жизни

Известно, что осужденные, освободившиеся из мест заключения, совершали в России различные преступления — от грабежей до вымогательств, от шантажа до покушений и убийств.

На Кавказе в конце апреля в Краснодарском крае пропали 18-летние Кирилл Чубко и Татьяна Мостыко. После известия об их исчезновении на поиски отправилась поисковая группа из 500 добровольцев, которая через несколько дней обнаружила их тела.

По подозрению в их убийстве милиция задержала Демьяна Кеворкяна, 31-летнего бывшего зэка, отбывавшего срок в Украине в составе группы Вагнера.

Многие в Краснодарском крае остались в недоумении, как Кеворкяну смягчили 18-летний приговор, несмотря на то, что он отбывал наказание за вымогательство, разбой, угон автомобиля и убийство.

В Волгограде Арсен Мелконян, приговоренный к 11 годам лишения свободы за избиение человека до смерти в 2020 году, получил новую жизнь за службу у Вагнера. По возвращении в Волгоград он был вновь приговорен к лишению свободы за угрозу убийством бывшей жены и ее дочери.

В мае 42-летний Сергей из Новосибирска был обвинен в изнасиловании двух девочек 10 и 12 лет — всего через несколько дней после того, как истек срок его контракта с компанией «Вагнер».

Перед смертью Пригожин подтвердил, что этот человек служил в его частной военной компании, но при этом отверг тяжесть якобы совершенного им преступления.

«Ну, ребята, эти насильники, их просто огромное количество, изнасилований — их просто происходит по 20-50 в день», — говорил тогда Пригожин.

Пригожин всегда защищал бывших членов «Вагнера» перед лицом юридической проверки, утверждая, что осужденные, работавшие в его группе, совершили всего 83 преступления по состоянию на июнь 2023 года.

«Это в 80 раз меньше, чем совершили те, кто освободился из мест лишения свободы на аналогичный срок без контракта с группой «Вагнер», — говорил Пригожин.

В условиях отсутствия открытого доступа к статистике преступлений, совершенных бывшими членами «Вагнера», некоторые россияне по-прежнему скептически относятся к вероятности того, что бывшие осужденные, воевавшие на фронте, вернутся и будут создавать проблемы в России.

Однако Яна Шерова-Игнатьева, психолог-травматолог из Санкт-Петербурга, считает, что, хотя война может способствовать росту насилия в обществе, особенно если участники боевых действий не обращаются за психологической помощью после службы, пока рано говорить о том, как это может отразиться на России.

«Мы не можем знать, есть ли разница в количестве преступлений, совершенных осужденными, которые воевали, и теми, кто просто отбывал срок», — сказала Шерова-Игнатьева в интервью OC Media.

«Существование проблемы надо как-то признать, а спроса на нее нет», — говорит она OC Media. «Это не проблема каждого участника боевых действий, а проблема окружающего их общества».

«Демонизация не нужна», — говорит Шерова-Игнатьева. «Мы все понимаем, что ужасы случаются и будут случаться. Он никогда не остается в коробке; он выплескивается наружу. Война коренным образом меняет общество».

«Смывая свои грехи кровью»

После смерти Пригожина и, похоже, нейтрализации его группы Вагнера опасения по поводу возвращения осужденных в общество не исчезли.

Пригожин еще в начале года объявил, что «Вагнер» прекратил вербовку в российские тюрьмы. В то же время, по некоторым данным, большинство осужденных, служивших у Вагнера, уже отработали свой контракт или были уволены после июльского мятежа.

Однако, судя по всему, Москва не желает расставаться с наследием Пригожина: Госдума приняла законопроект, согласно которому осужденные могут снять судимость в обмен на непосредственную службу в Вооруженных Силах РФ.

С начала войны появились сообщения о том, что этнические и религиозные меньшинства в России, в том числе на Северном Кавказе, призываются в армию в непропорционально больших количествах, чем жители регионов с преобладающим этническим составом русских.

Для североосетинского журналиста Руслана Тотрова возвращение осужденных с фронта является реальной проблемой.

По его словам, как бы они ни старались, бывшие осужденные, служащие в Украине, не могут «смыть свои грехи кровью».

«Я не верю, что какие-то «героические» подвиги на войне, связанной с несправедливым вторжением на чужую землю, списывают прежние преступления», — говорит он.

Для удобства чтения издание OC Media решило не использовать такие определения, как «де-факто», «непризнанный» или «частично признанный» при обсуждении институтов или политических должностей в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает фиксирования позиции в отношении их статуса.

Автор — Елизавета Чухарова

Елизавета Чухарова — независимый журналист с Северного Кавказа, работающий в Праге. Она освещает темы, связанные с правами человека, политикой, социальными и экономическими вопросами.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости